Материалы к занятиям по теме «Древнейшие люди на берегах Волги и Камы»
Содержание § 1 «Древнейшие люди на берегах Волги и Камы» осваивается учащимися в процессе изучения древнейшей истории человечества. Материал региональной истории распределяется дискретно, в логике освоения вопросов темы. При этом важно опираться на изученный материал курса «История древнего мира». Формы работы: комментированное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с картой, составление таблицы.
Ответ на ключевой вопрос темы (Что обозначают понятия «каменный век», «бронзовый век», «железный век»; О чем они могут рассказать сегодня) целесообразно совместить с обобщением материала в конце изучения соответствующего раздела материала по истории древнего мира.
Используя атлас и контурные карты, учащиеся определяют стоянки и поселения древних людей на территории Татарстана, рассматривают археологические находки. Следует обратить внимание, что расселение древних людей на территории Поволжья происходило вдоль рек, являвшихся естественными транспортными артериями (Какие места выбирали для проживания, почему).
При возможности используются экспонаты школьного, районного краеведческого музеев.
При изучении темы следует обратить внимание на следующие моменты:
· Как изменение климатических условий в крае отразились на видовом составе животного мира, на основании каких фактов сделаны эти выводы (находки костей мамонта, шерстистого носорога).
· Как совершенствование орудий труда повлияло на изменение образа жизни, занятий людей (неолитическая революция), изменение социальной структуры общества (появление племенной знати). В чем главное отличие присваивающего хозяйства от производящего?.
Также следует учесть:
· В учебном пособии материал представлен избыточно, в расчете на вариативное расширение. Не следует требовать от учащихся запоминания названий археологических культур данного периода на территории Поволжья (названия давались условно по месту первого нахождения памятников данной культуры).
· При работе с хронологией акцентировать внимание не просто на знании дат, а на умении сопоставить хронологически (в том числе, целые эпохи), например, «В какой последовательности сменялись железный, каменный, бронзовый эпохи?»
· В связи с отсутствием прямых достоверных лингвистических материалов дописьменного периода, определить принадлежность тех или иных археологических культур каменного, бронзового, железного века к каким-либо этническим общностям не представляется возможным.
Задания для самостоятельной проектной работы:
- Стоянки древних людей на территории нашей деревни (района, города).
- Особенности орудий труда людей каменного (бронзового, железного) века по материалам краеведческого (школьного) музея.
Работа с источниками и иллюстрациями:
Изучая отрывок из повести С. Покровского «Охотники на мамонтов», следует обратить внимание на следующие моменты:
· Технология изготовления кремниевых орудий (заостренная кромка получается путем отбивания, скалывания обломка необходимой формы и размера от большого куска камня)
· Первоначально каждый общинник сам производил простейшие каменные орудия, с усложнением орудий происходит специализация – могут появляться люди, отвечающие за изготовление орудий труда.
· Анализ отрывка «История первобытных времен (этнографы рассказывают о возникновении неравенства)» А. Лукьянова позволяет понять психологию и мотивы людей, живущих в условиях аналогичных первобытной общине. На основе данного текста можно показать, каким образом этнографическое изучение современных народов помогает изучать образ жизни людей далекого прошлого.
· Во внеурочной деятельности (кружковой работе) с учащимися, интересующимся историей, можно организовать разбор фрагмента статьи М. Квеннелла «Первобытные люди (бронзовый век)», акцентируя внимание на этапах освоения металлургии и их последствия для жизни древнего человека (изменение рациона, продолжительности и образа жизни, изменение социальной структуры – появление неравенства и т.д.).
Для занятий исторического кружка или для учащихся, желающих углубленно изучать историю, можно рекомендовать следующий отрывок, который позволит ознакомить их с лабораторией археологов-реконструкторов: