В обучении и воспитании школьников.

«Одни лишь тираны заинтересованы в том, чтобы народ не имел ни знаний, ни разума, ни воли; несправедливое правительство стремится довести народ до состояния отупевших животных, так как просвещение дало бы ему возможность осознать свое жалкое положение и увидеть всю глубину своих несчастий; препятствия, чинимые народному образованию, являются неоспоримым свидетельством порочности системы управления и полнейшего нежелания властей управлять лучше» [1]

П.-А. Гольбах.

С начавшимся тысячелетием люди связывают разные ожидания. Одну из наиболее точных и полных оценок восприятия перехода из ХХ века в век ХХI выразил современный российский политолог А. Неклесса: «ХХ век уходит со сцены как великий актер, провожаемый не шквалом аплодисментов, а нависшей над залом долгой и мучительной паузой» [4, c. 187].

Начало ХХI века ознаменовалось необходимостью решения многих проблем в современном российском обществе, одной из которых является проблема образования. Отношение к ней самое разное: от равнодушного отталкивания как от бессмысленного и пустого разговора до горячих споров и дебатов в государственных органах и образовательных учреждениях. Однако каким бы ни было отношение к данной насущной проблеме, необходимо искать пути выхода из сложившейся в нашей стране крайне сложной ситуации.

Социально-политические преобразования, культурологические инновации, повлиявшие на взгляды и жизненные представления молодежи XXI века изменили ее отношение к общечеловеческим ценностям, актуализировали идеи гуманизма, обращение к проблемам человека и человечества. В связи с этим наметилось качественно новое отношение к проблемам образования и воспитания в современной педагогике, что обусловливает обращение к проблеме воспитания личности истинного человека, гражданина, свободного, самореализующегося субъекта образовательного процесса. В настоящее время в образовательных системах различных уровней ведется поиск общечеловеческих ценностей и идеалов, которые в полной мере отвечали бы гуманистическим запросам XXI века. Настойчиво заявляет о себе проблема становления и развития человека культуры в контексте преемственности культурно-исторических традиций российского образования. На решение данной проблемы направлено исследование педагогических идей Священного Писания.

Под педагогическими идеями мы понимаем идеи, в основе которых лежат традиции и ценности, направленные на процесс обучения и воспитания детей и молодежи, признающие высшей ценностью гармоничное развитие и полноценное духовно-нравственное воспитание и формирование человека.

Ценностно-ориентирующие педагогические идеи.

1) ценность человеческой жизни.

О благополучии народа или государства следует судить по нравственному состоянию народа. Ибо не только социальные и политические проблемы определяют благополучие целого народа или всего государства в целом, но также и духовно-нравственные ориентиры людей, населяющих это государство.

Трагедия современного разобщенного и обезличенного (вследствие отсутствия единой народной идеологии и общих нравственных ценностей нации) общества – обесценивание человеческой жизни. Каждый подрастающий гражданин государства должен осознавать свое единство с народом – в социальной жизни, народном быте, религии, национальных традициях, отношении к отечеству, родной природе и всему живому. А Священное Писание свидетельствует о том, что человек – высшее творение Божие на земле, в отличие от всех других живых существ, обладающее разумом и поэтому тем более ценна его жизнь. «И создал Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Быт. 1, 27-28).

Знания истории, основ православной культуры и национальных традиций, быта народа будут воспитывать гражданина с пониманием своего долга и общности, родства, единства со своим народом. Тогда определится смысл и достоинство жизни каждого и общее благо станет своим – народным, вместе трудиться, каждому, внося лепту на общее – народное – родное для предков и своих потомков. В таком случае ценность труда, возможность трудиться и работать по мере своих сил и вместе со своим народом станет необходимым и любимым делом, а не тяжкой и ненужной повинностью.

2) ценность знания и необходимость его приобретения в жизни.

