Раздел тела шамана между бесами
Когда душа созреет и сможет владеть собой, мать-зверь поднимается на среднюю землю и здесь рассекает тело шамана на мелкие кусочки и разбрасывает по всем путям болезни и смерти, делит между злыми духами. Духам каждого рода бед и несчастий, говорят, подлежат соответствующие части тела по принадлежности.
Шаман бывает удачлив в лечении разных болезней только тогда, когда разбросано все его тело. Бесы, злые духи, поделив тело шамана, уходят.
Мелкие неважные шаманы, также и те из них, которые стали шаманами, восприняв болезнь кликушества и истерии от обыкновенных злых духов — «юёр», не рассекаются. Только большой шаман, имеющий в роду ряд предков-шаманов, подвергается рассеканию.
Некоторые шаманы при совершении рассекания тела лежат в своем доме, натянув особую завесу. Кроме того, берегутся, воздерживаются от пищи, не разрешают также людям проходить мимо того места, где лежат (между шаманом и домашним очагом). Пищу позволяют подавать себе только чистому отроку.
По преданию, древние шаманы для совершения рассекания уединялись в пустынные, безлюдные места и лежали там, поставив особый шатер (ураса).
По рассекании тела и разделе его, как рассказывают, все кости снова складывают, подгоняя сустав к суставу в надлежащее место, вот тогда-то, говорят, шаман просыпается, как бы уснувший человек. Весь обряд рассекания и раздела своего тела сам шаман, якобы, наблюдает воочию.
ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ ПРИЗЫВАЕМЫХ К ШАМАНСТВУ.
(Из биографий живых шаманов)
1. В нашем наслеге шаман Петр, по прозвищу Тааппына — Уола в возрасте 25 лет, еще до получения шаманского дара, три года страдал сумасшествием. После припадков истерического пения он впадал в бесчувствие, в состояние безразличия ко всему окружающему. Его даже и связывали.
По его словам, он подвергался рассеканию. Божеством его («тангарата») является один Немюгинский шаман (умерший). Петр, будто бы, находится с последним в родстве по женской линии (т. е. мать его, или бабушка, или прабабка из рода того шамана). («Поэтому то он и призвал меня» (дословно— «схватил»), говорил Петр.
Он стал шаманом без посвящения другим шаманом. Будто бы, в нашей стране нет таких шамаов, которые были бы в силах посвятить его. Его душу, передаю его собственные слова, воспитали на нижнем месте на 12-м ряду ветвей шаманской ели.
Он говорит также, что мать-зверь, выйдя на среднее место, разбросал его тело.
По отцу и деду в роду у него шаманов нет, только дядя по материнской линии, дух упомянутого Немюгинского шамана, выражая родственное чувство к племяннику, и «пал» на него.
Этот Петр говорит, что у него есть и волк и медведь, шаманские духи.
2. Сын Семена Тёттё, тоже шаман, три года был одержим безумием. Он, все время находясь в связанном виде, перенес много страданий. Бёртюнский (местное название 2-го Мальжегарского наслега) шаман, брат знаменитого, легендарного шамана по прозвищу Чарапчылаах, пришедши, пал на него (т. е. снизошел к нему дух давно умершего шамана). Этот шаман приходился Тёттё дядей по материнской линии.
3. Павел, тоже из нашего наслега, стал шаманом пять — шесть лет тому назад, теперь ему около 30-ти лет. На него снизошел сильный дух Бёртюнского шамана, не найдя среди своих кровных родственников человека, который был бы способен воспринять от него дар шаманства. Пал просто, как будто с неба, не будучи связан родством. Он (Павел) сразу в течение семи дней превратился в шамана, хотя, говорят тоже был подвергнут рассеканию и лежал дома, имея особого человека для ухода за ним во время болезни.
4. Сын Григория — Иван на 25-летием возрасте заболел припадками истерического пения от имени разных духов, что продолжалось около двух лет. Во время периодов просветления он находился в состоянии какого-то безразличия ко всему окружающему. Он говорит, что на него снизошел, пал дух дяди его собственной матери, умершего шамана Харыйалаахского наслега (название 3-го Мальжегарского наслега).
По его рассказам, «злые духи, бесы бывают невидимы, только ударяет дурной запах; когда вселяешь в себя, входят они в нутро человека и раздувают живот».
Иванов Петр.
Остров Тоён-Арыы. Джобулга
11 января 1925 г.
ШАМАНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО
Рассказывают, что существует особое дерево —«Аар- Кудук-Мас» (в приблизительном переводе — «Священное дерево», или «Великое дерево», так как слово «аар» имеет двоякое значение —огромный, великий и священный, святой, чистый. Г. К.). На ветвях этого дерева, говорят, много гнезд на подобие птичьих, где воспитываются души шаманов. Гнезда сидят сверху донизу.
Когда происходит состязание шаманов, то последние стараются прежде разломать гнездо своего противника. Побеждает тот из них, кто первым успел это сделать.