Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева

Планирование

образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня

Первая младшая группа

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Л.Л.ТИМОФЕЕВОЙ

Методическое пособйе

Составлено в соответствии с основными положениями фгт

Центр педагогического образования Москва

Авторы-составители:

Тимофеева Л.Л., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования БОУООДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»;

Корнеичева Е.Е., заведующая МБДОУ детский сад № 79 г. Орла;

Грачева Н.И., заместитель заведующей МБДОУ детский сад № 79 г. Орла-

Под общей редакцией Тимофеевой Л.Л.

Рецензент:

Бережнова О.В., к.филол.н., доцент, заведующая кафедрой дошколь­ного образования БОУ 00 ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершен­ствования учителей»

Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. П 37 Планирование образовательной деятельности с дошкольни­ками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое по­собие. - М.; Центр педагогического образования, 2012. - 304 с.

ISBN 978-5-91382-084-6

Цель данного пособия - помочь воспитателю планомерно и после­довательно осуществлять образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. В нем представлено планирование основных видов детской деятельности в их рациональной последовательности, а также разнообразных форм работы в режиме дня с учетом возрастных особенностей детей пер­вой младшей группы.

Пособие составлено в соответствии с Федеральными государствен­ными требования к структуре основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования и условиям ее реализации и ориентиро­вано на помощь педагогам в решении задач из разных образователь­ных областей на основе принципа интеграции. Представленный вариант планирования образовательной работы позволяет обеспечить оптималь­ное содержание совместной деятельности педагога с детьми в течение дня и недели, баланс индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности дошкольников.

Книга адресована воспитателям первых младших групп, методи­стам и старшим воспитателям дошкольных учреждений, студентам пе­дагогических вузов, гувернерам.

ББК 74.100.5

© Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е.,

Грачева Н.И., 2012 © ООО «Центр педагогического ISBN 978-5-91382-084-6 образования», 2012

Особенности организации образовательной деятельности с детьми первой младшей группы

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундамен­тальные человеческие способности: познавательная активность, любо­знательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целена­правленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взросло­го и определенных педагогических воздействий.

Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятель­ности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания[1].

Особенности действий с предметами ребенка 2-3 лет:

• активно изучает предметы, их внешние свойства и использует их точно по назначению;

• выделяет признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза;

• замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные представления о предметном мире. По­этому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка 2-3 лет является развитие процесса восприятия.

К концу 3 года жизни ребенок:

• различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по фор­ме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

• различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узна­ет знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикла­дыванием рядом;

• различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

• практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий; различает далекие и близ­кие расстояния, направления (вверху, внизу, спереди, сзади);

• различает время суток (день, ночь); простые движения, может их повторить вслед за взрослым (поднять руки, помахать ими, при­сесть, наклонить голову);

• различает температуру (тепло, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (звучание знакомых предме­тов и голоса животных);

• узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различа­ет изображения отдельных предметов, образы героев и их дейст­вия и настроение в коротких сказках и других фольклорных произ­ведениях, стихах и рассказах, различает особенности взаимодей­ствия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

Немаловажен процесс развития детской самостоятельности, нор­мативные показатели становления которой в период с 2 до 3 лет сле­дующие:

• в 2-2,5 года - повторяет бытовые действия (подметание, открыва­ние двери ключом, складывание игрушек в коробку; «звонит» по те­лефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном вело­сипеде;

• в 2,5-3 года - одевается и обувается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки; держит в руках каран­даш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет со взрослым «в больницу», «магазин», «троллейбус».

В соответствии с ведущим видом деятельности ребенка 2-3 лет (предметная деятельность) и определяющей формой общения со взрос­лым (ситуативно-деловое общение) осуществляется выбор форм и мето­дов работы с детьми. Среди них можно особо выделить детское экспери­ментирование (на основе манипулирования с предметами ближайшего окружения, материалами для творчества, звуками и голосом), игры- занятия (см. Приложение), подвижные игры-задания, игры-драматиза­ции, создание игровых ситуаций, чтение (см. Приложение, статья «Как воспитать в ребенке интерес к чтению»), рассказывание и инсценирова­ние произведений устного народного творчества.

Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Поэтому одной из форм осуществления предметной деятельности по праву признается детское экспериментирование. Поскольку под экспе­риментированием понимается «исследование объекта или ситуации пу­тем управления условиями (переменными, факторами), ...это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность малень­кого ребенка, и деятельность коллектива ученых»[2].

По мнению Н.Н. Поддьякова, «...деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»[3].

Экспериментирование является ведущим функциональным механиз­мом творчества ребенка, в нем представлен момент саморазвития: пре­образования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить иные, более сложные и совершенные преобразования.

В данном «доигровом» периоде развития ребенка, когда сюжетно- ролевая игра, которая станет ведущим видом деятельности в дошколь­ном возрасте, только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли.

На этапе образно-ролевой игры (2-2,5 года) следует учить детей пе­ревоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы - «поплавать», «полетать» и т.д. Здесь подойдут различные об­разные (игровые) упражнений имитационного характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей ро­ли педагога.

К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжет- но-ролевой игры, к основным показателям которой можно отнести:

• сочетание настоящих целей и ненастоящих способов их достиже­ния. Ребенок ставит перед собой в игре обычные, реальные цели, характерные для взрослых (сварить суп, погладить белье), но не может их реализовать. Педагог должен показать ему необычные способы и средства их достижения - например, «сварить» суп из мозаики;

• ненастоящий способ достижения целей позволяет использовать предметы-заместители и совершать действия с воображаемыми предметами - например, «есть» несуществующую конфету;

• в игре ребенок решает такую важную задачу, как общение с други­ми людьми, поэтому использует «общение в воображаемой ситуа­ции». Основная цель создания ситуации игрового общения для пе­дагога состоит в том, чтобы не только передать детям новую ин­формацию, но и выразить свое отношение к ней - например, «жал­ко куклу, она заболела». Здесь же будет уместным рассказывание небольших фольклорных произведений, обычно используемых в быту - например, пестушки «У кошки боли...»;

• воображаемая ситуация стимулирует принятие ребенком на себя роли, которую он в дальнейшем исполняет на основе подражания действиям взрослых. Для этого необходимо неоднократно показать детям возможность использования условных действий с сюжетны­ми игрушками - «развернуть» игру на виду у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи. Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее.

На данном этапе, если ребенок усвоил все перечисленные игровые действия, можно говорить о том, что он освоил азы сюжетной игры.

Важно также определить логику выбора форм и методов организации взаимодействия с детьми, связанную с учетом закономерностей проте­кания процесса адаптации малышей к дошкольному образовательному учреждению, так как именно на третьем году жизни детей чаще всего при­водят в детский сад.

Под адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различ­ным условиям внешней среды.

Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, коим является по­ступление в детское учреждение, приводит к серьезным изменениям в привычном распорядке: может измениться целый ряд сложившихся привы­чек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, корм­ления, принципах общения со взрослыми (Аксарина Н.М., Теплюк С.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е. и др.). Этот переход требу­ет торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка двух лет является трудной задачей.

Трудности связаны с тем, что, несмотря на положительные сдвиги в развитии, ребенок еще не может противостоять факторам дезадаптации. С.Н. Теплюк указывает на то, что ребенок испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый пытается произвести с ним какие-то манипуляции, поэтому отказывается принимать помощь не­знакомца, с опаской оглядывается по сторонам, боится большого поме­щения с обилием игрушек, переходов в новые помещения (туалетная комната, спальня). Ребенок активно протестует, теряя силы, или, наобо­рот, замирает, сидит неподвижно, не откликается на попытки общения со стороны взрослых и детей.

Нередко через три-четыре дня после поступления в сад ребенок забо­левает, так как организм его ослаб из-за трго, что он несколько дней не­доедал и недосыпал, из-за попадания в чужеродную аэробную среду.

Таким образом, процесс приспособления к новым условиям в данном возрасте редко проходит легко и быстро. На сроки и тяжесть протекания процесса адаптации ребенка влияют: достигнутый им уровень психиче­ского и физического развития, состояние здоровья, степень закаленно­сти, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и особенности родителей[4].