О ценности и полезности знания четко и недвусмысленно говорит книга притчей Соломоновых: «Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием» (Притч. 14, 18). Мудрость российской педагогики, складывавшаяся на протяжения не одного столетия, предусматривала все стороны жизни человека, поэтому старалась не переделывать его на один общий шаблон, а помочь развить личность и ее индивидуальные способности, таланты и дарования – особенности неповторимой и полноценной личности. Для этого школа должна давать, прежде всего, элементы духовной и нравственной культуры, а не просто набор знаний по различным предметам и дисциплинам. Ведь далеко не всем это «многознание» пригодится в жизни: ребята, стремящиеся к учению и получению знаний, будут учиться и дальше. Однако, даже дети, не отличающиеся особым рвением в учебе или жаждой к знаниям, получив эти необходимые элементы культуры, уже не потеряются в жизни и найдут свое место в обществе, став достойными людьми и добрым примером для других.

Н. Е. Козуляева предлагает две точки зрения:

1. Если назначение школы состоит только в том, чтобы обучить человека грамоте, расширить его умственный кругозор или же приготовить профессионально нужных обществу людей, то результат уже будет достигнут за счет увеличения общего числа грамотных, образованных и профессионально-подготовленных людей, обладающих набором необходимых для этого знаний. Но достаточно ли этого?

2. Однако, если же цель современной школы, судя по насущным проблемам сегодняшнего общества, значительно глубже и шире – «в пробуждении личного правосознания в целях усвоения учащимися их назначения на земле, в указании им места и роли в жизни, то цель будет достигнута только тогда, когда каждый ученик, по выходу из школы, будет не только обладать приобретенными им знаниями, но и знать, что с ними делать, как и для чего пользоваться ими в жизни» [2, c. 625].

То, что знание уже само по себе ценно – было известно еще людям древнего мира. Достаточно вспомнить древнее античное изречение – «Знание – сила». Однако самая большая ошибка школы XXI века заключается в том, что она не формирует у ребенка целостного миросозерцания и миропонимания. Цель всякой школы, начиная от низшего звена и заканчивая высшим, заключается не только в том, чтобы расширить умственный кругозор учащегося и дать ему полезные для жизни знания, но прежде всего в том, чтобы научить его пользоваться этими знаниями в реальной жизни.

3) ценность семьи, семейных отношений и воспитания в семье.

Семья является главной и важнейшей ячейкой любого общества. Именно семье отводится роль сохранения, накопления и передачи новым поколениям трудовых навыков, обеспечения преемственности духовной культуры. Семья служит для ребенка первым источником человеческих идеалов и образцов поведения, также велико ее значение в организации времяпрепровождения и совместного досуга людей. «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24).

Полноценная крепкая семья – необходимый залог успешного и прогрессивного развития в каждом обществе. Ведь именно от семьи зависит воспроизводство и самого населения государства. Вместе с тем семья – одна из высших моральных ценностей общества. Общество, утрачивающее значение семьи как социального института, – неизбежно обрекает себя на деградацию и, как следствие, вымирание.

11-12 декабря 2011 года в Уфе проходил второй Всероссийский фестиваль СМИ «Система ценностей». Его организаторами выступили комиссия Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия, Общероссийская общественная организация «МедиаСоюз» и правительство Башкирии при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Приветствие участникам фестиваля направила председатель попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» супруга бывшего президента РФ Светлана Медведева. Она отметила, что «укрепление института семьи, возрождение духовных и культурных традиций нашего народа — одна из приоритетных задач национального развития. И для ее решения необходимо, чтобы энергичные усилия государства и гражданского общества получали широкую поддержку средств массовой информации» [8].

Семейно-воспитательные педагогические идеи.

1) Воспитание в ребенке целомудрия с детства, сохранение девства до супружества.

Это первое и главное условие счастливой семьи. А. И. Половинкин в своей книге «Православная духовная культура» предлагает следующую трактовку «Целомудрие – это мудрость во всей целости человека, сохранение в чистоте тела, души и духа» [6, c. 245]. Согласно его мнению, если дети не слышат бранных и неприличных слов, не видят ничего непотребного, тем лучше сохраняется психика ребенка и чистота его миросозерцания.

О воспитании целомудрия говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете. Ветхозаветная книга премудрости Иисуса, сына Сирахова приводит образ целомудренной жены в счастливой семье: «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать – жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души» (Сирах. 26, 17-20).

