Тимофеева Кристина Игоревна

Обучающаяся 9 класса

МОУ гимназии № 8

Им. Л.М. Марасиновой

Г.Рыбинск Ярославская область

Научный руководитель –

Лебедева Ирина Владимировна,

Учитель химии МОУ гимназии № 8

Им. Л.М. Марасиновой

Ярославль, 2015

Содержание

1. Введение стр. 2
2. Роль огня в жизни человека стр. 4
3. Описание огня и его химические особенности стр. 7
4. Заключение стр. 10
5. Список литературы стр. 11
6. Приложение стр. 12
  6.1 Приложение 1. Сказание о Прометее стр. 12
  6.2 6.3 6.4 Приложение 2. Опыт №1. Изучение строения пламени Приложение 3. Опыт №2. Разноцветное пламя Приложение 4. Интересные факты стр. 17 стр. 18 стр.19
  4.1. Почему головка спички воспламеняется при трении? стр. 19
  4.2. Почему головка спички воспламеняется при трении? стр. 19
  4.3. Почему мы всегда ощущаем резкий запах, когда зажигаем спичку? стр. 20
  4.4. Почему в процессе горения дерево чернеет? стр. 20
  4.5. Почему масса золы намного меньше массы сожженных дров? стр. 20
  4.6. Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землёй угли костра? стр. 20
  4.7. Почему гора Янардаг горит? стр. 21
  4.8. Почему образуются «блуждающие огоньки» на болоте? стр. 21
  4.9. Почему в Сураханском храме днём и ночью пылал «священный огонь»? стр. 21
  4.10. Почему «куст Моисея» неопалим? стр. 22
  4.11. Почему на кладбище в ночное время мерцают огоньки? стр. 22
  4.12. Почему по ночам горят «бесовы огни»? стр. 22
  4.13. Почему появилась светящая рука на стене дворца вавилонского царя Валтасара? стр. 23
  4.14. Почему нельзя зажигать спичку вблизи бензоколонок? стр. 23
  4.15. Почему песок тушит пожары? стр. 23
  4.16. Почему опасно неполное сгорание угля в печи? стр. 24
  4.17. Почему печка должна иметь дымоход? стр. 24
  4.18. Почему при горении дров наблюдается значительно большее пламя, чем при горении каменного угля? стр. 24
  4.19. Почему во время топки печки периодически разгребают угли кочергой? стр. 24
  4.20. Почему гаснет вынутое из костра полено или выпавший из печи уголек? стр. 25
  4.21. Почему при раздувании происходит «оживление уснувшего огня»? стр. 25

Введение

«Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести?

Что влечёт к нему и старого и малого? Огонь – это вечное движение. То, что человек всегда стремился найти, но так и не нашел. Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни.

И всё же что такое огонь? Тайна. Загадка!»

Рэй Брэдбери, 451 градус по Фаренгейту

Наряду с водой, землёй и воздухом, огонь считается одной из четырёх стихий (первоэлементов). Огонь для первобытного человека был загадкой; он, казалось, «пожирал» древесину и, «пожирая», давал не только свет и тепло, но и очень нужную для земледелия золу; к тому же горение стало тем природным процессом, которым научились «управлять» первобытные люди. Остроумные приспособления, разнообразнейшие усовершенствования способов сохранения и получения огня, накопленные в течение тысячелетий, были в конечном счете посвящены одной цели – сделать природный процесс горения всеобщим средством труда и использовать его в разнообразных областях человеческой деятельности. Согласно Б. Ф. Поршневу, открытие способа добывания огня явилось прямым следствием обработки камней ещё в раннем палеолите. Химические превращения веществ человек стал использовать с той поры, когда он стал Homo sapiens.

В современном мире значение огня и горения огромно. Поэтому понятен тот интерес, который издавна проявлял человек к огню, стараясь изучить его и подчинить себе. В настоящее время ученые всех стран продолжают искать ответы на вопросы, связанные с огнем:

– температура Благодатного огня, который ежегодно в канун православной Пасхи чудесным образом возгорается в Храме Гроба Господня в Иерусалиме;

– следы первого в истории рукотворного огня;

– исследование феноменального явления, известного, как шаровые молнии Наги (Naga's Fireballs), когда каждый год при первой полной луне 11-го лунного месяца на реке Меконг (Mekong River) сотни красных, розовых и оранжевых шаровых молний взлетают в небо.

