Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева
Планирование
образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня
Первая младшая группа
ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Л.Л.ТИМОФЕЕВОЙ
Методическое пособйе
Составлено в соответствии с основными положениями фгт
Центр педагогического образования Москва
Авторы-составители:
Тимофеева Л.Л., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования БОУООДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»;
Корнеичева Е.Е., заведующая МБДОУ детский сад № 79 г. Орла;
Грачева Н.И., заместитель заведующей МБДОУ детский сад № 79 г. Орла-
Под общей редакцией Тимофеевой Л.Л.
Рецензент:
Бережнова О.В., к.филол.н., доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования БОУ 00 ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»
Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. П 37 Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. - М.; Центр педагогического образования, 2012. - 304 с.
ISBN 978-5-91382-084-6
Цель данного пособия - помочь воспитателю планомерно и последовательно осуществлять образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. В нем представлено планирование основных видов детской деятельности в их рациональной последовательности, а также разнообразных форм работы в режиме дня с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы.
Пособие составлено в соответствии с Федеральными государственными требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и ориентировано на помощь педагогам в решении задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции. Представленный вариант планирования образовательной работы позволяет обеспечить оптимальное содержание совместной деятельности педагога с детьми в течение дня и недели, баланс индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности дошкольников.
Книга адресована воспитателям первых младших групп, методистам и старшим воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических вузов, гувернерам.
ББК 74.100.5
© Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е.,
Грачева Н.И., 2012 © ООО «Центр педагогического ISBN 978-5-91382-084-6 образования», 2012
Особенности организации образовательной деятельности с детьми первой младшей группы
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания[1].
Особенности действий с предметами ребенка 2-3 лет:
• активно изучает предметы, их внешние свойства и использует их точно по назначению;
• выделяет признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза;
• замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку.
Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка 2-3 лет является развитие процесса восприятия.
К концу 3 года жизни ребенок:
• различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;
• различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;
• различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;
• практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий; различает далекие и близкие расстояния, направления (вверху, внизу, спереди, сзади);
• различает время суток (день, ночь); простые движения, может их повторить вслед за взрослым (поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову);
• различает температуру (тепло, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (звучание знакомых предметов и голоса животных);
• узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких сказках и других фольклорных произведениях, стихах и рассказах, различает особенности взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.
Немаловажен процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 2 до 3 лет следующие:
• в 2-2,5 года - повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывание игрушек в коробку; «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде;
• в 2,5-3 года - одевается и обувается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки; держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет со взрослым «в больницу», «магазин», «троллейбус».
В соответствии с ведущим видом деятельности ребенка 2-3 лет (предметная деятельность) и определяющей формой общения со взрослым (ситуативно-деловое общение) осуществляется выбор форм и методов работы с детьми. Среди них можно особо выделить детское экспериментирование (на основе манипулирования с предметами ближайшего окружения, материалами для творчества, звуками и голосом), игры- занятия (см. Приложение), подвижные игры-задания, игры-драматизации, создание игровых ситуаций, чтение (см. Приложение, статья «Как воспитать в ребенке интерес к чтению»), рассказывание и инсценирование произведений устного народного творчества.
Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Поэтому одной из форм осуществления предметной деятельности по праву признается детское экспериментирование. Поскольку под экспериментированием понимается «исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами), ...это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых»[2].
По мнению Н.Н. Поддьякова, «...деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»[3].
Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка, в нем представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить иные, более сложные и совершенные преобразования.
В данном «доигровом» периоде развития ребенка, когда сюжетно- ролевая игра, которая станет ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли.
На этапе образно-ролевой игры (2-2,5 года) следует учить детей перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы - «поплавать», «полетать» и т.д. Здесь подойдут различные образные (игровые) упражнений имитационного характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога.
