Если первое отрицание – это обнаружение противоречия, то второе отрицание – это разрешение противоречия.

4. Следовательно, отрицание отрицания – это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), разрешением этих противоречий (второе отрицание) и возникновением нового содержания Разума.

Таким образом, с помощью вот этих двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперед – такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля.

Поскольку развитие мировой действительности, по Гегелю, есть развитие Абсолютной Идеи, то, таким образом, развитие мировой действительности – это результат внутреннего, собственного саморазвития, самодвижения Абсолютного Разума, которое происходит циклически, то есть однотипными этапами и фазами.

Основными этапами развития мировой действительности по Гегелю являются три главные его стадии:

1. Тезис. На этой стадии происходит полагание, формирование некоей сложившейся действительности и её утверждение в качестве исходной данности.

2. Антитезис. На этой стадии происходит противополагание исходной данности самой себе, то есть её отрицание себя самой собой же в виде произрастания внутри неё некоего противоречия, отрицающего её нынешнее состояние и требующего движения к новому состоянию, то есть к своему разрешению.

3. Синтез. Этап синтеза – это снятие, разрешение внутреннего противоречия исходной данности, то есть отрицание её первого отрицания за счет формирования из этой данности нового состояния.

Таким образом, новое состояние данности вырастает из старого её состояния, преодолевая дисгармонию какого-то имеющегося внутреннего противоречия, и поэтому всякое новое состояние всегда более гармоничнее того состояния, которое оно отрицало.

Если говорить о разуме, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к истине, а если говорить о материальных явлениях, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к той цели, которая поставлена Абсолютной Идеей в конце развития мира.

4. Поскольку развитие есть процесс безостановочный в силу постоянного формирования внутренних противоречий, то стадия синтеза в этом процесс диалектически переходит в стадию тезиса, и всё начинается с начала.

Таким образом, развитие по Гегелю нельзя трактовать как некую последовательность состояний действительности, возрастающую линейно вверх, потому что синтез, переходящий в тезис – это есть возврат действительности к своему исходному состоянию, пусть даже уже в более совершенном и в более новом качестве.

Поэтому, развитие,по Гегелю,осуществляется по спирали – в постоянном возврате после двойного своего отрицания к исходному положению,находящемуся уже на несколько более высоком уровне своего развития.

Прогрессивный путь развития, то есть его направленность от низшего к высшему, обеспечивается тем, что каждая стадия развития богаче, сложнее и гармоничнее по содержанию. Это происходит в силу того, что само отрицание у Гегеля носит диалектический, а не метафизический характер. В чем состоит существо отличия метафизического отрицания от диалектического, гегелевского? Оно состоит в том, что:

– отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;

– в диалектикеже отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.

Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Так образуется постоянно расширяющаяся спираль развития действительности, которая непрестанно обнаруживает в себе противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание, разрешая обнаруженное противоречие, и приобретает на каждой из этих стадий всё более усложнённое и прогрессивное содержание.

В общем итоге – диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности.

Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:

– в результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;

– в результате этого уничтожается старое и утверждается новое;

– с возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остается вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т.д.;

– развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;

– поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;

– развитие идет по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.

Закон отрицания отрицания Гегеля, относящийся к идеалистической концепции мирового развития, философское течение диалектического материализма использовало для формирования материалистической концепции развития действительности.

С точки зрения основоположников диалектического материализма Маркса и Энгельса, отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития непосредственно самой материальной действительности. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, где каждая новая эпоха возникала на базе предыдущей, то есть новое отрицало старое. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества – рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодализма – капитализмом.

Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования.

Таким образом, в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи.

Основные термины

АНТИТЕЗИС –утверждение противоположного, противополагание.

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

ОТРИЦАНИЕ (диалектика) –переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.

ОТРИЦАНИЕ (логике) – акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания.

ОТРИЦАНИЕ (метафизика) – окончательное отбрасывание старого и полная замена его новым.

ОТРИЦАНИЕ (философия) – возникновение нового, отменяющего и замещающего собою старое.

РАЗВИТИЕ –целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

РАЗУМ –способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности.

СИНТЕЗ (общее понятие) – соединение частей, элементов в единое целое.

ТЕЗИС – утверждение, полагание.

Трудности

Первая трудность – постоянно забывается, что закон отрицания отрицания описывает деятельность разума как такового. Гегель описал в этом законе природу развития разума и механизм внутренних причин появления в нем нового содержания. Затем он перенес всё это на предметную действительность, потому что вся предметная действительность, по его мнению – это есть деятельность Абсолютного Разума. Поэтому, если помнить, что логическое разворачивание закона отрицания отрицания относится к деятельности разума, то материал при подготовке усваивается вообще удивительно легко, а ответ всегда проходит уверенно.

Вторая трудность – по инерции изучения гегелевской концепции развития, многие, переходя к диалектическому материализму, ищут в нём того же логицизма и соответствия какой-либо исходной данности. Хочется красивого во всём. Но делать этого не следует – потеря времени без пользы. На этом этапе все идеи диалектического материализма следует просто механически выучить и запомнить.