Но огонь может приносить не только пользу: если стихия выйдет из-под контроля, то может причинить серьёзный ущерб – сжечь дом и нанести огромный вред здоровью.

Цель– провести исследование огня.

Задачи:

1. Определить роль огня в жизни человека.

2. Дать описание огня.

3. Изучить химические особенности огня.

Объект исследования – огонь.

Предмет исследования – свойства огня.

Гипотеза– если не владеть информацией об особенностях огня, можно причинить вред здоровью и окружающей среде.

Роль огня в жизни человека

Огонь – универсальное средство защиты от диких зверей, холода, темноты – оказался в то же время необходимым средством труда: с его помощью люди еще в древности жарили мясо и выпекали изделия из муки, добывали соль и сушили одежду. Ничто не оказало такого громадного влияния на переход человечества к оседлому образу жизни, как огонь, который, правда, в то время весьма нелегко было добывать. Поэтому огонь нужно было постоянно поддерживать в очагах каждого жилища. Только повседневное использование огня позволило людям впервые осознать существование взаимосвязи природных явлений, преодолеть страх перед «диким зверем», попытаться познать его сущность и «приручить». «Укротить» огонь удалось лишь тогда, когда человек научился не только поддерживать горение, но и самостоятельно добывать огонь.

Значение огня для жизни ощущалось первобытным челове­ком настолько сильно, что в древности даже возникла легенда о даровании огня людям богами (Приложение 1). При переходе к оседлому образу жизни люди вынуждены были сразу же начать совершенствовать новое средство труда, используя его в первую очередь для развития земледелия. Затем огонь стал использоваться в разнообразных, тесно связанных с земледелием областях человеческой деятельности: при добывании воды, при строительстве жилых зданий и укреплений, для защиты от врагов. Без применения огня нельзя было и разводить домашних животных.

Первобытные земледельческие племена производили столько продуктов питания, что могли прокормить не только самих себя, но и ремесленников. Разделение труда получило дальнейшее развитие после появления и совершенствования гончарного искусства, с которого началось первое широкое использование огня для получения важнейших предметов обихода. Это привело к изготовлению керамических сосудов и иных изделий, предназначенных для сбора, хранения и перевозки воды, а также других продуктов. Развитие гончарного искусства стимулировало широкое применение в первобытной технике еще одного вида природного сырья – различных сортов глины. В результате широкого использования различных сортов глины для изготовления керамических изделий возникла новая область техники того времени – обжиг. При помощи обжига стали изготовлять не только сосуды, но и кирпичи – очень важный строительный материал. Широкое применение различных процессов позволило уже в древности сделать ценные наблюдения и практические открытия. Важнейшими среди них были выделение жира, получение травяных отваров, упаривание растворов, получение яда из семян ядовитых растений для пропитки стрел — очень действенного оружия охотников и воинов. Все эти операции могли быть проведены лишь при нагревании различных продуктов растительного и животного происхождения в сосудах, устойчивых к действию огня. Таким же образом были получены животные жиры и различные масла – важнейшие материалы для осветительных устройств.

Открытое пламя и лучину для освещения со временем сменили факелы и керосиновые лампы. Громадное влияние на развитие техники осветительных устройств оказало исполь­зование глиняных, а позже и металлических сосудов; это необычайно усовершенствовало изготовление светильников.

Производство гончарных изделий и другой ремесленной продукции способствовало возникновению торгового обмена, развитие которого стимулировало также расширение потребностей людей в товарах. Оно сильно повлияло не только на становление ремесел, но и на совершенствование языка, письменности, развитие поэзии и искусства.

Результаты наблюдений за процессом обжига керамических изделий и совершенствования разнообразных конструкций печей для обжига способствовали развитию методов регулирования силы огня и достижения высокой температуры, что в свою очередь привело к повышению прочности сосудов после обжига. Достижение высоких температур имело очень важные последствия – оно позволило широко использовать новый вид минерального сырья – металлы.

Таким образом, по мере освоения величайшей стихийной силы природы, происходит развитие и совершенствование человечества. Без огня жизнь на земле невозможна!

К сожалению, огонь оставил и трагические следы в истории всех эпох и народов. По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, Новгород, Ярославль, города Поволжья. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.

Таким образом, огонь играет важную роль в развитии современного общества, но, и может причинить большой урон при отсутствии определенных знаний у человека.

Наши рекомендации