Цивилизации Латинской Америки

Вопросы

1. Научные взгляды на процесс заселения территории Америки древними племенами.

2. Древние андские цивилизации: Чавин, Паракас, Паска, ольмекская культура.

3. Общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура, верования майя, ацтеков и инков.

4. Испанская колонизация и гибель цивилизации инков.

Время: 2 часа

Методические указания

К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемыми предстоит досконально усвоить историю загадочных цивилизаций Латинской Америки. При изучении учебного материала особое внимание следует обратить на характер и общественно-государственное устройство андской, а также цивилизации майя, ацтеков и инков.

Для достижения этой цели часть времени в ходе самостоятельной работы будет отведена изучению исторических источников и учебной литературы. Для закрепления материала, в течение 40 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебного фильма, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.

¾ «Как создавалась империя. Ацтеки» (40 мин)

В конце занятия предстоит заслушать специально подготовленные доклады.

Рефераты (доклады, сообщения):

1. Новые архитектурные открытия в районах существования цивилизаций Латинской Америки.

2. Пророчества майя: миф или реальность?

Требования по подготовке рефератов:

а) раскрыть содержание вопроса

б) владеть терминологией и литературой по теме

в) связать материал с задачами решаемыми МЧС России

При докладе использовать мультимедийную систему и имеющиеся на кафедре методические материалы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда началось заселение территории Америки древними племенами? Какие новые сведения может предоставить нам наука сегодня?

2. Какие сущностные черты были характерны для древних андских цивилизаций?

3. Что представляли собой цивилизации майя, инков и ацтеков? Какие общие черты присуще всем цивилизациям Латинской Америки?

4. Почему цивилизации Мезоамерики не выдержали испанской колонизации? Какие научные тайны хранят сохранившиеся исторические источники?

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

5. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Тема № 6/3. Индивидуальное собеседование

Цивилизации Латинской Америки.

Вопросы

1. Научные взгляды на процесс заселения территории Америки древними племенами.

2. Древние андские цивилизации: Чавин, Паракас, Паска, ольмекская культура.

3. Общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура, верования майя, ацтеков и инков.

4. Испанская колонизация как причина гибели цивилизации инков.

Время: 2 часа

Методические указания

Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:

· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;

· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;

· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:

1. Современные научные взгляды на процесс заселения территории Америки древними племенами.

2. Возникновение и расцвет цивилизаций Чавин, Паракас, Паска.

3. Ольмекская культура Америки.

4. Общественное устройство государства ацтеков.

5. Цивилизация майя и инков.

6. Основные этапы открытия Америки европейцами.

7. Испанская цивилизация и гибель цивилизаций Мезоамерики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда началось заселение территории Америки древними племенами? Какие новые сведения может предоставить нам наука сегодня?

2. Какие сущностные черты были характерны для древних андских цивилизаций?

3. Что представляли собой цивилизации майя, инков и ацтеков? Какие общие черты присуще всем цивилизациям Латинской Америки?

4. Почему цивилизации Латинской Америки не выдержали испанской колонизации? Какие научные тайны хранят сохранившиеся исторические источники?

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А.Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А.С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Тема № 7/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Вопросы

Античные цивилизации

1. Предпосылки становления и характерные черты античной цивилизации.

2. Византийская цивилизация в мировом историческом процессе.

3. Человек и общество феодальной эпохи.

Время: 2 часа

Методические указания

Основные задачи данного занятия:

· изучить предпосылки становления и характерные черты античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима;

· выявить место и роль Византии в мировом историческом процессе, её влияние на становление Российской цивилизации;

· уяснить характерные черты общественного и индивидуального сознания человека феодальной (средневековой) европейской эпохи.

Алгоритм решения данных задач следующий. Вначале необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст рекомендованной учебной литературы, чтобы уяснить его смысл и наиболее сущностные, ключевые положения. Попутно, следует обратить внимание на непонятные термины, слова и словосочетания и с помощью энциклопедического словаря (справочной литературы) выписать их значение в тетрадь. Далее можно приступать к конспектированию материала. В ходе работы записи целесообразно вести строго последовательно, фиксируя в своей тетради наиболее важные тезисы, оставляя место для последующей доработки материала. В отдельных случаях полезно дословно переписать в конспект отдельные абзацы, предложения, фразы.

