Практикум 3. Освоение «культурного ассимилятора» - техники повышения межкультурной сензитивности в общении
Материал:в качестве примера культурного ассимилятора для практической работы студентам предлагается методика «Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры»
Методические рекомендации к организации практикума
Работа может проводиться в парах, микрогруппах или индивидуально. После работы с ситуациями и атрибуциями организуется групповая рефлексия полученного опыта. Обсуждается, насколько работа с помощью данной технологии помогает глубже понять другую (или свою – для татар) культуру; насколько техника «культурный ассимилятор» применима в условиях поликультурной образовательной среды; как практический психолог мог бы использовать подобные технологии. Предварительно студентам рекомендуется ознакомиться с Материалом для подготовки к практикуму, содержащим информацию об особенностях татарской культуры (представлен в Приложении 2).
Ситуации могут быть даны в виде бланкового варианта. Для этого необходимо подготовить карточки с ситуациями и к каждой ситуации – карточки с вариантами атрибуций. На обратной стороне (либо отдельным набором) каждую атрибуцию необходимо снабдить ее ответом-комментарием (раздаточный материал к практикуму приведен в приложении 3).
Практикум 4. Анализ ситуаций проявления межкультурной некомпетентности в общении
Каждый студент представляет 4-5 ситуаций межкультурного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды и к каждой ситуации – по 4 атрибуции или варианта поведения: с позиций разных уровней межкультурной компетентности (принятия, адаптации, абсолютизации и преуменьшения).
Каждая ситуация и варианты ее разрешения обсуждаются группой и анализируются по критериям грамотного применения знаний о содержании и уровнях межкультурной компетентности и адекватности предложенной ситуации реальным условиям межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде.
Часть третья
Материалы для организации
самостоятельной работы студентов
В процессе подготовки к занятиям студенты изучают методическую литературу и учебные пособия из прилагаемого списка основной и дополнительной литературы, выполняют контрольные работы и практические задания, проводят психологическое тестирование, мини-исследования, осваивают процедуры обработки результатов психологических исследований и методы их интерпретации.
Задание на период прохождения психолого-педагогической практики
в образовательном учреждении
Общее задание на практику по дисциплине «Психология этнического самосознания и межкультурного общения»: разработка плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательном учреждении».
Для выполнения задания можно ориентироваться на следующий план разработки проекта:
1. В ходе наблюдения выделить и описать имеющиеся в образовательной среде конкретного образовательного учреждения этнокультурные группы и их представителей. Описать представленные культуры с точки зрения этнокультурных традиций, социально-экономического и политического положения этих групп в нашем обществе.
2. Подобрать методы и методики для оценки этнического самосознания представителей разных культурных групп.
3. Оценить степень культурной включенности «инокультурных» учеников – представителей нетитульных культур (на основе наблюдения и опроса учителей).
4. Оценить уровень межкультурной компетентности педагогов, работающих с учениками – представителями других культур (обосновать установленный уровень подтверждающими примерами поступков и реакций учителей). Желательно дать оценку уровня межкультурной компетентности нескольких педагогов.
5. Разработать или подобрать мероприятие для решения основных проблем развития этнического самосознания в конкретной школе (классе) и мероприятие для развития межкультурной компетентности педагогов.
6. Составить методическую копилку диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник.
Оформить отчет в соответствии с предложенными пунктами.
Содержание тестов контроля знаний по дисциплине
«Психология этнического самосознания и межкультурного общения»[2]
1. Культура это:
а) Сложное понятие, коренящееся в многочисленных аспектах человеческой жизни;
б) Динамическая данность, всегда находящаяся в напряженных отношениях с поведением, установками, ценностями и нормами, которые она должна описывать;
в) Социопсихологический конструкт, разделение людьми таких психологических феноменов, как ценности, установки, представления и поведение;
г) Все вышеперечисленное верно.
2. Этноцентризм это:
а) Рассмотрение и интерпретация поведения окружающих через собственные культурные фильтры;
б) Способ рассмотрения поведения окружающих, без применения на них своих культурных фильтров;
в) Рассмотрение и интерпретация поведения окружающих, при условии отказа от стереотипов;
в) Рассмотрение и интерпретация поведения окружающих, при наличии стереотипов.
3. Показатель избегания неопределенности определяет:
а) В какой степени культуры поддерживают различия в статусе у своих представителей;
б) В какой степени культуры развивают институты и ритуалы, призванные справиться с тревогой;
в) Степень неравенства во власти между менее и более влиятельными индивидами;
г) В какой степени культуры поддерживают традиционные гендерные различия среди своих представителей.
4. К показателям культурной вариабельности НЕ относится:
а) Показатель дистанции власти;
б) Показатель различности;
в) Показатель маскулинности;
г) Показатель напряженности.
5. Какие важнейшие сферы межэтнических отношений существуют:
а) психолого-культурные характеристики групп;
б) особенности социального восприятия групп;
в) особенности межэтнического взаимодействия;
г) особенности социального восприятия групп и особенности межэтнического взаимодействия;
д) все ответы верны.