Уже в Новом Завете апостол Павел комментирует это так: «Чтобы также украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10).

2) Хранение супружеской верности в браке.

Супружеская неверность и неготовность большинства современных молодых людей, вступивших в брак, к семейной жизни – вот одна из доминирующих причин распада современной российской семьи. А как показывает опыт Священного Писания, о необходимости сохранения супружеской верности в браке говорилось с древнейших времен. В книге притчей Соломоновых об этом сказано следующее: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезной ланью и прекрасной серною» (Притч. 5, 15-19).

После Рождества Христова эта идея звучит в словах апостола Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 2-5).

3) Семья – это школа взаимоуважения и любви: устроение правильного уклада жизни в семье.

Многие современные семьи также распадаются потому, что в них нет единства и взаимной любви и уважения друг к другу. Другими словами, неправильно выстроенная иерархия отношений между мужем и женой не позволяет создать правильный уклад жизни в семье. Об отношении жены к мужу четко говорится у апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5, 22-24). А апостол Петр дает следующее наставление в браке мужьям: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3, 7).

На первом месте в каждой семье должна стоять любовь. Отсутствие любви между супругами и, как следствие, нетерпимость к недостаткам друг друга также зачастую становятся причиной распада многих семей в России XXI века. Воспитанные же и пребывающие в любви супруги значительно легче переносят и терпят взаимные недостатки, относятся снисходительно и благодушно друг к другу, не раздражаются и не скандалят из-за трений или разделения мнений по тем или иным вопросам в семье, а также быстрее и легче прощают друг другу неожиданные упущения, промахи и обиды. Таким образом, все члены семьи, начиная с родителей, стремятся приблизиться к идеалу любви, который как нигде исчерпывающе описан у апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).

Супружество – это подвиг. Многие современные молодые люди его просто боятся: боятся, прежде всего, той ответственности, которая будет возложена на них при вступлении в брачный союз. Счастливое состояние в семье должно поддерживаться непрерывным взаимоуважением и угождением супругов друг другу, поскольку супружеская любовь – это любовь жертвенная, а не эгоистическая.

4) Забота родителей о благосостоянии и содержании семьи.

В каждой полноценной семье оба супруга обязаны заботиться о благоустроении жизни и быта своего дома, благосостоянии семьи и приучении детей к труду. По выражению А. И. Половинкина, «трудолюбие – это важнейшее свойство благополучного существования любого живого существа» [6, c. 249]. Ибо даже в животном мире для всех живых существ труд и добыча себе пропитания – неукоснительный закон существования.

В современном мире, оснащенном множеством технологий, человеку уже не приходится трудиться так много, как трудился древний человек. Поэтому большую часть времени большинство современных людей предпочитает отдавать развлечениям и досугу. Однако Бог заповедал человеку полезное трудолюбие не только как способ зарабатывания необходимых средств для существования или получения всевозможных материальных благ, но и как главную добродетель человеческой души, дающую ей мир, покой и радость от проделанных своих же трудов: «Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающемуся», – говорит апостол Павел (Ефес. 4, 28). Ибо безделие, которым поглощены многие современные люди (особенно подростки и молодежь) порождает в душе ощущение пустоты и уныния – тяжелое духовное состояние, нередко приводящее даже к самоубийству.

5) Ответственность родителей за воспитание своих детей.

Если семья не закладывает в своих детей необходимого культурного, нравственного и социального фундамента, дети могут вырасти морально и нравственно распущенными или даже опасными для общества людьми с какими-либо античеловеческими, уголовными, аморальными и т.д. наклонностями. Именно старшие всегда в ответе за младших. Так, родители, подавая дурной пример детям своим отношением к ним или же неподобающим порядочному человеку образом жизни, впоследствии и будут пожинать плоды «невоспитанности» или аморального поведения своего ребенка.

«А кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7). Эти слова из Евангелия от Матфея недвусмысленно и четко говорят об ответственности взрослых за воспитание своих детей и о том, чем обернется их безответственное отношение к воспитанию своего ребенка.

6) Воспитание в ребенке чувства стыда, совести и любви к правде.

Все родители хотят видеть своего ребенка в будущем честным и порядочным человеком. Каждый отец или мать хотят доверять своим детям, чтобы на их слово можно было положиться, и не хотят, чтобы их обманывали. Для этого в ребенке необходимо воспитать чувство правды и неукоснительное стремление к ней. Для этого необходимо понимание того, что такое правда и что такое ложь. В Ветхом Завете об этом говорилось: «Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман», «Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение», «На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти» (Притч. 12, 17; 12, 19; 12, 28). По мнению священника М. Шполянского, «самый лучший способ воспитания правдивости в детях – это пример взрослых» [7, c. 190].

Для того чтобы ребенок сформировался порядочным и совестливым человеком, необходимо, чтобы он с детства испытывал чувство стыда за свои проступки. Что такое стыд с христианской точки зрения? «Стыд – это свойство согрешившей человеческой природы. Чувство стыда врожденно нравственному самосознанию человека и принадлежит к первичным задаткам нравственного чувства» [5, c. 24]. Именно человек, имеющий задатки этого нравственного чувства, будет испытывать и чувство стыда и сожаления в случае, если он сделает что-либо вопреки человеческим законам или общественным правилам, а также своей совести.

Личностно-формирующие педагогические идеи. Эти идеи направлены, прежде всего, на воспитание и формирование ребенка как личности.

1) Воспитание в ребенке трудолюбия.

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод», «Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего», «Ленивец зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего», «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Притч. 19, 15; 19, 24; 20, 4; 14, 23).

Прежде всего, это желание должно прививаться родителями. Если родители порой не являются для него авторитетом, то разве будет он уважать учителей? А если ребенку за это ни в школе, ни в семье не следует никакого наказания – это становится его естественным поведением и лень и нежелание учиться и трудиться легко входят в его жизненные принципы. Если ребенок вырастает лентяем и не любит труд, ему и самому будет сложно в жизни, и родителям своим он принесет дурную славу.

2) Воспитание прилежности и любви к учению.

Продолжительное изучение умственной деятельности человека показывает, как много она может получить и преуспеть в своем развитии благодаря занятиям учебными предметами. Одна из главных целей современной педагогики – через правильное обучение развивать в учащемся все виды умственной деятельности, мышление, память, воображение, внимание, эстетические чувства и т.д. данную цель обучения можно назвать формальной, ибо она присутствует во всех учебных дисциплинах и школьных предметах в той или иной степени.

Однако есть и другая цель обучения – она обуславливается тем, чтобы дать учащемуся все необходимые полезные знания для практической жизни и быта, для вооружения необходимыми знаниями, умениями и навыками в разных социальных средах и сложных жизненных ситуациях.

Учитывая тот факт, что в настоящее время все науки получили большое развитие и продолжают двигаться вперед, каждому образованному человеку необходимо иметь достаточно много знаний из самых разных областей. Однако еще важнее, судя по состоянию современной российской общеобразовательной школы на сегодняшний день, если не забываются обе вышеуказанные цели процесса обучения: так ребенок будет знать, что он изучает и зачем ему это нужно. А когда он понимает, для чего и с какой целью ему даются те или иные знания, он будет относиться к учебе с прилежанием и интересом. Ибо при отсутствии прилежности резко ухудшается качество усвояемых знаний. В Священном Писании сказано: «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо», «иной мудр для души своей, и плоды знания на устах его верны»; «знание мудрого увеличивается подобно наводнению, и совет его – как источник жизни; сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания» (Притч. 16, 20; Сирах. 37, 25; 21, 16-17).

3) Применение наказания в воспитании.

Еще в ветхозаветную эпоху в Древнем Израиле уделялось немало внимания данной проблеме. В притчах царя Соломона говорится: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его», «наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», «глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» (Притч. 19, 18; 22, 6; 22, 15). Как известно, безнаказанность порождает вседозволенность. Поэтому как совет всем родителям на все времена, в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова сказано: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им», «кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им», «кто учит сына своего, тот возбуждает зависть во враге, а пред друзьями будет радоваться о нем», ибо «стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение» (Сирах. 30, 1-3; 22, 3).

