Арабская и исламская цивилизации
Вопросы
1. Источники и особенности возникновения арабской цивилизации.
2. Предпосылки становления исламской цивилизации.
3. Исторические ареалы и центры исламской цивилизации, их характеристика.
4. Культура исламской цивилизации.
Время: 2 часа
Методические указания
Основные задачи данного занятия:
· изучить источники и особенности формирования арабской цивилизации;
· выявить предпосылки возникновения ислама и становления мусульманской цивилизации;
· рассмотреть историческое развитие исламской цивилизации, её духовные компоненты.
Алгоритм решения данных задач следующий. Вначале необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст рекомендованной учебной литературы, чтобы уяснить его смысл и наиболее сущностные, ключевые положения. Попутно, следует обратить внимание на непонятные термины, слова и словосочетания и с помощью энциклопедического словаря (справочной литературы) выписать их значение в тетрадь. Далее можно приступать к конспектированию материала. В ходе работы записи целесообразно вести строго последовательно, фиксируя в своей тетради наиболее важные тезисы, оставляя место для последующей доработки материала. В отдельных случаях полезно дословно переписать в конспект отдельные абзацы, предложения, фразы.
В конце занятия каждый студент обязан представить в письменном виде:
словарь терминов (ислам, шариат, Коран, намаз, мечеть, умма)
таблицу: «Характерные черты развития исламской цивилизации (по отдельным периодам)
В заключительной части работы следует для самоконтроля ответить на проверочные вопросы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда и в каких исторических условиях зародилась исламская цивилизация?
2. Что предопределило становления исламской цивилизации? Каковы её наиболее значимые для человечества достижения?
3. Какие этапы прошла исламская цивилизация? Какой вклад внесла в становление человеческого сообщества исламская цивилизация?
4. Чем характеризуются основные культурные доминанты исламской цивилизации?
Рекомендуемая литература:
1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб.: Питер, 2011. Инв.№2298у
2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.
3. Васильев Л.С. Всеобщая история: Учебное пособие. В 6 т. М.: Высшая школа, 2007.
4. История Востока: Учебник для вузов. В 2 т. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2005.
5. Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. М.: Эксмо, 2005.
6. История человечества. В 8 т. Париж: UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003.
7. Ремизов В.А. Религия в парадигмах культуры XXI века. Лекция. Новогорск, 2003. Инв. №1978к.
8. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А.С. Синайского. М., 1998.
9. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 8/3. Индивидуальное собеседование.
Арабская и исламская цивилизации
Вопросы
1. Источники и особенности возникновения арабской цивилизации.
2. Предпосылки становления исламской цивилизации.
3. Исторические центры исламской цивилизации, их характеристика.
4. Культура исламской цивилизации.
Время: 2 часа
Методические указания
Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:
· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;
· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;
· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.
Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:
1. Исторические условия и особенности становления арабской цивилизации.
2. Арабские завоевания и распространение ислама.
3. Предпосылки становления исламской цивилизации.
4. Характеристика основных центров исламской цивилизации.
5. Культура исламской цивилизации.
6. Основные центры ислама в современной России.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда и в каких исторических условиях зародилась исламская цивилизация?
2. Что предопределило становления исламской цивилизации? Каковы её наиболее значимые для человечества достижения?
3. Какие этапы прошла исламская цивилизация? Какой вклад внесла в становление человеческого сообщества исламская цивилизация?
4. Чем характеризуются основные культурные доминанты исламской цивилизации?
Рекомендуемая литература:
1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб.: Питер, 2011. Инв.№2298у
2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.
3. Васильев Л.С. Всеобщая история: Учебное пособие. В 6 т. М.: Высшая школа, 2007
4. История Востока: Учебник для вузов. В 2.т Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2005.
5. Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. М.: Эксмо, 2005.
6. История человечества. В 8 т. Париж: UNESCO; М.: МАГИСТР- ПРЕСС, 2003.
7. Ремизов В.А. Религия в парадигмах культуры XXI века. Лекция. Новогорск, 2003. Инв. №1978к
8. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А.С. Синайского. М., 1998.
9. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 9/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя