Гольбах П.-А. Основы всеобщей морали, или Катехизис природы, п. XX.

О просвещении народа // Избранные сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1963.

Козуляева Н. Е. О нравственном воспитании в российской школе.

СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2008.

3. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.:

«Планета-2000», 2004.

Неклесса А. Конец эпохи Большого модерна // М.: «Знамя», 2000. № 1.

Нефедов Г., протоиерей. Основы христианской нравственности.

М.: Паломник, 2006.

Половинкин А. И. Православная духовная культура. М.: «ВЛАДОС-

ПРЕСС», 2003.

Шполянский М., свящ., Куломзина С. С. Христианское воспитание детей

В современном мире. М.: «Отчий дом», 2004.

8. http://www.patriarchia.ru/db/text/965377.html

в) Перечень вопросов к зачету

1. Понятие о риторике как науке и искусстве слова. История педагогической риторики в России.

2. Разработка учения о педагоге как носителе речевой культуры в отечественном педагогическом наследии.

3. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Понятие о речевой деятельности. Постулаты эффективного речевого общения.

4. Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя.

5. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя

6. Особенности педагогической речи. Вопрос о системе качеств речи педагога.

7. Красота и чистота как качества речи педагога.

8. Содержательность, точность и логичность как качества речи педагога.

9. Доступность и уместность как качества речи педагога.

10. Богатство, выразительность и благозвучие как качества речи педагога.

11. Правильность как качество речи педагога.

12. Понятие об ораторском искусстве. История ораторского искусства. Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя.

13. Речевая культура публичного выступления педагога. Понятие о риторическом каноне. Основные части выступления, их функции, содержательные особенности.

14. Понятие о риторическом каноне. Этапы создания текста (высказывания).

15. Информирующая речь в сфере педагогического общения.

16. Аргументирующая речь в сфере педагогического общения.

17. Дискуссионная речь в сфере педагогического общения.

18. Эпидейктическая речь в сфере педагогического общения.

19. Письменные жанры профессионального общения педагога.

20. Устные профессионально-значимые высказывания педагога.

21. Письменные речевые произведения профессионального общения педагога и их жанрово-стилистическая классификация.

22. Устные речевые произведения профессионального общения педагога и их жанрово-стилистическая классификация.

23. Понятие о «речевом педагогическом идеале». Способы достижения педагогического речевого идеала.

24. Речевой этикет в сфере педагогической деятельности.

Задание к контрольной работе

Выполните риторико-педагогический анализ педагогической ситуации

Данное задание предполагает:

1) а) подбор из художественной или религиозной литературы произведения (или фрагмента произведения), описывающего педагогическую ситуацию; или б) описание педагогической ситуации на основании собственного педагогического опыта.

2) риторико-педагогический анализ изображенной в произведении или описанной на основании собственного педагогического опыта педагогической ситуации в соответствии со следующим планом.

План риторико-педагогического анализа педагогической ситуации

1. Анализ педагогического дискурса описанной педагогической ситуации.

2. Выявление субъекта и объекта в структуре педагогического общения и их характеристика.

3. Педагогическая характеристика взаимоотношений субъекта и объекта педагогического воздействия в рамках описанной педагогической ситуации.

4. Определение педагогической цели, задачи, проблемы, решаемой в рамках описанной педагогической ситуации.

5. Описание организационной формы, методов и приемов, средств педагогического воздействия, использованных педагогом в рамках описанной педагогической ситуации.

6. Оценка в риторическом аспекте речевого поведения субъекта и объекта педагогического воздействия в рамках описанной педагогической ситуации. Описание использованных субъектом педагогического воздействия риторических техник и риторических средств в рамках описанной педагогической ситуации.

6. Описание произошедших или предполагаемых изменений в педагогической ситуации в результате решения поставленной педагогической цели.

7. Собственная оценка описанной педагогической ситуации и результатов педагогического воздействия в этико-педагогическом аспекте.

Технические требования к оформлению контрольной и зачетной работы

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

К КОНТРОЛЬНОЙ И ЗАЧЕТНОЙ РАБОТЕ

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования

Наши рекомендации