Различают три варианта протекания адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Критериями степени тяжести адаптации являются: эмоциональ­ное состояние малыша; сон и аппетит; его отношения со сверстниками; отношения со взрослыми; частота и длительность острых заболеваний.

Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение меся­ца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократ­ное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

С.Н. Теплюк предлагает условно выделить три группы детей по харак­теру поведения при поступлении в детский сад.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выра­жает свое отношение к происходящему: они громко плачут, падают на пол или убегают, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям, к воспитателям. Несмотря на постоянное активное проявление протеста в период адаптации, дети этой группы обычно привыкают к условиям дет­ского сада в течение 20-30 дней, впоследствии изредка демонстрируя свои негативные эмоциональные всплески в период утреннего расстава­ния с родителями.

Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка. После расста­вания с мамой они замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены, стремятся забиться в угол, отгородиться от всех, подолгу сидят без дви­жения, не реагируют на окружающих, не вступают в контакт. Их трудно на­кормить, посадить на горшок. Адаптация таких детей протекает очень сложно и может длиться два-три месяца.

Третью группу составляют коммуникабельные, общительные малыши Они не боятся нового помещения, чужих взрослых, инициативны в обще­нии, ориентированы на презентацию себя как личности, с удовольствиег^ рассказывают о себе, демонстрируют свои умения и ожидают похвалы сл взрослых. Но через два-три дня все меняется: ребенку больше нечегс рассказать и показать, он больше не хочет в детских сад, резко протесту­ет и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замк­нутые и робкие трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, в группе с удо­вольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом об­следует новую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, ко­торых родители часто оставляли на попечение бабушек или соседей, бра­ли с собой в гости, где малыша кто-нибудь кормил и укладывал спать. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

Отличается поведение детей, родители которых живут «семейным мирком», чей круг общения ограничен: если, например, мама целыми днями один на один сидит со своим малышом, а во время прогулок обхо­дит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую- нибудь детскую болезнь. В подобных условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он может запаниковать. В таких случаях адаптационный период бы­вает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирова­ния детского невроза.

Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в группу, создавать для него особый эмоциональный климат. Для этого необходимо организовать планомерное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укоро­ченное пребывание ребенка в детском саду (начиная с 2-3 часов) с по­следующим увеличением на 1 -2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Во время периода адаптации необходимо сохранить привычные для ребенка способы кормления, укладывания; режимные процедуры нельзя проводить насильно, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к происходящему, предупредить фор­мирование защитно-оборонительной реакции.

В современной педагогике организация работы в адаптационный пе­риод раннего детства рассматривается как комплекс усилий родителей, администрации дошкольного учреждения, медицинского и педагогиче­ского персоналов. Единые требования к ребенку в семье и в детском са­ду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укреп­ление физического здоровья малышей, правильная организация детских видов деятельности создадут благоприятную обстановку для формирова­ния эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной их адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Большое значение в период адаптации к детскому саду имеет контакт между семьей и дошкольным учреждением. Родители должны рассказать об особенностях развития их ребенка, о его привычках, о сне, аппетите, любимых блюдах, игрушках и т.д. Педагоги (административный, меди­цинский персонал детского сада), в свою очередь, обязаны познакомить родителей с важностью постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2- 3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, ис­пользуемых там. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, оде­вание, пользование горшком, мытье рук и умывание).

Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомен­дуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Воз­можность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важ­ное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Вместе с этим нужно помнить, что, несмотря на усилия, прилагаемые персоналом детского сада и родителями, все факторы дезадаптации ис­ключить невозможно. Н.М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, приводила такой пример: «Садовник, бережно переса­живая молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, при­живаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут»[5].

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, в адаптационный период необходимо использовать такие формы организации детской жизнедея­тельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути, терапевтический эффект, по­зволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное со­стояние, предполагающие участие мамы, других близких ребенку людей. Это могут быть:

• игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают

возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе - в уголке для игр с песком);

• просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекцШ^елательно привлечь родителей); с

• подвижные игры-забавы, основная цель которых - доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками актив­ного и одновременно увлекательного времяпровождения;

• все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами-марионетками), т.к. встреча с театральными персонажами помогает детям расслабить­ся, снять напряжение, создает радостную атмосферу;

• знакомство с произведениями поэзии пестования (пение колы­бельных песен (см. Приложение)), рассказывание пестушек, поте­шек и кумулятивных сказок о животных', в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воз­действием на эмоциональную сферу малышей.

Основными объективными показателями окончания периода адапта­ции являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппе­тит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоцио­нальный тонус.

Нормализация всех показателей является сигналом к переводу ребен­ка на физиологический возрастной режим. При этом еще в течение неде­ли следует обеспечить ребенку более пристальное наблюдение, так как перевод его на обычный режим иногда может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.

Таким образом, полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения следую­щих задач:

• разнообразие предметной деятельности ребенка: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и

6 Бервжнова О.В. Жанры детского фольклора. - Орел: Издательский дом «Орлик», 2004.

действиями с ними, показ разнообразных вариантов манипуляций с предметами, их отбора и группировки по свойствам;

• содействие развитию личности ребенка: создание условий для раз­вития его самостоятельности в разных видах деятельности, само­уважения и чувства собственного достоинства через оценку успе­хов в деятельности и общении; побуждение ребенка к доброжела­тельным отношениям со взрослыми и сверстниками;

• обогащение связей ребенка с окружающим миром, развитие инте­реса к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, продуктивную, музыкально-художественную и другие виды детской деятельности;

• стимулирование и поддержка положительного эмоционального от­клика на выполнение элементарных действий по самообслужива­нию (одевание, раздевание, уборка игрушек); привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты; воспитание интереса к трудо­вым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно;

• укрепление здоровья ребенка, закаливание, повышение работо­способности и устойчивости нервной системы, развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);

• расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного сло­варя за счет общеупотребимой лексики.

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.

СЕНТЯБР

Формы работы Образова­тельная область
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
День 1
Утро. Работа в группе
1. Экскурсия по группе для вновь прибывших детей. Задачи. Предложить детям вместе с мамами осмотреть помещение, обратить внимание на то, как красиво, уютно в группе. Показать детям игры, игрушки, которые есть в группе. Социали­зация
2. Практическое упражнение «Моем руки». Чтение стихо­творения Н. Найденовой «Наши полотенца». Задачи. Используя методы показа и совместно производи­мого действия, учить детей намыливать руки, тщательно смывать мыло, пользоваться индивидуальным полотенцем. С помощью стихотворения помочь новичкам запомнить, где находится их полотенце, напомнить обозначения индивиду­альных шкафчиков остальным детям. Здоровье. Чтение художест­венной литерату­ры'
3. Игра-забава «Веселый мяч». Задачи. Предложить детям ловить и бросать педагогу раз­ноцветный надувной мяч, называть свое имя, называть себя так, как ласково называют малыша дома. Поддерживать у детей хорошее настроение, способствовать скорейшей адаптации новичков в группе. Коммуни­кация. Социали­зация
Утро. Прогулка
1. Игра-забава «Кораблики». Задачи. Предложить детям запустить в плавание кораблики, учить регулировать направление их движения, выдувая струю воздуха на парус. Формировать правильное носовое дыхание, способствовать эмоциональной разрядке. Социали­зация. Здоровье
2. Подвижная игра-задание «Бегите ко мне». Задачи. Учить детей действовать по команде воспитателя, демонстрировать детям радость от того, что они правильно Физиче­ская культура.
1 Далее для удобства оформления данная образовательная область будет обозна­чена словом «Чтение».


иыполнили задание. Способствовать становлению довери­тельных отношений с детьми. Социали­зация
3. Игры с песком. г Задачи. Организовать свободное экспериментирование с песком, учить соблюдать правила личной гигиены и безо­пасности. Способствовать снятию напряжения у детей, на­ходящихся на стадии адаптации. Познание. Социали­зация
Вечер. Прогулка
1. Физические упражнения: катание на детских машинках и лошадках. Задачи. Предложить детям покататься на машинках (лошад­ках), в индивидуальном порядке побуждать детей к элемен­тарным ролевым действиям (водитель управляет машиной, сигналит прохожим). Обогащать игровой опыт детей, спо­собствовать развитию мышц ног. Физиче­ская культура
2. Настольный кукольный театр по сказке «Колобок». Задачи. Предложить детям подержать в руках персонажей сказки, познакомиться с ними. Учить следить за развитием действия, вызвать эмоциональный отклик. Чтение
3. Пляска «Пальчики-ручки», рус. нар. мелодия, обр. М. Ра- ухвергера. Задачи. Учить детей повторять движения за взрослым, про­извольно двигаться под веселую музыку. Способствовать поддержанию хорошего настроения, установлению эмоцио­нального контакта между педагогом и детьми. Музыка
Вечер. Работа в группе
1. Игры скрупным строительнымматериалом. Задачи. Познакомить детей с деталями конструктора, спо­собами их использования. Учить выполнять различные по­стройки. Учить называть детали, их цвет. Познание. Коммуни­кация
2. Самостоятельная игровая деятельность в игровом уголке. Задачи. Обеспечить детям возможность выбрать занятия по интересам, отдохнуть от интенсивного общения со сверст­никами, передать полученные за день впечатления в игре. Привлекать к участию в игре родителей детей, находящихся на этапе адаптации к детскому саду. Социали­зация
3. Творческая мастерская: работас водными раскрасками. Задачи. Показать детям, как нужно держать кисть, набирать воду, раскрашивать рисунок. Предложить детям полюбо­ваться полученными результатами, формировать интерес к художественно-творческой деятельности, к работе кистью, красками. Художест­венное творчество
День 2 "
Утро. Работа в группе
1. Работа в уголке природы: наблюдение «Аквариумные рыбки». Познание.

Сентябрь 1

Задачи. Предложить детям понаблюдать за рыбками, обра­тить внимание на условия, созданные для них в аквариуме. Способствовать стабилизации эмоционального состояния детей, возникновению интереса к детскому саду. Социали-j зация
2. Игра-забава «Аквариум». Задачи. Учить детей играть с заводными игрушками, пла­вающими в воде, наблюдать за ними. Доставить детям удо­вольствие, способствовать закаливанию. Здоровье
3. Мультзал: мультфильм «Колобок». Задачи. Учит детей следить за развитием сюжета, называть знакомых персонажей. Формировать у детей интерес к уст­ному народному творчеству. Чтение
Утро. Прогулка
1. Подвижная игра-задание «Бегите ко мне». Задачи. Учить детей действовать по сигналу, формировать умение двигаться в заданном направлении, совершенство­вать выполнение основных движений при беге. Приветство­вать детей на финише, обращаться к ним так, как это приняв- то в их семьях, выражать радость от успехов детей, способ­ствовать установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. Физиче­ская культура. Социали­зация
2. Дидактическая игра «Где спрятался котенок?» Задачи. Учить детей понимать предложно-падежные конст­рукции, искать спрятанные педагогом предмет, называть найденные игрушки. Коммуни­кация
3. Игра-забава с мыльными пузырями. Задали. Формировать правильное носовое дыхание, спо­собствовать профилактике простудных заболеваний. Под­держивать положительный эмоциональный настрой, способ­ствовать установлению доверительный взаимоотношений с детьми. Способствовать профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду. Здоровье. Социали­зация
Вечер. Прогулка
1. Самостоятельная игровая деятельность: игры в песоч­нице. Задачи: Организовать игровую деятельность детей; пред­ложить их вниманию различные игрушки. В качестве участ­ника игры демонстрировать детям различные действия с песком, обогащать игровой опыт. Способствовать стабили­зации эмоционального состояния, детей. Познание. Социали­зация
2. Подвижная игра «Догони мяч». Задачи. Учить детей двигаться в заданном направлении, следуя за мячом, регулировать скорость движения. Позна­комить детей с правилами безопасности, которые необхо­димо соблюдать в коллективной игре. Физиче­ская культура
3. Игра-забава «Воздушный змей». Чтение стихотворения М. Карема «Мой змей». Познание. Чтение

Сентябрь________________________________

Познание Музыка Чтение

адачи. Предложить детям понаблюдать за движением воз- ушного змея, рассказать, что его приводит в движение ве­тер. Познакомить детей со стихотворением, формировать нтерес к поэзии.