4) Уважение и почтение к отцу, матери и всем старшим.

В ветхозаветных книгах эта идея звучит так:

1) «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле…» (Исход. 20, 12).

2) «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей», «разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный», «кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы», «слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 6, 20; 19, 26; 20, 20; 23, 22).

В Новом же Завете данная педагогическая идея звучит из уст самого Иисуса Христа: иносказательно, но удивительно ярко раскрывает Спаситель весь огромный смысл этой идеи в притче о блудном сыне. В отличие от книг Ветхого Завета, мы там не найдем готовых моральных поучений или нравственных назиданий. Однако данная притча содержит в себе два главных воспитательных момента:

а) раскрывается вся сила и глубина родительской любви к своему ребенку (пусть даже и заблудшему, и оставившему своего отца) – смысл в том, что эта любовь вечна и готова простить любую ошибку или проступок при осознании ребенком всей низости содеянного. Ибо вернувшийся из дальних странствий сын осознал весь ужас своего духовного и нравственного падения: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 17). На что отец отвечает, созвав рабов своих: «… станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся» (Лк. 15, 23-24). Таким образом, родительская любовь оказалась сильнее обиды на сына и выше всей мерзости его проступка – отец с радостью и любовью принял и простил его;

б) в виде аллегории (т.к. в притче не называется никаких конкретных имен и не упоминается какого-либо места и времени, когда и где это происходило) обнажается вся трагедия разрыва человека с родителями и корнями своими (в данном случае, в притче говорится только об отце, но тем не менее!). Тем самым мы можем почерпнуть из этой притчи главную суть ее воспитательного значения – необходимо всегда помнить о своих родителях, уважать и почитать их (пример тому – старший сын, который «служил отцу и никогда не преступал приказания его» (см. Лк. 15, 29) и не оставлять их в старости, не отдаляться от них.

Социально-коммуникативные педагогические идеи. Они направлены на формирование культуры общения и социализации ребенка в обществе.

1) Приветливость, участие и доброта ко всем.

Любая недоброжелательность или озлобленность всегда обернется во вред себе, близким людям, семье или организации, где человек работает.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое: ибо от избытка сердца горят уста его» (Лк. 6, 45).

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

2) Воздержание от осуждения и насмешек.

Недопустимость говорить что-либо плохое или ложное о людях и их недостатках. Говорить нужно только хорошее во избежание ссор и конфликтов, а также вражды в дальнейшем с этими людьми.

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2).

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5).

3) Недопустимость использования в речи сквернословия и брани.

В современной России проблема сквернословия – одна из самых актуальных проблем нашего общества на сегодняшний день. Сквернословием и нецензурной бранью в своей речи заражены практически все поколения ныне живущих россиян.

«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» - говорит Сам Христос (Мф. 12, 37). У Апостола Петра так: «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни свои, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1 Петр. 3, 10). Только соблюдение взрослыми людьми чистоты своей речи, воздержание от всяческих скверных слов, брани и т.д., позволит постепенно исправлять сложившуюся в нашем обществе крайне неблагоприятную тенденцию.

Смысл всех этих педагогических идей становится как никогда актуально вспомнить и прививать современным детям сегодня. Ибо невоспитанность и неуважение современного подрастающего поколения и молодежи к старшему поколению сегодня уже становится глобальной проблемой российского общества в XXI веке. Тогда уже постепенно возможно будет научить его уважению и к учителям, и к воспитателям, и вообще к людям, старшим его возрастом. А если ребенок не научится уважать и ценить те духовные и материальные блага, что получает от старших людей, он не научится уважать самих этих людей, которые старше его возрастом и живут на свете дольше его. В конечном итоге – он не научится ценить самое главное, что мы имеем – саму жизнь.

В странах Европы и Америки уже существует опыт по внедрению изучения религии в светских школах. Рассмотрим примеры подобного рода образования в Великобритании, Испании и США.

