Учет ризосферной и корневой микрофлоры методом последовательных отмываний корней (по Теппер)
Из выкопанного монолита почвы с растениями стерильными пинцетом и ножницами отбирают 1 г молодых корней примерно одного диаметра с приставшими к ним частицами почвы.
Корни помещают в 1-ю колбу со 100 мл стерильной водопроводной воды и взбалтывают 2 мин. Стерильным пинцетом, корни извлекают и переносят последовательно во 2-ю, 3-ю и т. д. до 6-й пробирки, содержащие по 9 мл стерильной водопроводной воды. В каждой пробирке корни отмывают по 2 мин.
Из каждой пробирки отдельно стерильной пипеткой берут 0,1 мл отмывной воды, наносят на поверхность питательной пластины (МПА) и отдельным шпателем Дригальского, держа полуоткрытую чашку около пламени горелки, растирают. Чашки помещают в термостат при 28—30 °С, спустя 3—5 сут чашки анализируют.
По мере отмывания корней численность бактерий не убывает, а в ряде случаев — даже увеличивается. Это свидетельствует о тесной связи эпифитных микроорганизмов с тканями растений, для которых они служат естественным защитным барьером. В чашках с посевом из первых отмываний много крупных колоний спороносных форм бактерий — это могут быть и почвенные обитатели. По мере отмывания количество колоний бациллярных форм уменьшается и возрастает число мелкоточечных колоний неспорообразующих форм рода Pseudomonas.
I. Для определения количества микроорганизмов в ризосфере и на корнях суспензию из 1-й колбы (1-го отмывания) дополнительно взбалтывают 5 мин. Затем из нее готовят разведения, из которых делают поверхностные посевы. Посев производят из 4-го, 5-го и 6-го разведений. Для подсчета клеток в 1 г абсолютно сухой почвы ризосферы число колоний на чашке умножают на 10 (чтобы определить их число в 1 мл) и на степень разведения, а затем делят на массу абсолютно сухой почвы ризосферы.
II. При определении количества микроорганизмов на 1 г корней число колоний, выросших в чашке, умножают на 10 (чтобы определить их число в 1 мл), на степень разведения и делят на величину массы сырых корней.
III. Исследование морфологии колоний.По истечению 3-5 суток на чашках анализируют различные 3-5 колонии по следующей схеме:
- величина колонии – точечные (D – меньше 1 мм), мелкие (D – 1-2 мм), средние (D – 2-4 мм), и крупные (D – 4-6 мм и более).
- форма колонии - округлая, амебовидная, ризоидная.
- оптические свойства – прозрачная, матовая, флуоресцирующая, полупрозрачная (просвечивает), непрозрачная, блестящая.
- цвет – отмечают цвет колонии и выделение пигмента в среду.
- поверхность – гладкая, шероховатая, складчатая, бугристая.
- профиль – плоский, выпуклый, кратерообразный, врастающий в агар и т. д.
- край колонии – ровный, волнистый, лопастной, ризоидный и т. д.
- консистенция – маслянистая, тестообразная, вязкая, пленчатая.
При описании края и структуры колонии чашки Петри, не открывая, помещают под микроскоп дном вверх.
IV. Исследование морфологии микроорганизмов.Морфологию бактерий изучают из отдельной колонии (выбранных и проанализированный по схеме приведенной выше). Окрашивание производят по Граму. Окрашенный препарат микроскопируют, пользуясь объективами ´40 и ´90. Просматривая препараты, делают зарисовки микроорганизмов, обращая внимание на форму, взаимное положение клеток и на соотношение размеров бактерий при разном увеличении микроскопа; определяют отношение к окраске по Граму. Подсчитывают количество колоний на чашке.
Материалы, представляемые в отчет по лабораторной работе
1. Описать последовательность проведения работ
2. Результаты работы записать.
3. Изложить выводы по работе.