К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжет- но-ролевой игры, к основным показателям которой можно отнести:
• сочетание настоящих целей и ненастоящих способов их достижения. Ребенок ставит перед собой в игре обычные, реальные цели, характерные для взрослых (сварить суп, погладить белье), но не может их реализовать. Педагог должен показать ему необычные способы и средства их достижения - например, «сварить» суп из мозаики;
• ненастоящий способ достижения целей позволяет использовать предметы-заместители и совершать действия с воображаемыми предметами - например, «есть» несуществующую конфету;
• в игре ребенок решает такую важную задачу, как общение с другими людьми, поэтому использует «общение в воображаемой ситуации». Основная цель создания ситуации игрового общения для педагога состоит в том, чтобы не только передать детям новую информацию, но и выразить свое отношение к ней - например, «жалко куклу, она заболела». Здесь же будет уместным рассказывание небольших фольклорных произведений, обычно используемых в быту - например, пестушки «У кошки боли...»;
• воображаемая ситуация стимулирует принятие ребенком на себя роли, которую он в дальнейшем исполняет на основе подражания действиям взрослых. Для этого необходимо неоднократно показать детям возможность использования условных действий с сюжетными игрушками - «развернуть» игру на виду у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи. Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее.
На данном этапе, если ребенок усвоил все перечисленные игровые действия, можно говорить о том, что он освоил азы сюжетной игры.
Важно также определить логику выбора форм и методов организации взаимодействия с детьми, связанную с учетом закономерностей протекания процесса адаптации малышей к дошкольному образовательному учреждению, так как именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад.
Под адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, коим является поступление в детское учреждение, приводит к серьезным изменениям в привычном распорядке: может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, принципах общения со взрослыми (Аксарина Н.М., Теплюк С.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е. и др.). Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка двух лет является трудной задачей.
Трудности связаны с тем, что, несмотря на положительные сдвиги в развитии, ребенок еще не может противостоять факторам дезадаптации. С.Н. Теплюк указывает на то, что ребенок испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый пытается произвести с ним какие-то манипуляции, поэтому отказывается принимать помощь незнакомца, с опаской оглядывается по сторонам, боится большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения (туалетная комната, спальня). Ребенок активно протестует, теряя силы, или, наоборот, замирает, сидит неподвижно, не откликается на попытки общения со стороны взрослых и детей.
Нередко через три-четыре дня после поступления в сад ребенок заболевает, так как организм его ослаб из-за трго, что он несколько дней недоедал и недосыпал, из-за попадания в чужеродную аэробную среду.
Таким образом, процесс приспособления к новым условиям в данном возрасте редко проходит легко и быстро. На сроки и тяжесть протекания процесса адаптации ребенка влияют: достигнутый им уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и особенности родителей[4].
Различают три варианта протекания адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Критериями степени тяжести адаптации являются: эмоциональное состояние малыша; сон и аппетит; его отношения со сверстниками; отношения со взрослыми; частота и длительность острых заболеваний.
Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
С.Н. Теплюк предлагает условно выделить три группы детей по характеру поведения при поступлении в детский сад.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражает свое отношение к происходящему: они громко плачут, падают на пол или убегают, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям, к воспитателям. Несмотря на постоянное активное проявление протеста в период адаптации, дети этой группы обычно привыкают к условиям детского сада в течение 20-30 дней, впоследствии изредка демонстрируя свои негативные эмоциональные всплески в период утреннего расставания с родителями.
Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка. После расставания с мамой они замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены, стремятся забиться в угол, отгородиться от всех, подолгу сидят без движения, не реагируют на окружающих, не вступают в контакт. Их трудно накормить, посадить на горшок. Адаптация таких детей протекает очень сложно и может длиться два-три месяца.
Третью группу составляют коммуникабельные, общительные малыши Они не боятся нового помещения, чужих взрослых, инициативны в общении, ориентированы на презентацию себя как личности, с удовольствиег^ рассказывают о себе, демонстрируют свои умения и ожидают похвалы сл взрослых. Но через два-три дня все меняется: ребенку больше нечегс рассказать и показать, он больше не хочет в детских сад, резко протестует и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые и робкие трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом обследует новую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение бабушек или соседей, брали с собой в гости, где малыша кто-нибудь кормил и укладывал спать. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.
Отличается поведение детей, родители которых живут «семейным мирком», чей круг общения ограничен: если, например, мама целыми днями один на один сидит со своим малышом, а во время прогулок обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую- нибудь детскую болезнь. В подобных условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он может запаниковать. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.
Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в группу, создавать для него особый эмоциональный климат. Для этого необходимо организовать планомерное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в детском саду (начиная с 2-3 часов) с последующим увеличением на 1 -2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Во время периода адаптации необходимо сохранить привычные для ребенка способы кормления, укладывания; режимные процедуры нельзя проводить насильно, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к происходящему, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции.
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается как комплекс усилий родителей, администрации дошкольного учреждения, медицинского и педагогического персоналов. Единые требования к ребенку в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья малышей, правильная организация детских видов деятельности создадут благоприятную обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной их адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Большое значение в период адаптации к детскому саду имеет контакт между семьей и дошкольным учреждением. Родители должны рассказать об особенностях развития их ребенка, о его привычках, о сне, аппетите, любимых блюдах, игрушках и т.д. Педагоги (административный, медицинский персонал детского сада), в свою очередь, обязаны познакомить родителей с важностью постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2- 3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание).
Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Вместе с этим нужно помнить, что, несмотря на усилия, прилагаемые персоналом детского сада и родителями, все факторы дезадаптации исключить невозможно. Н.М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, приводила такой пример: «Садовник, бережно пересаживая молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут»[5].
Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, в адаптационный период необходимо использовать такие формы организации детской жизнедеятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние, предполагающие участие мамы, других близких ребенку людей. Это могут быть:
• игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают
возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе - в уголке для игр с песком);
• просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекцШ^елательно привлечь родителей); с
• подвижные игры-забавы, основная цель которых - доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпровождения;
• все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами-марионетками), т.к. встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
• знакомство с произведениями поэзии пестования (пение колыбельных песен (см. Приложение)), рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных', в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.
Нормализация всех показателей является сигналом к переводу ребенка на физиологический возрастной режим. При этом еще в течение недели следует обеспечить ребенку более пристальное наблюдение, так как перевод его на обычный режим иногда может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.
Таким образом, полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения следующих задач:
• разнообразие предметной деятельности ребенка: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и
6 Бервжнова О.В. Жанры детского фольклора. - Орел: Издательский дом «Орлик», 2004.
действиями с ними, показ разнообразных вариантов манипуляций с предметами, их отбора и группировки по свойствам;
• содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;
• обогащение связей ребенка с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, продуктивную, музыкально-художественную и другие виды детской деятельности;
• стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек); привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты; воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно;
• укрепление здоровья ребенка, закаливание, повышение работоспособности и устойчивости нервной системы, развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);
• расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря за счет общеупотребимой лексики.
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.
СЕНТЯБР
Формы работы | Образовательная область |
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД | |
День 1 | |
Утро. Работа в группе | |
1. Экскурсия по группе для вновь прибывших детей. Задачи. Предложить детям вместе с мамами осмотреть помещение, обратить внимание на то, как красиво, уютно в группе. Показать детям игры, игрушки, которые есть в группе. | Социализация |
2. Практическое упражнение «Моем руки». Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца». Задачи. Используя методы показа и совместно производимого действия, учить детей намыливать руки, тщательно смывать мыло, пользоваться индивидуальным полотенцем. С помощью стихотворения помочь новичкам запомнить, где находится их полотенце, напомнить обозначения индивидуальных шкафчиков остальным детям. | Здоровье. Чтение художественной литературы' |
3. Игра-забава «Веселый мяч». Задачи. Предложить детям ловить и бросать педагогу разноцветный надувной мяч, называть свое имя, называть себя так, как ласково называют малыша дома. Поддерживать у детей хорошее настроение, способствовать скорейшей адаптации новичков в группе. | Коммуникация. Социализация |
