Противоречия и кризис на Юкатане
На Юкатане точно так же за независимостью последовал период экономического и политического кризиса. Отчуждение пустующих земель и имущества духовенства, рост общинных земель и формальная отмена рабства и податей благоприятно отразились на производстве и общественных доходах. Однако социальная структура осталась нетронутой. Крупное землевладение продолжало оставаться его основой, как и во времена колонии.
Индейцы, находившиеся вдали от политической борьбы белых, стремились к сохранению своих общинных земель. Они продолжали жить в тех же условиях, которые можно назвать почти рабством. Особенно нестерпимым их положение становилось тогда, когда из-за засухи начинался страшный голод. И тогда миролюбивые по природе майя начинали бунтовать. Самым мощным индейским движением этого периода была освободительная борьба майя на Юкатане, начавшаяся в 1847 г. Она получила название "войны рас". Поводом к ней явилось невыполнение властями обещаний улучшить положение индейцев. Некоторые индейские касики выдвигали требования национальной автономии Юкатана. "Война рас" характеризовалась дикой жестокостью с обеих сторон.
Восставшим индейцам удалось захватить почти весь полуостров, за исключением городов Мериды и Кампече. Однако из-за разногласий между касиками, из-за страха, что города окажут упорное сопротивление, из-за недостатка боеприпасов и, возможно, как предполагалось, из-за близости сезона дождей майя отошли на восток полуострова. После жестокого подавления восстания многие из его участников были проданы на Кубу в качестве рабов. Но отголоски этого восстания сохранялись вплоть до 1904 г.
По окончании "войны рас" после некоторой стабилизации положения на Юкатане вновь развернулись выращивание и переработка хенекена. Увеличение спроса на внешнем рынке и появление более совершенной технологии его переработки стимулировало землевладельцев к расширению площадей под этой культурой. Начался "хенекеновый бум". На основании изданного в 1883 г. закона о пустующих землях общинные земли и индивидуальные участки крестьян объявлялись пустующими и изымались в пользу латифундистов и иностранных компаний.
Рост латифундий срочно требовал новых рабочих рук. В обход законов установилась система принудительного труда. На тех, кто работал лишь половину недели или меньше, падало обвинение в бродяжничестве, и как следствие их заставляли трудиться на плантациях. Заработная плата была очень низкой, рабочий день бесконечным. Применялись даже телесные наказания (колода и плети). Поденщик хенекеновых плантаций был на деле рабом.
Эта ситуация достигла апогея в период длившейся более 30 лет диктатуры Порфирио Диаса. Только мексиканская буржуазно-демократическая революция, которая в 1911 г. смела диктатуру П. Диаса, отменила все эти кабальные условия труда. Однако аграрный вопрос, являвшийся одним из важнейших вопросов революции, на том ее этапе остался нерешенным.
В ходе революции вооруженные крестьянские массы продолжали требовать проведения широкой аграрной реформы. Крестьяне выступали за решительное уничтожение латифундий. Во многих районах вооруженные крестьяне захватывали помещичьи земли. Наконец закон об аграрной реформе был принят. Но проводилась она непоследовательно и по существу открывала дорогу капитализму в мексиканской деревне.
На Юкатане только в 1937 г. по решению президента Ласаро Карденаса удалось осуществить передачу земель крестьянам индейцам. Для коллективного пользования землями были образованы общины - эхидо, облегчено предоставление займов членам эхидо, улучшены санитарные условия их жизни. Правда, все это были лишь частичные меры, которые не могли коренным образом изменить тяжелую долю крестьянина майя. Тридцать лет спустя Ласаро Карденас признал, что крестьянин майя все еще остается нищим.
В летописи народа майя от конкисты до наших дней прослеживается некое постоянство судьбы. В различных географических условиях и в разнообразных исторических ситуациях его жизнь проходит под знаком эксплуатации и нищеты.
Майя сегодня
Население
Майя, говорящие исключительно на одном из майяских языков или еще и на испанском, насчитывают сейчас предположительно 1,5 млн. человек. Информация для мексиканской территории получена в Институте географии Национального автономного университета Мехико и соответствует переписи 1970 г.; информация о гватемальских группах дается по "Справочнику по центральноамериканским индейцам" и относится к переписям 1950 и 1960 гг. Однако лингвист Отто Шуман считает, что общая численность населения майя превышает 4 млн. человек.