ВВеликобритании акт об образовании 1944 года (раздел 76) провозглашает, что дети должны получать образование по желанию их родителей, если эти желания не наносят ущерб качеству образования и не требуют дополнительных общественных расходов. Данное право каждого родителя выбирать образование для своих детей, было закреплено законом от 1980 года.

В Объединенном Королевстве насчитывается около 4500 государственных религиозных школ. В таких школах общее светское образование учащиеся получают на религиозной мировоззренческой основе в соответствии с социальным заказом общества. Большинство этих школ принадлежит католикам и протестантам, но отныне такого же статуса добиваются мусульмане. Религиозные меньшинства пользуются свободой создавать собственные школы, в свою очередь, требования к программе этих школ должны отвечать минимальному стандарту общего образования.

При проверке и оценке работы школ одним из критериев является оценка знаний, умений и навыков школьников, достигнутых по программам религиозного воспитания и выражающихся в личностном развитии и поведении учащихся. Духовное развитие детей в школах Англии оценивается по следующим критериям: как школа обеспечивает воздействие на различные стороны жизни и мировоззрение учащихся (например в таких предметах, как литература, музыка, искусство, естествознание, религиозное воспитание, а также в коллективной деятельности учащихся в школе) и какова реакция учащихся на это.

ВИспании ценности Римской Католической Церкви признаются во всех государственных школах вплоть до того, что эта религия (к приверженцам которой относится более 90% населения страны) может быть одним из основных предметов в любой школе, хотя и необязательным для всех учащихся. В испанском королевстве существуют и высоко ценятся религиозные ученые степени, а государство охраняет церковное культурное и историческое наследие и берет на себя все вопросы по финансированию для его сохранения.

Испанское государство дает гарантию мусульманского, иудейского и протестантского евангелистского религиозного образования в ряде как государственных, так и частных школ с условием, что таковое не противоречит идеологической концепции частной школы.

Частные школы также финансируются государством при условии, что их программа должна соответствовать определенным образовательным стандартам. Причем порядка 60% начальных школ в стране – частные школы, принадлежащие религиозным организациям, как правило, в основном приходам католической Церкви, где религиозное образование является неотъемлемой частью учебной программы и воспитательного процесса.

В государственных школах США изучение религии, как указывается в соответствующих документах, производится посредством информирования о разных религиях. Также существует четкое разделение между преподаванием религий в школе с позиции культурологического подхода с целью общего ознакомления учащихся с той или иной религией и конфессиональным образованием с сугубо религиозным, богословским уклоном. Для представителей какой-либо религии запрещается преподавание в государственной школе. Выражение своих религиозных взглядов строго запрещено учителям, однако учащиеся имеют на это право. Детям разрешается собираться на территории школы с целью проведения обсуждений, дискуссий и свободного общения по религиозным вопросам. Подразумевается, что такие встречи – дело добровольное и организуются самими учащимися по их собственному желанию. Преподаватели или сотрудники школы могут присутствовать на них, но только в целях контроля или поддержания порядка в классе, им не разрешается лично принимать участия в дискуссиях.

В ходе дальнейшего исследования сделан анализ возможности применения педагогических идей Священного Писания в современной российской светской школе для обучения и воспитания учащихся, разработана образовательная программа «Идеи Священного Писания в духовно-нравственном воспитании в современной школе» и система уроков по изучению данных идей в ходе преподавания гуманитарных предметов, таких как литература и история, в российских государственных и муниципальных школах.

Данная программа будет использоваться для работы в трех направлениях:

А) Обучение и духовно-нравственное воспитание школьников;

Б) Приобщение учащихся к общественно-полезному труду;

В) Возможности применения идей Священного Писания во взаимодействии и сотрудничестве учителей с родителями учащихся.

Дальнейшие разработки и внедрение педагогических идей Священного Писания в учебный процесс современной общеобразовательной школы будут способствовать повышению общекультурного уровня школьников, а также успешно осуществлять процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.

Полученные результаты обогатят содержательную основу курсов преподавания религиоведческих знаний о мировых религиях и предоставят возможность максимального использования духовно-нравственного потенциала педагогических идей Священного Писания для обучения и воспитания школьников.

Литература.

Наши рекомендации