Утро. Прогулка | |
1. Игра-забава «Кораблики». Задачи. Предложить детям запустить в плавание кораблики, учить регулировать направление их движения, выдувая струю воздуха на парус. Формировать правильное носовое дыхание, способствовать эмоциональной разрядке. | Социализация. Здоровье |
2. Подвижная игра-задание «Бегите ко мне». Задачи. Учить детей действовать по команде воспитателя, демонстрировать детям радость от того, что они правильно | Физическая культура. |
1 Далее для удобства оформления данная образовательная область будет обозначена словом «Чтение». |
иыполнили задание. Способствовать становлению доверительных отношений с детьми. | Социализация |
3. Игры с песком. г Задачи. Организовать свободное экспериментирование с песком, учить соблюдать правила личной гигиены и безопасности. Способствовать снятию напряжения у детей, находящихся на стадии адаптации. | Познание. Социализация |
Вечер. Прогулка | |
1. Физические упражнения: катание на детских машинках и лошадках. Задачи. Предложить детям покататься на машинках (лошадках), в индивидуальном порядке побуждать детей к элементарным ролевым действиям (водитель управляет машиной, сигналит прохожим). Обогащать игровой опыт детей, способствовать развитию мышц ног. | Физическая культура |
2. Настольный кукольный театр по сказке «Колобок». Задачи. Предложить детям подержать в руках персонажей сказки, познакомиться с ними. Учить следить за развитием действия, вызвать эмоциональный отклик. | Чтение |
3. Пляска «Пальчики-ручки», рус. нар. мелодия, обр. М. Ра- ухвергера. Задачи. Учить детей повторять движения за взрослым, произвольно двигаться под веселую музыку. Способствовать поддержанию хорошего настроения, установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми. | Музыка |
Вечер. Работа в группе | |
1. Игры скрупным строительнымматериалом. Задачи. Познакомить детей с деталями конструктора, способами их использования. Учить выполнять различные постройки. Учить называть детали, их цвет. | Познание. Коммуникация |
2. Самостоятельная игровая деятельность в игровом уголке. Задачи. Обеспечить детям возможность выбрать занятия по интересам, отдохнуть от интенсивного общения со сверстниками, передать полученные за день впечатления в игре. Привлекать к участию в игре родителей детей, находящихся на этапе адаптации к детскому саду. | Социализация |
3. Творческая мастерская: работас водными раскрасками. Задачи. Показать детям, как нужно держать кисть, набирать воду, раскрашивать рисунок. Предложить детям полюбоваться полученными результатами, формировать интерес к художественно-творческой деятельности, к работе кистью, красками. | Художественное творчество |
День 2 " | |
Утро. Работа в группе | |
1. Работа в уголке природы: наблюдение «Аквариумные рыбки». | Познание. |
Сентябрь 1
Задачи. Предложить детям понаблюдать за рыбками, обратить внимание на условия, созданные для них в аквариуме. Способствовать стабилизации эмоционального состояния детей, возникновению интереса к детскому саду. | Социали-j зация |
2. Игра-забава «Аквариум». Задачи. Учить детей играть с заводными игрушками, плавающими в воде, наблюдать за ними. Доставить детям удовольствие, способствовать закаливанию. | Здоровье |
3. Мультзал: мультфильм «Колобок». Задачи. Учит детей следить за развитием сюжета, называть знакомых персонажей. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству. | Чтение |
Утро. Прогулка | |
1. Подвижная игра-задание «Бегите ко мне». Задачи. Учить детей действовать по сигналу, формировать умение двигаться в заданном направлении, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Приветствовать детей на финише, обращаться к ним так, как это приняв- то в их семьях, выражать радость от успехов детей, способствовать установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. | Физическая культура. Социализация |
2. Дидактическая игра «Где спрятался котенок?» Задачи. Учить детей понимать предложно-падежные конструкции, искать спрятанные педагогом предмет, называть найденные игрушки. | Коммуникация |
3. Игра-забава с мыльными пузырями. Задали. Формировать правильное носовое дыхание, способствовать профилактике простудных заболеваний. Поддерживать положительный эмоциональный настрой, способствовать установлению доверительный взаимоотношений с детьми. Способствовать профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду. | Здоровье. Социализация |
Вечер. Прогулка | |
1. Самостоятельная игровая деятельность: игры в песочнице. Задачи: Организовать игровую деятельность детей; предложить их вниманию различные игрушки. В качестве участника игры демонстрировать детям различные действия с песком, обогащать игровой опыт. Способствовать стабилизации эмоционального состояния, детей. | Познание. Социализация |
2. Подвижная игра «Догони мяч». Задачи. Учить детей двигаться в заданном направлении, следуя за мячом, регулировать скорость движения. Познакомить детей с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в коллективной игре. | Физическая культура |
3. Игра-забава «Воздушный змей». Чтение стихотворения М. Карема «Мой змей». | Познание. Чтение |
Сентябрь________________________________
Познание Музыка Чтение |
адачи. Предложить детям понаблюдать за движением воз- ушного змея, рассказать, что его приводит в движение ветер. Познакомить детей со стихотворением, формировать нтерес к поэзии.