Этнографическая информация выявляет большое разнообразие элементов культуры, определенное географической средой, уровнем экономического развития и историческими обстоятельствами, но очевидно также, что в основном у народа майя одинаковый образ жизни - как на нагорьях Чьяпаса и Гватемалы, так и в Петене, в бассейнах Усумасинты и Мотагуа и на полуострове Юкатан. Это относительное сходство образа жизни объясняется общим происхождением майяских групп, более или менее параллельным историческим развитием и слабодифференцированным современным экономическим и культурным уровнем. Варианты, наблюдаемые у различных майяских групп, вызваны главным образом степенью их интеграции национальными социально-экономическими системами. Ясно, что традиционные нормы жизни лучше всего сохранились у тех групп, которые живут в отдаленных, окраинных районах, куда труднее проникает современная цивилизация.
Поскольку культура майя имеет больше общих, чем различающихся, черт, мы даем ее изложение в целом, не забывая упомянуть основные региональные или локальные особенности.
Технология
Во всей области майя для земледельческих работ используются те же орудия: топоры, мачете и палки-копалки с металлическим наконечником. В горах пользуются также серпом и киркой, а на ровных участках, отведенных для выращивания пшеницы, используют простой плуг с парой быков.
В Гватемале и Чьяпасе, где ткачество на семейном уровне играет еще важную роль, продолжает применяться поясной станок, в то время как для промышленного производства работают на механических станках. На Юкатане есть примитивные аппараты для трепания хенекенового листа и получения волокна, из которого крестьянская семья делает гамаки или сети. Для выжимания сока из сахарного тростника используются простейшие прессы.
Промыслы
Производство некоторых предметов женской одежды, таких, как вышитые блузки-уйпили, в целом как на семейном, так и на мануфактурном уровне, предназначено для рынка. Некоторые предметы изготовляются во многих районах майя, другие характерны лишь для определенных мест; есть деревни, специализирующиеся только на каком-либо одном виде продукции.
Текстильное производство особенно развито на нагорьях Чьяпаса и Гватемалы, где изготовляются блузы и рубашки из хлопка и такие изделия из шерсти, как хоронго, чамарра и сарапе. Из волокон хенекена делают сумки, сети, веревки, пояса и гамаки.
Во многих местах, как в горах, так и на равнинах, из лиан плетут циновки, корзины и шляпы; юкатанские шляпы из листьев пальмы особенно изящны и ценимы. Очень распространено дубление кожи и изготовление сандалий. Подошвы обычно делаются из старых шин.
Гончарное производство остается важным занятием населения, особенно в горных районах Чьяпаса и Гватемалы. Но по качеству современная керамика не идет ни в какое сравнение с керамикой классической эпохи. Почти вся она предназначена для домашнего использования. Орнаментация встречается редко. Кроме того, глиняная посуда все больше вытесняется металлической и пластмассовой.
На нагорье до сих пор делают зернотерки-метате, хотя их применение постепенно сокращается, так как их заменяют небольшими механическими мельницами или отвозят маис на мельницу, владельцем которой обычно является ладино.
Из сока сахарного тростника приготовляют темный, нерафинированный сахар в форме конических или пирамидальных головок, известных под названием "панела".
Жители лесных районов занимаются обработкой дерева. Делают мебель, сундуки для хранения одежды и в некоторых селениях - гитары.
На Гватемальском нагорье население занято изготовлением адобы для строительства домов, а в некоторых районах - черепицы для крыш. Очень распространено также выжигание древесного угля.
Юкатан и Кампече славятся ремесленными поделками из панциря морской черепахи и обработкой металла (украшения из золотой филиграни).
Лакандоны продолжают делать луки и стрелы, которые, видимо, уже не используют на охоте, а продают туристам как сувениры.
Торговля
Часто этнографы описывают общины майя как целиком или почти целиком изолированные, как будто они исключены из жизни страны. На самом же деле индеец майя через торговлю втянут в региональную экономику и соответственно в национальную жизнь.
На индейских рынках в селениях майя продает то, что у него лишнее, и покупает то, чего ему не хватает, как это было и до конкисты, отличие лишь в том, что теперь оплата идет деньгами, а не товаром. На деньги, полученные от продажи маиса, кофе и какао, индеец покупает фабричные изделия - одежду и домашнюю утварь, соль и сахар.
Кроме того, излишки продукции у крестьянина или ремесленника скупают торговцы-ладино, которые везут этот товар в более крупные селения или в города. При этом крестьянин-индеец продает торговцу ладино продукты своего труда по низкой цене, а покупает у него необходимый товар по высокой цене. Следовательно, ладино всегда в прибыли. Кроме того, торговец дает иногда товары в долг, беря за это проценты. Согласно информации, получаемой от одного исследователя, заем маиса возвращается тем же количеством кофе, стоимость которого намного выше.
Совершенно очевидно, что в сложившихся торговых отношениях, с участием посредников-ладино, крестьянин майя всегда находится в самом неблагоприятном положении.
