Теоретико-методологические основы истории мировых цивилизаций
Вопросы
1. Понятие, общие признаки, структура и содержание цивилизаций.
2. Динамика цивилизационного развития.
3. Основные цивилизационные концепции исторического развития народов.
Время: 2 часа
Методические указания
В процессе рассмотрения первого вопроса необходимо обсудить сущность, общие признаки, структуру и содержание понятия «цивилизация». Используя знания полученные в ходе самостоятельной работы, следует выделить характерные признаки данного термина. Представить структуру цивилизации в виде схемы. Быть готовым к публичной защите своего проекта (модели) перед всей аудиторией.
При подготовке ко второму вопросу необходимо повторить материал лекций, проанализировать данные в таблице «Цивилизационная динамика исторического развития», а также проштудировать соответствующий раздел учебной литературы. В ходе семинарского занятия на базе имеющихся знаний студентам предстоит выявить цивилизационную динамику российского общества. При рассмотрении данного вопроса использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплины «История».
Третий вопрос семинара предполагает осмысление основных положений и проведение сравнительного анализа цивилизационных концепций А.Тойнби, Г.Бокля, Н.Я. Данилевского. Быть готовым к проведению письменной работы по данному вопросу.
Темы докладов (сообщений):
1.Проблемы периодизации истории Древнего Мира.
2.Теория осевого времени К. Ясперса.
Требования по подготовке рефератов:
а) раскрыть содержание вопроса
б) владеть терминологией и литературой по теме
в) связать материал с задачами решаемыми МЧС России
При докладе использовать мультимедийную систему и имеющиеся на кафедре методические материалы.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность цивилизации? Какое содержание вкладывается в данное понятие?
2. Чем характеризуется динамика цивилизационного развития?
3. Каковы основные этапы и особенности российской цивилизации?
4. Что представляют собой основные цивилизационные концепции А.Тойнби, Г.Бокля, Н.Я.Данилевского?
5. Каким образом авторы данных концепций применяют теоретический материал к изучению истории человечества?
Рекомендуемая литература:
1. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
2. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 (Инв. № 1408у, 578у).
3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А.Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 2003.
5. Дайниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах, М., 2003.
6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ.ред. А.С. Синайского. М., 1998.
7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М., 2008 (Инв. №1777у).
Тема № 2/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Первые цивилизации на Земле. Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон
Вопросы
1. Общая характеристика древних цивилизаций.
2.Шумерская цивилизация.
3.Ассирия, Персия и Вавилон как наследники шумерской цивилизации.
Время: 2 часа
Методические указания
К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемым предстоит выявить сущностные черты древних цивилизаций на основе сравнительного анализа Шумер, Ассирии, Персии и Вавилона. На основе анализа сущностных черт древних цивилизаций обучаемые должны будут составить таблицу «Основные черты древнейших цивилизаций Среднего Востока» по форме, установленной преподавателем.
Для достижения этой цели часть времени в ходе самостоятельной работы будет отведена изучению исторических источников и учебной литературы. Для закрепления материала, в течение 35-40 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.
¾ «Загадки древности» (15 мин)
¾ «Персия» (20 мин)
При изучении учебного материала и просмотра учебных фильмов особое внимание обратить на характерные черты экономики, социального и политического строя, а также духовные компоненты древнейших цивилизаций Востока. После осмысления учебного материала оформить таблицу на отдельном листке бумаги и сдать свою работу преподавателю на проверку.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда появилась Шумерская цивилизация? Что было характерно для Шумер? Какой вклад внесла Шумерская цивилизация в становление человечества?
2. Что общего между цивилизациями Ассирии, Персии и Вавилона? В чем причина их гибели? Какой вклад внесли данные цивилизации в становление восточной цивилизации?
3. Каковы характерные черты древнейших цивилизаций? Какие факторы предопределили расцвет данных цивилизаций?
Рекомендуемая литература:
1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).
2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).
3. Васильев Л. С. История Востока: в 2т. – М.: Высшая школа, 2004.
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,
А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.
А. С. Синайского. М., 1998.
6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тема № 2/3. Семинар