Гуманитарные технологии как инструмент в формировании компетентной и демократической региональной элиты
С крахом Советского Союза и принятием демократических ценностей всеобщего изменения в составе федеральной и региональной элит не произошло. Статистические данные красноречиво говорят, что 80% ельцинской элиты составляли бывшие партийные бюрократы. Отсюда следует вывод, что по большому счету демократические ценности чужды и непонятны постперестроечной элите, методы и способы государственного управления, ведения внутренней и внешней политики остались советскими, не отвечающие запросам нового времени.
С избранием Президента В.В. Путина постепенно начинается смена элит на федеральном и региональном уровне. В общероссийском пространстве прослеживается две тенденции: помолодел средний возраст представителя включенного в политическую элиту и увеличилось число гуманитариев во власти. Эти две тенденции, безусловно, положительно скажутся на дальнейшей модернизации страны. Гуманитарное знание позволяет человеку шире смотреть на мир, на процессы, происходящие в нем, адекватно оценивать ситуацию, генерировать новые подходы к устоявшимся вещам.
Новое время выдвигает свои требования к политической элите и политику. Власть в регионе должна стать технократичной без идеологической и политической нагрузки, выполнять свою функцию согласно законодательству. Власть и политическая элита – профессиональный менеджер, который решает все текущие проблемы в регионе.
С введением нового закона о назначении высшего должностного лица субъекта РФ на Президента ложится огромная ответственность при выборе кандидатуры на должность. Президент РФ своим назначением на пост губернатора, Президента субъекта федерации, легитимирует его власть. Появляется отчасти круговая порука, когда за просчеты и ошибки политической элиты субъекта своим рейтингом будет расплачиваться Президент РФ.
Современная демократическая элита (как федеральная, так и региональная) включает в свой состав различные субэлиты и, конечно, не может быть закрытой аристократической кастой и тем более кликой. Она должна быть открытой, мобильной, постоянно обновляющейся. В противном случае ее ждет упадок, разложение и вырождение как следствие бюрократизма, коррупции и других гибельных для элиты явлений.
Гарантировать себя от появления некомпетентной и деспотической элиты общество может при условии соблюдения ряда правил:
· свобода слова и отсутствие монополии любой элитной группы на средства массовой информации;
· наличие институциональной оппозиции – свободной конкуренции потенциальных элит под контролем электората;
· реальное разделение властей, обеспечивающее определенное равновесие;
· максимальная открытость элит на всех уровнях, постоянное пополнение их профессиональной подготовленности;
· вовлечение лидеров политической оппозиции в систему новых государственных структур;
· наличие постоянного демократического контроля за деятельностью властных структур со стороны общественности, средств массовой информации, партий и организаций;
· строгое соблюдение властвующей элитой законности, демократических норм и процедур.
Сформулированные условия универсальны и для преодоления непродуктивных стереотипов региональной элиты.
Автор считает, что главный упор в преодолении стереотипов следует возлагать на просветительство с помощью гуманитарного образования и верой в стремление личности самоулучшения.
Косность мышления и советские методы ведения дел явственно видны на примере взаимоотношений бизнеса и властвующей элиты региона, когда методом давления, ультиматумов элита пытается решить проблемы с помощью чужих ресурсов. Этим самым элита дискредитирует себя в глазах бизнеса, потенциальных инвесторов-налогоплательщиков в бюджет региона.
Диктат и односторонняя выгода в демократическом государстве невозможны, это негативно сказывается на внутреннем климате страны, замедляет модернизацию, тормозя ее, или вообще пуская вспять процесс контрмодернизации. Элита должна использовать метод переговоров и обязательно находить консенсус.
Одной из технологий, задачей применения которой является изменение непродуктивного мышления региональной элиты, может стать в регионе проект просветительских школ. Посещение школы должно быть добровольное, учащиеся – это представители региональной власти и люди с активной жизненной позицией. Уроки в школе проходят в виде: лекций, которые читают авторитетные люди в стране от науки, власти, бизнеса, открытых дискуссий – круглых столов, и практический занятий или мастер-классов. Не меньшее значение организаторы уделяют и поддерживают внутри школы благоприятный климат, который способствует доверительному общению, развивает корпоративный дух между участниками проекта.
Следует организовать и молодежную школу, гдебудут участвовать молодые пассионарии, готовые в дальнейшем принять управление в своем регионе. В молодежной школе также идет образовательный процесс, но он гораздо шире из-за включения общетеоретических вопросов. Цель молодежной школы – подготовка молодых патриотов для рекрутирования во властную элиту региона.
Специфика этой школы состоит в том, что учащиеся открыто в СМИ конструктивно критикуют власть в регионе за ее ошибки, предлагая развиваться в русле современных модернизационных парадигм. На каждое нерациональное действие, которое спровоцировано стереотипным мышлением, молодежная школа разрабатывает альтернативное действие, как поступили бы они, в своем роде теневая управленческая элита.
На базе школ или как отдельное направление стоит активно применять гуманитарные обмены. Эта технология позволяет изнутри оценить прелесть и объективную реальность модернизации в других странах. Гуманитарный обмен заключается в получении знаний по управленческой деятельности в зарубежных учебных заведениях, проведение стажировок.
Все приведенные выше технологии позволяют создать квалифицированную и ответственную политическую элиту региона. Люди, прошедшие обучение, вноситься в базу кадров, и со временем самые конкурентно способные и талантливые займут места в региональной элите, тем самым, противостоя родственности, клановости, принципу землячества при приеме на работу.
Некомпетентность следует пресекать технологией квалификационного экзамена при претензии на должность управленца.
Все реформы и благие начинания, которые проводит федеральный центр, будут обрекаться на неудачу, так как усилий одного центра недостаточно. Огромная территория, многонациональный народ, федеративное государственное устройство заставляет центр действовать совместно с регионами, определяя одну из главных ролей в российской модернизации политическим элитам регионов РФ.
Политическая элита субъектов РФ не должна по принципиальным вопросам занимать противоположную позицию по отношению к центральной власти. Все острые противоречия негативно отражаются на общем поступательном развитии страны, рушится гармония и диалог властей, напоминая в исторической ретроспективе феодальную раздробленность.
Региональная элита должна формироваться молодыми, энергичными профессионалами, которые воспринимают новые веяния времени, готовы работать на принципах демократичности, гуманизма, любви к своей стране и справедливости. Только благодаря таким людям Россия сможет занять и утвердиться в мировом сообществе XXI века.