Типы расселения
Наиболее частой остается разбросанная форма расселения, при которой крестьяне живут в деревнях или на хуторах, более или менее удаленных от муниципального центра. В муниципальном центре обычно рядом с главной площадью находятся кабильдо (Кабильдо (исп.) - городская управа), церковь, торговые лавки и дома ладино. Иногда в пределах городского центра располагается несколько домов зажиточных индейцев. Такое селение называется свободным, так как большинство общинников не живут в нем, а приезжают сюда лишь на гражданские торжества, религиозные церемонии или ярмарки. Этот тип селений характерен для нагорий, но встречается, хотя и гораздо реже, на равнинах.
Наиболее простой тип поселений у лакандонов, живущих маленькими группами в "карибалях" - селениях, рассеянных по сельве и не имеющих никакого центра. В некоторых районах Юкатана отдельные семьи обычно группируются около колодца или сенота.
Главные поселения могут иметь более или менее современный вид в соответствии со степенью их религиозной и национальной интеграции. У чолей, например, дома ладино придают поселкам достаточно современный вид. У чонталей муниципальные центры целиком современны - с параллельными, перпендикулярно пересекающимися улицами и постройками, включающими церковь, муниципальный дворец, общественные здания, хорошие лавки и постоялые дворы; кроме того, в них есть водоснабжение, электричество, почта и телеграф. Поселения, стоящие на реках, обычно имеют одну-единственную улицу, тянущуюся вдоль берега реки, и группы разбросанных хижин.
Майя Кинтана-Роо живут в небольших разбросанных поселениях без улиц, в которых дома группируются по семьям; в них нет гражданского центра и лавок, и единственная постройка, отличающаяся от других, это "пополь-на" - дом, в котором проводятся заседания совета жителей и остальные общественные мероприятия. Муниципальный центр служит одновременно и религиозным центром; в нем располагается главный храм, жилище священника, общинный дом, казармы военных подразделений и несколько хижин.
Самый современный тип поселения находится в хенекеновой зоне Юкатана, то есть вокруг Мериды и вдоль дороги, соединяющей Мериду и Кампече. Там расположены компактные поселения с прямыми кварталами и улицами, в центре которых сосредоточены административные учреждения, церковь и торговые лавки. В том же районе часть населения продолжает жить в поселениях старого типа.
Жилище
Тип жилища варьируется в зависимости от степени аккультурации, от географической среды, экономического и социального уровня. К лучшему типу жилищ можно отнести дома с каменными стенами, черепичными крышами, несколькими комнатами и даже в два этажа. Такие дома имеются в наиболее значительных центрах на Гватемальском нагорье. Хижины лакандонов сделаны из тонких стволов деревьев и переплетенных веток; крыша из пальмовых листьев обычно спускается почти до земли.
Стены могут быть из щебня или адобы, покрыты слоем извести или без него, как в горных районах, или плетневые, как на Юкатане. В некоторых лесных и холодных районах стены делают из вертикально поставленных досок. Кровли, за исключением черепичных, бывают из пальмовых листьев или теперь все чаще - из оцинкованной жести.
Пол почти всегда из утрамбованной земли, в редких случаях покрыт слоем извести. План жилища прямоугольный или квадратный, за исключением Юкатана, где преобладает овальная форма. У жилища майя нет окон. Обычно жилища возводятся на невысокой платформе. Интерьер состоит из одного помещения, в котором живет вся семья (Юкатан), или же оно разделено на две части: одна служит кухней, а другая спальней. Иногда кухня пристроена к дому. Почти всегда в доме имеется настил, который служит для хранения различных предметов или маисовых початков. У чорти встречаются большие дома, где размещаются группы родственных семей, но, как правило, все же в доме живет одна семья.
Каждый дом имеет несколько хозяйственных построек, таких, как курятник, свинарник, загон для скота, амбар, и иногда паровую баню (темаскаль). На Юкатане нередко держат пасеки. Обычно при каждом жилище есть огород.
Как и в доиспанские времена, мебели в домах чрезвычайно мало: очаг из трех камней, метате на полу или на скамье (Юкатан), несколько скамеечек, столик и банкетка для приготовления лепешек. Для сна майя горных районов пользуются кроватью, сделанной из досок. На нее кладут циновку, а укрываются одеялом-сарапе. В жарких зонах кровать заменяет гамак, сделанный из хлопка или волокон хенекена или из брезента.
Мебель дополняется корзинами, деревянными ящиками или баулами для хранения одежды, а также одним-двумя небольшими стульями, плетенкой-чаролой, служащей для хранения продуктов и подвешиваемой к кровле, а также корытом для стирки белья (Юкатан).
