Структура выступления на семинаре.
Каждый выступающий, прежде чем начать свое выступление, обязан доложить по форме: «Товарищ преподаватель (полковник)! Товарищи курсанты (студенты)! Докладывает курсант (студент) Орлов. Тема моего выступления: функции культуры».
Необходимо:
· указать цель выступления;
· дать определение, раскрыть сущность и элементы рассматриваемого социально-культурного явления;
· изложить основные положения отечественных и зарубежных ученых по этой проблеме;
· указать как рассматриваемая проблема, решается на практике;
· определить место и роль специалиста МЧС России в решении планируемой проблемы;
· сделать выводы.
Выступающий излагает свой ответ кратко, четко по существу проблемы, говоря своими словами, изредка заглядывая в текст выступления. Каждый выступающий должен в ходе своего выступления демонстрировать используемую литературу, компьютерную графику или схемы на классной доске, а также предоставлять художественную иллюстрацию.
Структурно-логическая схема выступления на семинаре.
Критерии оценки выступления на семинаре.
1. Научно-теоретический уровень выступления,
2. Полнота раскрытия вопроса,
3. Степень творчества и самостоятельности в подходе к изложению обсуждаемого вопроса,
4. Доказательность и убедительность,
5. Форма изложения (свободная, своими словами, привязанность к тексту),
6. Культура речи, жестов, мимики,
7. Связь с деятельностью специалиста МЧС, с жизнью Академии,
8. Полнота выводов.
Время выступления до 10 минут.
Методические рекомендации докладчику.
Текст доклада записывается в форме тезисов, которыми можно свободно выступать перед аудиторией. В содержании доклада необходимо кратко охарактеризовать различные религиоведческие подходы к проблеме, высказать свою точку зрения. Посмотреть, как раскрывается данная проблема (тема) в учебниках, монографиях, учебных пособиях.
В докладе необходимо показать реальные проблемы культуры общества, коллектива, личности. Смело вскрывать недостатки в культуре поведения, имеющиеся в учебной группе.
В заключении доклада необходимо определить значимость раскрываемой проблемы для практической деятельности специалистов МЧС России, показать основные пути и средства повышения культурного уровня курсантов и студентов учебной группы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГРУППОВЫМ ЗАНЯТИЯМ.
При подготовке групповому занятию следует изучить содержание материала лекции по теме группового занятия, рекомендованную литературу. На самостоятельной подготовке под руководством замкомвзвода (старосты) провести тренировку на индивидуальное и коллективное выполнение задания.
Например, для группового занятия «культурологический анализ произведений искусства» обучающийся обязан ответить на вопросы:
- В чем заключается материальная и духовная ценность архитектуры?
- По каким принципам можно судить об архитектуре как материальной, так и духовной ценности культуры?
Далее предлагается рассмотреть репродукцию картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» (Учебник спасателя) и сделать культурологический анализ произведения в соответствии с теми критериями, которые были определены на лекции по данной теме.
При подготовке к групповому занятию № 13 обучающиеся на самоподготовке вырабатывают следующие умения и навыки:
1. завязывание галстука узлом «виндзор» (накануне занятия группа получает галстуки на кафедре);
2. сервировка стола (прием типа «обед») накануне занятия группа получает столовые приборы на кафедре;
3. приглашение девушки на танец (курсовой офицер осуществляет договоренность с начальником курса студенческих групп и приглашает 2-х, 3-х студенток на самоподготовку).
В ходе группового занятия, соответственно замыслу его проведения, каждый обучающийся пребывает в готовности доложить теорию рассматриваемого вопроса и продемонстрировать умения и навыки, приобретенные на самоподготовке по соответствующей теме группового занятия.
По заданию преподавателя и по согласованию с начальником курса накануне группового занятия, обучающиеся должны просмотреть видеофильм с соответствующим занятию содержанием.
По приведенным в качестве примера групповых занятий рекомендуется просмотр видеофильмов «Третьяковская галерея» и столовый этикет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА).
Письменная творческая работа (реферат) выполняется курсантом, студентом в соответствии с рекомендуемой тематикой, которая обсуждается на предметно-методической комиссии и утверждается начальником кафедры. Тематика рефератов типовая и рассчитана на творческие возможности курсантов и студентов второго курса.
Письменная работа (реферат) выполняется обучающимися индивидуально. В учебной группе написание реферата по одной и той же теме двумя и более обучающимися не допускается. В соответствии с тематикой в учебной группе осуществляется индивидуальный выбор темы, тема закрепляется за обучающимся, оформляется список закрепления тем, который представляется преподавателю культурологии.
Обучающийся составляет план работы, список литературы и согласует его с преподавателем. Реферат содержит: титульный лист, план (содержание), введение (1-2 стр.), 2 вопроса по содержанию реферата (по 7-8 стр.), заключение (выводы) (1-2 стр.), список литературы. Творческая работа предполагает наличие приложения в виде графиков, иллюстраций, схем, фотографий.
Во введении необходимо обосновать цель написания работы, объект и предмет исследования, задачи работы, показать свое отношение к избранной теме реферата.
В первом вопросе целесообразно представить теорию проблемы, проанализировать имеющуюся и изученную литературу.
Во втором вопросе сделать культурологический анализ проблемы, показать практику исследовательской работы обучающегося.
В заключении делается вывод о том, как решились поставленные задачи, что дала обучающемуся работа над рефератом, какие новые знания, навыки и умения были приобретены.
Работа проверяется преподавателем, кратко комментируется и оценивается по четырехбальной шкале. Последний срок представления реферата – консультация перед зачетом с оценкой.
V. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