ТЕМА 4
ПОЛУЧЕНИЕ ПОЧЕЧНОЙ КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК МОРСКОЙ СВИНКИ МЕТОДОМ ТЕПЛОЙ ТРИПСИНИЗАЦИИ
Цель занятия:
· Получить почечную культуру клеток морской свинки методом теплой трипсинизации
Вопросы и задания для самоподготовки
1. Биогеохимические круговороты
2. Методы оценки геохимической деятельности микроорганизмов
3. Круговорот серы
4. Круговорот углерода
5. Парниковые газы
6. Экологические стратегии и биотические связи у микроорганизмов
7. Биотические связи с участием микроорганизмов
8. Симбиотические отношения между микроорганизмами.
9. Эволюционная роль симбиотических взаимоотношений с участием микроорганизмов
10. Значение коэволюции в симбиозах микроорганизмов с макроорганизмами
Оборудование и материалы
1. Микроскоп биологический МБР-3 или аналогичный
2. Спиртовка.
3. Термостат.
4. Колбы, пенициллиновые флаконы.
5. Физиологический раствор.
6. Материалы (предметные стекла для микропрепаратов; пробирки стеклянные, вместимостью 15 мл; пипетки, вместимостью 1,0 и 5,0 мл с делениями).
Общие сведения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК В ВИРУСОЛОГИ
Значение культуры клеток и тканей в диагностических вирусологических исследованиях. Внедрение метода культивирования клеток и тканей в вирусологию и диагностику вирусных болезней позволило не только познать глубже сущность вирусов, но и расшифровать этиологию ряда болезней, создать высокоэффективные противовирусные вакцины (живые и убитые) для профилактики их. Открытие Дж. Эндерсом и сотрудниками способности вируса полиомиелита размножаться в культуре клеток (фибробласты эмбриона человека) послужило началом широкого применения этой системы в вирусологии, а открытие цитопатогенного действия вируса западного лошадиного энцефаломиелита способствовало практическому использованию его в диагностике инфекции.
Метод культуры клеток заключается в том, что от убитого животного как можно быстрее после клинической смерти берут ткань или клетки и до наступления биологической смерти помещают их в соответствующие питательные среды и условия, обеспечивающие поддержание процессов жизнедеятельности. Наряду с множеством других преимуществ метод культуры тканей относительно дешев и поэтому может быть использован массово.
Разработка метода дезагрегации тканей ферментативным путем, усовершенствование методов культивирования клеток и состава питательных сред создали основы для широкого применения культуры клеток в изучении общих и частных проблем вирусологии, и в частности разработки методов лабораторной диагностики вирусных болезней. Успехи техники культивирования культуры клеток позволили наблюдать не только видимые изменения в инфицированных культурах, но и привели к открытию гемадсорбирующих вирусов.
В настоящее время число вирусов, выделяемых с помощью однослойных культур, резко уменьшилось по сравнению с количеством вирусов, открытых сразу же после получения вируса полиомиелита. Оказалось, что некоторые вирусы трудно изолировать в однослойных культурах. В таких случаях требуются более изощренные лабораторные методы, максимально приближающие условия культивирования вируса к естественным, например использование культур органов. Однако однослойные культуры клеток не утратили своего значения.
Чрезвычайно важную роль во внедрении техники культуры ткани в широкую вирусологическую практику сыграло использование в питательных средах антибиотиков и антимикотических препаратов. Это позволило проводить исследования большого масштаба без чрезвычайно трудоемкой работы по предупреждению микробной контаминации культур. Другими важными усовершенствованиями техники тканевых культур явились употребление веществ, позволяющих диспергировать клетки и производить перевивку их взвесью, получение однослойных культур клеток и введение в практику синтетических культуралъных сред постоянного химического состава, свободных от ингибиторов, действующих на вирус. Разработка и применение простых методов культивирования фрагментов органов и тканей для выделения и выращивания вирусов также внесли большой вклад в изучение этиологии и патогенеза вирусных инфекций.
Культура тканей позволяет получить достаточно чистый вирус (с небольшим количеством чужеродных антигенов), что очень важно при изготовлении сывороток и антигенов для серологических реакций. С помощью серийных пассажей вирусов в культурах клеток удается получать аттенуированные (апатогенные) штаммы, пригодные для производства вакцин.
В настоящее время в практической вирусологии широко используются не только первично-трипсинизированные, но и перевиваемые, и диплоидные клетки.