Вечер, Работа в группе

1. Игры с круП¥?б)м инструктором. Задачи. Познакомить детей с деталями конструктора, учить Соединять их, поощрять, экспериментирование с деталями, побуждать выполнять различные постройки. Развивать во­ображений

2. Пение песни «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Задачи. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку, учить подпевать, прислушиваясь к голосу взрослого, пра­вильно брать дыхание. Формировать интерес к музыкально- художественной деятельности. ___________________________________________________ __

3. Мультзал: сериал «Маша и медведь», мультфильм «Первая встреча».

Чтение. Социали­зация Познание. Коммуни­кация Чтение

Задачи. Учить детей следить за развитием сюжета, пони­мать содержание мультфильма. Поддерживать положитель­ный эмоциональный настрой.__________

День 3

Утро. Работа в группе

1. Разучивание потешки «Еду-еду к бабе, к деду...» Теат­рализованная игра «Еду-еду».

Задачи\ Пригласить детей к участию в игре, учить повторять за педагогом текст. Способствовать формированию довери­тельных отношений с детьми, стабилизации эмоционального состояния детей, находящихся на этапе адаптации.

2. Работа в уголке природы: наблюдение за хомячком. Задачи. Продолжать знакомить детей с обитателями уголка природы, учить осуществлять наблюдение за ними, поощ­рять стремление отражать в речи полученные впечатления. Способствовать поддержанию интереса к детскому саду.

3. Рассказывание сказки «Репка», рассматривание иллю­страций.

Физиче­ская культура

Задачи. Учить детей внимательно слушать, следить за разви­тием сюжета. Учить имитировать голоса животных - персона- жей сказки. Способствовать развитию интереса к чтению.

Утро. Прогулка

1. Физические упражнения: катание на детских машинках (лошадках, мотоциклах).

Задачи, Учить детей передвигаться на игрушечных машинах (лошадках, мотоциклах), отталкиваясь ногами от земли. По­ощрять выполнение ролевых действий (управление маши­ной, кормление лошадки, заправка мотоцикла). Развивать мышцы ног, создавать эмоционально комфортную для детей обстановку.

2. Подвижно-дидактическая игра «У кого такой же?» Задачи. Учить детей называть предметы одежды, находить вещи заданного цвета (основные цвета), выполнять зада­ния педагога (бегите ко мне все, кто одет в брюки; у кого красная курточка и т.д.). Выражать радость от общения с детьми, способствовать формированию доверительных от­ношений с ними.

3. Игра-забава «Дождик». Чтение стихотворения В. Леви­на «Алешкина кричалка».

Задачи. Организовать элементарные закаливающие проце­дуры, разбрызгивая воду из пульверизатора. Предложить детям убежать (увернуться) от водяных брызг - «дождика». Обеспечить эмоциональную разрядку, профилактику нерв- ного напряжения.__________

Вечер. Прогулка

1. Наблюдение за птицами. Задачи. Учить детей различать птиц, называть их, обратить внимание на то, как птицы передвигаются, чем питаются. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Обога- щать словарный запас.

2. Игра-забава «Поймай мыльный пузырь». Чтение стихо­творения Э. Фарджен «Мыльные пузыри». Задачи. Предложить детям поймать пускаемые педагогом мыльные пузыри. Учить соблюдать правила безопасности при перемещении по площадке. Способствовать эмоцио- нальной разрядке

3. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы уме­ем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. Задачи. Учить детей повторять за педагогом слова и движе­ния под музыку. Организовать перемещение в группу, под- держивать у детей хорошее настроение

Вечер. Работа в группе

1. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций.

Познание. Физиче­ская культура Здоровье. Физиче­ская культура. Чтение Познание. Коммуни­кация Физиче­ская культура. Социали­зация Музыка. Физиче­ская культура Чтение

Задачи.

Наши рекомендации