Тема: Лексические и фразеологические единицы русского языка.
Цели работы:
1.Вырабатывать умение работать с толковыми словарями и словарём иностранных слов.
2. Вызвать интерес к предмету и к своей специальности.
Задание:Нахождение и выписывание значений слов железнодорожной тематики.
Порядок выполнения работы: Найти и выписать в тетрадь для СР значения слов профессиональной тематики железнодорожника (не менее 10 слов).
Учебно-методическое обеспечение:
Основные источники:
1.Л.А.Введенская М.Н.Черкасова Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс».2014.
Дополнительные источники:
1.Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи: Учебное электронное пособие. Издательство: Ростов-на-Дону: Феникс 2011.
Интернет-ресурсы:
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru
3. Мир слова русского http://www.rusword.org/
4.Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/
Формы контроля (самоконтроля):внеаудиторная проверка тетрадей.
Критерии оценки выполнения самостоятельной работы:
-оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Самостоятельная работа №3 (2ч)
Тема: Нормативное употребление слов и фразеологизмов.
Цели работы:
1.Вырабатывать умение работать с фразеологическим словарём.
2. Вызвать интерес к предмету и к своей специальности.
3.Пополнитьсловарный запас студентов.
Задание:Нахождение и выписывание незнакомых фразеологизмов.
Порядок выполнения работы: Выписать незнакомые фразеологизмы и их толкование в тетрадь СР (не менее 5 фразеологизмов) со всеми примерами, которые даны в словарной статье.
Формы контроля (самоконтроля):внеаудиторная проверка тетрадей.
Учебно-методическое обеспечение:
Основные источники:
1.Л.А.Введенская М.Н.Черкасова Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону «Феникс».2014.
Дополнительные источники:
1.Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи: Учебное электронное пособие. Издательство: Ростов-на-Дону: Феникс 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка" http://rus.1september.ru/
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru
3. Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
4. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
5. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
6. Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
7. Мир слова русского http://www.rusword.org/
8.Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/
9. Пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook
Критерии оценки выполнения самостоятельной работы:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Самостоятельная работа №4 (1ч)
Тема: Способы словообразования.
Цели работы:
1.Повторить знания по морфемике и словообразованию.
2. Вызвать интерес к предмету и к своей специальности.
Задание: Выделение способов словообразования в словосочетаниях специализированной тематики, предложенных преподавателем.
Автоматическая светофорная сигнализация, железнодорожные переезды, вынужденная остановка, дорожно- транспортное происшествие, подъездной путь, крупногабаритный груз, станционные пути, вспомогательный локомотив, неисправное состояние, технический ресурс, водные щелочные растворы, плазменная металлизация, капитально-восстановительный ремонт, специальные измерительные средства, термопластические пластмассы, дефекты валов, колодочные тормоза, полуавтоматическое управление, стрелочный пост, контактная сеть, железнодорожный подвижной состав, грузовые вагоны, вспомогательный локомотив, ленточные тормоза, реле постоянного тока, коррозионно-механическое е изнашивание, разборка батареи, сборка батареи, индекс грузового поезда, устройство заграждения железнодорожного переезда, проезжая часть переезда, порошкообразные смеси, металлизация плазменная и дуговая, электромагнитные подъёмники, укладочный кран, железностроительные машины, оповестительная сигнализация.
Порядок выполнения работы: Записать в тетрадь по СР предложенные преподавателем словосочетания и выделить в словах морфемы, при помощи которых эти слова были образованы, указать каким способом образовано то или иное слово (приставочным, суффиксальным, безаффиксным, приставочно-суффиксальным, сложением двух слов, сложением двух основ с помощью соединительной гласной О или Е, переходом из одной части речи в другую).
Учебно-методическое обеспечение:(словосочетания специализированной железнодорожной тематики)
Формы контроля (самоконтроля):внеаудиторная проверка тетрадей.
Критерии оценки выполнения самостоятельной работы:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Самостоятельная работа №5 (2ч)
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Цели работы:
1.Вырабатывать умение составлять тематический конспект.
2.Развивать устную и письменную речь.
3. Вызвать интерес к предмету и к своей специальности.
4.Вырабатывать умение работать с литературным источником.
Задание: Составление конспекта по пособию по орфографии русского языка http://yamal.org/ook.
Порядок выполнения работы: Записать в тетрадь конспект, используя все рекомендации, данные в пояснительной записке.
Учебно-методическое обеспечение: Пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook.
Формы контроля (самоконтроля):внеаудиторная проверка тетрадей.
Критерии оценки выполнения самостоятельной работы: (конспекта).
Краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);
— ясная, чёткая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание, схватывание общей логики и т. д.;
— научная корректность;
— оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, Я-суждений, своих символов и знаков и т. д.);
— адресность (чёткое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений).
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Самостоятельная работа №6 (1ч)
Тема: Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Цели работы:
1.Повторить знания по синтаксису.
2. Вызвать интерес к предмету и к своей специальности.
Задание:Определение типов предложений в текстах, предложенных преподавателем.
Порядок выполнения работы: Записать в тетрадь по СР предложенный преподавателем текст профессиональной тематики
Техническая эксплуатация путевых и строительных машин.
Современный парк подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, используемых в путевом хозяйстве железнодорожного транспорта, представляет собой сложную, высокотехнологичную систему.
С помощью машин, механизмов и оборудования осуществляется строительство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути, выполняются погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
Для предприятий путевого хозяйства эксплуатация различных машин представляет собой многофункциональную область деятельности различных специалистов, служб и организаций, работа которых направлена на целенаправленное использование машин.
Методы достижений указанных целей изменяются в зависимости от задач, стоящих на определённых этапах работ.
На всех этапах эксплуатации машин и механизмов главной заботой персонала является поддержание и восстановление их работоспособности; соответствие параметров машин значениям, указанным в технических характеристиках; соблюдение режимов работы машин в процессе их функционирования; хранение машин в периоды, когда они не используются по назначению; обеспечение машин рекомендованными эксплуатационными материалами, а также их транспортирование.
Значительная роль отводится специалистам среднего звена - техникам по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
И после каждого предложения указать тип предложения (ПП; ПП, осложнённое, (однородными членами предложения, или вводными словами и конструкциями или ПО, ДО; СП-ССП, СПП, БСП или предложение с разными видами связи).
Учебно-методическое обеспечение (текст специализированной тематики
«Техническая эксплуатация путевых и строительных машин»).
Формы контроля (самоконтроля): внеаудиторная проверка тетрадей.
Критерии оценки выполнения самостоятельной работы:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Самостоятельная работа №7(3ч)