Вечер, Работа в группе
1. Игры с круП¥?б)м инструктором. Задачи. Познакомить детей с деталями конструктора, учить Соединять их, поощрять, экспериментирование с деталями, побуждать выполнять различные постройки. Развивать воображений
2. Пение песни «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Задачи. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку, учить подпевать, прислушиваясь к голосу взрослого, правильно брать дыхание. Формировать интерес к музыкально- художественной деятельности. ___________________________________________________ __
3. Мультзал: сериал «Маша и медведь», мультфильм «Первая встреча».
Чтение. Социализация Познание. Коммуникация Чтение |
Задачи. Учить детей следить за развитием сюжета, понимать содержание мультфильма. Поддерживать положительный эмоциональный настрой.__________
День 3
Утро. Работа в группе
1. Разучивание потешки «Еду-еду к бабе, к деду...» Театрализованная игра «Еду-еду».
Задачи\ Пригласить детей к участию в игре, учить повторять за педагогом текст. Способствовать формированию доверительных отношений с детьми, стабилизации эмоционального состояния детей, находящихся на этапе адаптации.
2. Работа в уголке природы: наблюдение за хомячком. Задачи. Продолжать знакомить детей с обитателями уголка природы, учить осуществлять наблюдение за ними, поощрять стремление отражать в речи полученные впечатления. Способствовать поддержанию интереса к детскому саду.
3. Рассказывание сказки «Репка», рассматривание иллюстраций.
Физическая культура |
Задачи. Учить детей внимательно слушать, следить за развитием сюжета. Учить имитировать голоса животных - персона- жей сказки. Способствовать развитию интереса к чтению.
Утро. Прогулка
1. Физические упражнения: катание на детских машинках (лошадках, мотоциклах).
Задачи, Учить детей передвигаться на игрушечных машинах (лошадках, мотоциклах), отталкиваясь ногами от земли. Поощрять выполнение ролевых действий (управление машиной, кормление лошадки, заправка мотоцикла). Развивать мышцы ног, создавать эмоционально комфортную для детей обстановку.
2. Подвижно-дидактическая игра «У кого такой же?» Задачи. Учить детей называть предметы одежды, находить вещи заданного цвета (основные цвета), выполнять задания педагога (бегите ко мне все, кто одет в брюки; у кого красная курточка и т.д.). Выражать радость от общения с детьми, способствовать формированию доверительных отношений с ними.
3. Игра-забава «Дождик». Чтение стихотворения В. Левина «Алешкина кричалка».
Задачи. Организовать элементарные закаливающие процедуры, разбрызгивая воду из пульверизатора. Предложить детям убежать (увернуться) от водяных брызг - «дождика». Обеспечить эмоциональную разрядку, профилактику нерв- ного напряжения.__________
Вечер. Прогулка
1. Наблюдение за птицами. Задачи. Учить детей различать птиц, называть их, обратить внимание на то, как птицы передвигаются, чем питаются. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Обога- щать словарный запас.
2. Игра-забава «Поймай мыльный пузырь». Чтение стихотворения Э. Фарджен «Мыльные пузыри». Задачи. Предложить детям поймать пускаемые педагогом мыльные пузыри. Учить соблюдать правила безопасности при перемещении по площадке. Способствовать эмоцио- нальной разрядке
3. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. Задачи. Учить детей повторять за педагогом слова и движения под музыку. Организовать перемещение в группу, под- держивать у детей хорошее настроение
Вечер. Работа в группе
1. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций.
Познание. Физическая культура Здоровье. Физическая культура. Чтение Познание. Коммуникация Физическая культура. Социализация Музыка. Физическая культура Чтение |
Задачи.