Для закрепления материала, в течение 40-45 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.

· «Ступени цивилизации, географические образцы мира (Античность)»

· «Гибель империи. Византийский урок».

В заключительной части работы следует для самоконтроля ответить на проверочные вопросы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что предопределило уникальность античной цивилизации? Каковы её наиболее значимые для человечества достижения?

2. В чём состоит отличие общественно-государственного устройства античных государств в сравнении с древними цивилизациями Востока?

3. Какую роль сыграла Византийская цивилизация в мировом историческом процессе? Какое влияние оказала Византия на становление Киевской Руси?

4. Что представляло собой общественное сознание человека средневекового европейского общества? Каковы наиболее важные черты мировоззрения человека феодальной эпохи?

Рекомендуемая литература:

1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб.: Питер, 2011. С.64-65, 68-73, 107-110, 175-179. Инв.№2298у

2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

3. Васильев Л.С. Всеобщая история: Учебное пособие. В 6 т. М.: Высшая школа, 2007.

4. История Востока: Учебник для вузов. В 2 т. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2005.

5. Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. М.: Эксмо, 2005.

6. История человечества. В 8 т. Париж: UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003.

7. История Средних веков. В 2 т. /Под ред. С.П.Карпова. 5-е изд. М.: МГУ, 2005.

8. Ремизов В.А. Религия в парадигмах культуры XXI века. Лекция. Новогорск, 2003. Инв. №1978к

Тема № 7/3. Индивидуальное собеседование

Античные цивилизации

Вопросы

1. Предпосылки становления и характерные черты античной цивилизации.

2. Византийская цивилизация в мировом историческом процессе

3. Человек и общество феодальной эпохи

Время: 2 часа

Методические указания

Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:

· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;

· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;

· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:

1. Предпосылки становления античной Греции и античного Рима.

2. Характерные черты античной цивилизации и её отличие от древних цивилизаций Востока.

3. Общественно-государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

4. Древнеримская политическая система.

5. Место и роль Византии в мировом цивилизационном процессе.

6. Влияние Византийской империи на становление Российской цивилизации.

7. Зарождение христианства и его влияние на формирование индивидуального и общественного сознания в период Средневековья.

8. Великое переселение народов и генезис феодализма в Европе.

9. Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации.

10. Церковь и власть в феодальную эпоху.

11. Нравы и обычаи средневекового общества, их влияние на становление европейской цивилизации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки становления античной цивилизации? Что наиболее характерно для обществ древней Греции и древнего Рима?

2. Что представляло собой общественно-государственное устройство Афин в V-IV вв. до н.э.?

3. Чем характеризуется древнеримская политическая система?

4. Какую роль сыграла Византийская цивилизация в мировом историческом процессе? Какое влияние оказала Византия на становление Киевской Руси?

5. Какое влияние оказало христианство на сознание населения средневековой Европы? В чем это выражалось?

6. Что такое феодализм? Каковы его наиболее характерные черты?

7. Что представляло собой общественное сознание человека средневекового европейского общества? Каковы наиболее важные черты мировоззрения человека феодальной эпохи?

Рекомендуемая литература:

1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб.: Питер, 2011. С.59-78, 101-114, 124–141, 175-179. Инв.№2298у

2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

3. Васильев Л.С. Всеобщая история: Учебное пособие. В 6 т. М.: Высшая школа, 2007.

4. Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. М.: Эксмо, 2005.

5. История человечества. В 8 т. Париж: UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003.

6. История Средних веков. В 2 т. /Под ред. С.П.Карпова. 5-е изд. М.: МГУ, 2005.

7. Ремизов В.А. Религия в парадигмах культуры XXI века. Лекция. Новогорск, 2003. Инв. №1978к

Тема № 8/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Наши рекомендации