Методы диагностики воспитанности

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.

Анкетирование и другие опросные методы дают сведения и личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы на всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.

Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа – проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.

Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять классный руководитель.

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости:

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях.

Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Уровень воспитанности личности определяется ее отношением к окружающему миру и собственной жизни, к достижениям и ценностям человеческой цивилизации (в т.ч. к общечеловеческим ценностям), к обществу и к отдельным людям, к социальной активности, к трудностям и проблемам жизни, к самому себе.

В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.

Невоспитанность – характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны.

Средний уровень воспитанности – ребенку свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.

Высокий уровень воспитанности – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в д-ти и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Можно ли рассматривать в качестве критериев воспитанности послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения, дисциплинированность и ответственное отношение к учению, общественную активность?

- Можно ли свести воспитанность к внешним проявлениям этикета?

- Можно ли решить проблему субъективизма при оценке воспитанности личности?

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННОСТИ (Н.Е.Щуркова).

Ситуации поведенческого выбора. Примеры: «Кто хочет?» /совершить какой-либо поступок, достойный Человека?/; «Акт добровольцев»; «Альтернативный выбор» из двух вариантов поведения, исключающих друг друга.

Опросник. Примеры: «Что люблю – что ненавижу»; «Мои социальные роли»; «Кому хочу блага» /здесь, после того, как ученик называет тех, кому он хочет блага, он, вместе с педагогом, размышляет, что для этого нужно сделать, и почему это до сих пор не сделано/; «Много ли мне нужно для счастья?»; «Как длится мой день?».

К опросникам относятся и анкеты в виде вопросов или суждений со шкалой оценок.

Сочинение /темы следует выбирать парадоксальные, затрагивающие внутренний мир ребенка. Примеры: «Навстречу мне идет человек», «Кого считать глупым?», «Вижу себя в будущем», «Чего не могу простить»/, “Мой идеал»; автобиография; письменный анализ собственного поведения /пример: «Почему я так поступил все-таки?»/.

Тесты, связанные с решением задач, проблем аксиологического плана. /По сути, речь идет о проективных тестах/.

Примеры тестов:

Дать комментарий к рисунку сюжетного или символического содержания с трудно определимым смыслом. Исходный вопрос: «Что это значит?».

«Я – позиция»: рисуется геометрическая фигура и по отношению к ней располагается «Я» респондента.

Ассоциативный тест: записать в свободном порядке и свободном расположении вокруг данного слова все, что придет в голову. /похожий вариант: говорить на тему данного слова в течение 1–2 минут/.

Незавершенный рассказ – завершить.

Прерванный диалог – дать ответную фразу.

Недописанный тезис. Пример: «Самое главное в жизни человека – это…»; «Хорошая жизнь – это…».

Ранжирование: расположить данные слова в порядке значимости.

Фантастический выбор. Примеры: «Золотая рыбка». Чего попросишь, если поверишь в ее волшебные силы? Цветик-семицветик: отрывай мысленно лепестки – чего просишь для себя? Волшебная палочка…

Диагностика воспитанности /Г.К.Селевко/

5 -7 класс

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

Бережливость

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

Дисциплинированность

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

Наши рекомендации