Методика выступления на семинаре.

Доклад по форме: «Товарищ преподаватель, товарищи курсанты (студенты)! Докладывает курсант (студент) Иванов. Тема моего выступления «Зарождение русской цивилизации».

Структура выступления:

· указать цель выступления;

· изложить основные положения выбранной проблемы;

· обосновать выдвигаемые теоретические положения конкретными фактами из исторических источников и литературы;

· определить, какое значение имеет данная проблема для становления квалифицированного специалиста МЧС;

· сделать выводы.

Выступающий излагает свой ответ кратко, чётко и по существу проблемы. Не следует забывать о методической стороне выступления: для активизации познавательной деятельности аудитории следует использовать выставку литературы, классную доску, технические средства обучения, целесообразно подготовить слайды или видео презентацию.

Критерии оценки выступления:

· научно-теоретический уровень выступления;

· глубина знания учебного материала;

· степень творчества и самостоятельности в подходе к раскрытию обсуждаемого вопроса;

· доказательность и убедительность;

· корректная форма изложения материала;

· культура речи, жестов, мимики;

· умение анализировать и делать выводы;

· связь с деятельностью специалиста МЧС.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Этот вид учебных занятий проводится с целью активного приобретения знаний по наиболее сложным проблемам курса. На этих занятиях обучаемым даются творческие задания. Преподаватель знакомит обучаемых с эффективными формами и методами изучения исторической литературы и в конце занятия оценивает работу каждого. Она способствует развитию таких качеств, как самостоятельность мышления, организованность и целеустремлённость в действиях, настойчивость в преодолении трудностей обучения.

Отчётность по лекционным и семинарским занятиям, индивидуальным собеседованиям, самостоятельной работе под руководством преподавателя.

Обучаемые обязаны отчитаться за все темы семинарских занятий, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя. Если обучаемый по какой-либо причине отсутствовал на занятии, а также если получил оценку «неудовлетворительно», то он обязан не позднее семи дней после этого занятия прибыть с конспектом к преподавателю на индивидуальное собеседование, отчитаться по теме и получить положительную оценку.

По согласованию с преподавателем обучаемый может после соответствующей подготовки повысить оценку по той или иной теме в процессе индивидуального собеседования.

Во всех формах контрольных занятий преподавателем проверяется, наряду с теоретическими знаниями, умение обучаемых применять их в повседневной и профессиональной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЯМ

Тема № 1/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Теоретико-методологические основы истории мировых цивилизаций

Вопросы:

1. Понятие, общие признаки, структура и содержание цивилизаций.

2. Динамика цивилизационного развития.

3. Основные цивилизационные концепции исторического развития народов.

Время: 2 часа

Методические указания

В процессе изучения первого вопроса необходимо уяснить сущность понятия «цивилизация», используя разнообразную справочную литературу, учебники и учебные пособия. Для анализа данного понятия иметь не менее трех определений термина «цивилизация». После изучения содержания понятия «цивилизация» в письменной форме представить преподавателю характерные признаки данного термина.

По итогам изучения материала по второму вопросу следует составить таблицу цивилизационной динамики исторического развития. Предварительно надо изучить явления (материальные и духовные), характеризующие каждый этап цивилизации. При исследовании данной проблемы необходимо опираться на абстрактную модель цивилизации, не привязываясь конкретно к какой-либо из них.

По третьему вопросу подготовить специальные реферативные выступления (5-7 мин.), в ходе которых раскрыть сущность и содержание цивилизационной концепции. Знать, что общего между ними и чем конкретно отличается одна концепция от другой. Предлагается рассмотреть следующие основные концепции:

· концепция А. Тойнби

· концепция Г.Бокля

· концепция Н.Я. Данилевского

Быть готовым к дискуссии по основным положениям, категориальному аппарату, позитивным и противоречивым аспектам цивилизационной концепции.

Требования по подготовке рефератов:

а) раскрыть содержание вопроса

б) владеть терминологией и литературой по теме

в) связать материал с задачами, решаемыми МЧС России

При докладе использовать мультимедийную систему и имеющиеся на кафедре методические материалы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность цивилизации? Какое содержание вкладывается в данное понятие?

2. Чем характеризуется динамика цивилизационного развития? Каковы её основные этапы и особенности?

3. Что представляют собой основные цивилизационные концепции

А. Тойнби, Г.Бокля, Н.Я.Данилевского В чем состоит их сущность? Как авторы данных концепций применяют теоретический материал к изучению прошлого человеческого общества.

Рекомендуемая литература:

1. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

2. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 (Инв. № 1408у, 578у).

3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка,

4. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 2003.

6. Дайниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах, М., 2003.

7. История мировых цивилизаций. Учебник / Под общ. ред.

8. А.С. Синайского. М., 1998.

9. 7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

10. 8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

11. 9 .Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М., 2008 (Инв. №1777у).

Тема № 1/3. Семинар

Наши рекомендации