В более современных поселениях можно увидеть антенну радио.
Семья
С раннего детства родители заботятся не только о том, чтобы ребенок не пострадал физически, но чтобы он, как говорят майя, "не потерял душу". Считается, что здесь могут помочь только магические средства. С этой целью ребенку прикрепляют восковой шарик к голове или привязывают цветной шнурок на запястье (в Чьяпасе). В горных районах через три-четыре месяца после рождения ребенка устраивается церемония, во время которой его нарекают именем и как бы "представляют" тому святому, который считается его покровителем.
На Юкатане до сих пор женщины носят ребенка, привязывая его шалью к своему бедру (при этом руки у женщины остаются свободными для работы). Там сохранился обычай отмечать особой церемонией момент, когда ребенка первый раз сажают на бедро. Обычно это бывает, когда ему исполняется три-четыре месяца. Тогда же ребенку показывают те предметы, которыми он будет пользоваться в жизни: мачете, топор, карандаш - мальчику; ножницы, иголки, метате - девочке.
Традиционный брак, как правило, оговаривается родителями или профессиональным посредником без консультации с заинтересованными сторонами. Однако среди наиболее образованных групп майя теперь нередко сами молодые люди принимают решение о своей свадьбе или даже убегают, чтобы затем вступить в брак или жить в свободном союзе. Принято, что семья жениха одаривает семью невесты. У некоторых народов это приданое называется "ценой жены" и состоит главным образом из пищи и напитков (лепешки, яйца, мясо, фасоль, перец) или ювелирных изделий, тканей, шнурков, сигар, хлеба, шоколада и рома (на Юкатане).
Свадьба у майя - прекрасный повод для праздника, на который приглашают родственников и друзей и который заканчивается, как и все остальные праздники, всеобщим опьянением. В некоторых горных селениях этот праздник и вручение подарков повторяют через некоторое время до двух и трех раз. Как правило, у майя молодые около года живут в семье жены. В это время муж работает на родителей жены.
Индеец лакандон
Лакандоны отмечают вступление в брак очень просто: молодых представляют богам, изображение которых вылеплено на жаровнях и которым подносят небольшие приношения. Этот обычай восходит, вероятно, к доиспанским временам.
Благодаря нагуализму случаи многоженства среди майя редки. Исключение составляют лакандоны, так как у них мужчин меньше, чем женщин. Так же редко встречаются разводы, хотя на Юкатане довольно часто супружеская пара расходится и каждый из супругов вступает в новый брак. Ланда наблюдал это явление в XVI в. и приписывал его раннему возрасту вступления в брак.
Верования
Некоторые народы майя рассматривают смерть не как естественное явление, а как кем-то посланное зло. Страх перед духом мертвых всеобщ: считается, что этот дух особенно опасен в тот момент, когда умирающий испускает последний вздох (Юкатан), как для людей, так и для вещей, поэтому вещи выносят из помещения; в других районах считается, что опасность велика на протяжении нескольких дней.
Захоронение осуществляется в гробу, циновке или просто в куске полотна, при этом умершего одевают в его лучшие одежды и с ним кладут принадлежавшие ему предметы, которыми, как полагают, он будет пользоваться в загробном мире, пищу, в которой он будет нуждаться, и даже несколько монет. Присутствующие обычно не выражают своего горя, "чтобы не огорчать мертвого", но иногда родственники начинают кричать и плакать. Поминки часто сопровождаются музыкой, возжиганием копала и обильным возлиянием агуардьенте. В некоторых районах умершего хоронят под полом дома или возле хижины. Лакандоны помещают в каждом углу ямы сплетенную из пальмового листа фигурку собаки.
Цоцили верят, что души женщин, умерших при родах, идут в солнечный рай и сопровождают светило на всем его дневном и ночном пути. Остальные души идут в Катибак - подземный мир, куда они попадают, пересекая реку с помощью черной собаки; там они остаются некоторое время и подвергаются пыткам перед тем, как соединиться с родственниками в месте вечного упокоения.
Майя Юкатана полагают, что добрые души идут в рай, а плохие - в ад, где подвергаются пыткам, но в конце концов все возвращаются на землю, воплотившись в новорожденных детей, в животных, а также в воздушные вихри.
Таким образом, верования майя - это соединение элементов как христианской, так и индейской системы представлений.
* * *
Заканчивая нашу книгу о народе майя, мы можем сказать, что, без всякого сомнения, он является творцом одной из великих цивилизаций древности. И хочется надеяться, что народ с таким великим прошлым достигнет светлого будущего.
Карты
Археологические культуры Мезоамерики