Если говорить о диалектическом материализме – то данный случай очень хорошо показывает систему мышления материализма вообще. Здесь очень хорошо наглядно представлен генеральный метод материализма по формированию своих концепций. Материализм удивительно бесплоден, и всё, что в нём есть, взято им из концепций идеалистических.

В частности, вот они берут закон отрицания отрицания, и применяют его к действительности, и какие, вроде бы к ним вопросы, если они это делают с санкции самого Гегеля? Гегель сам это делал, а мы – вслед за ним…

Но обратим внимании, что этот закон Гегеля, хоть и применяется к предметной действительности, но произрастает он из внутренней природы Сознания.

А что у материалистов? У них этот же самый закон произрастает уже из внутренней природы Материи. Каким образом? Никаким! Просто есть идеалистическая концепция, которую можно приспособить к материалистическим суждениям – и, почему бы этого ни сделать, если своего собственного ничего нет?

Вот так работает материализм – он ведь не нашел самостоятельно закон отрицания отрицания в материи, он не вывел его сам своими силами из какого-то внутреннего характера процессов материи, не обнаружил в ней и не распознал. Он взял этот закон готовеньким в идеализме, нашел там нечто, смыкающееся с материей, а затем всё, что проистекало из закона по конечному итогу его действия, переместил в изначальные причины самого закона.

Материализм так делает всегда и везде. Вот издревле сложилось в философии, что истинное бытие должно быть вечным, и материя тут же объявляется материализмом вечной, как истинное бытие. Своего тут – только идея не идти никуда дальше материи. А всё остальное навешивается на материю из идеализма. И совершенно никого не волнует при этом, что вечность истинного бытия в философии проистекает именно из неподлинности материального бытия, ею выявленного. Опять следствие переносится в причину, и это есть даже не какой-то другой взгляд на мир, это есть просто метод плагиата. Говорят, что некоторые творчески бессильные композиторы переворачивают ноты известных мастеров низом вверх и пытаются в обратном их расположении найти свою мелодию. Вот так и здесь.

Как всегда в материализме – это плагиат, но плагиат, неспособный даже сохранить высоту своего источника. Это как увидеть ракету, восхититься, спросить, как она работает, а потом умыкнуть её, надеть на неё седло и поскакать в неведомые дали, преодолевая степи и водные преграды.

Поэтому раздел о диалектическом материализме надо, как всегда, выучить и запомнить, не пытаясь вдумываться в его логическую легитимность. Это тот раздел материала, где мышление напрягать не следует. Тут одни декларации.

И совет наперед – поступайте точно также со всеми остальными билетами, освещающими марксистские теории. Иначе будет провал. Их надо запоминать, как стихотворения в прозе, через повторение, а не через поиски логической необходимости их смысла.

Третья трудность – тезис, антитезис и синтез. Вот так перечислить этапы развития действительности (а так и перечисляют!) – это исказить гегелевский закон развития. Давайте запомним на веки вечные – этапов не три, а четыре: тезис, антитезис, синтез и переход синтеза в тезис. Таков смысл закона – постоянное и непрерывное развитие, поскольку деятельность разума постоянна и непрерывна, так как по своей природе разум не знает остановок.

Четвертая трудность – это метафизика и диалектика, по-разному понимающие отрицание. Здесь не идет речи о противоположности метафизики вообще и диалектики вообще. Диалектика может входить в состав метафизики по признаку теории, которая предполагает наличие сил, управляющих миром извне. Здесь речь идет о расхождении методов диалектики с методами других теорий, так же, как и диалектика, входящих в метафизику.

Чисто метафизический метод, присущий подавляющему большинству метафизических теорий, исходит из того, что действительность управляется чем-то единым, неподвижным, неизменным, вечным, составляющим ту подлинную основу мира, из которой весь мир разворачивается тем или иным способом. А в диалектике основа мира подвижна, внутренне противоречива и противоречия именно самой основы мира разворачивают события действительности.

Когда спрашивают – почему Абсолютный Дух, Абсолютная Идея – не Бог? – ответ здесь как раз в том и состоит, что Бог понятие метафизическое, неизменное и полностью находящееся вне мира, а Абсолютная Идея – есть сам мир, изменчивый и подвижный.

Поэтому здесь противостояние не концепций, ибо по большому счету диалектика Гегеля – это, в каком-то смысле тоже метафизика. Это противостояние методов – у основной части течений метафизики подлинное бытие неподвижно и развивается только неподлинное бытие, а у диалектики подлинное бытие подвижно и развивается само.

32. Общая характеристика философских категорий.
Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.

Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.

Сами по себе категории являются не просто набором фундаментальных философских понятий, они являются непосредственно инструментами философского мышления, потому что:

1. С одной стороны, категории – это само условие возможности философского мышления, это способ первичной организации познания, потому что именно в категориях разум вообще системно распознает бытие как данность.

Кроме того, категории отражают наиболее важные характеристики и явления бытия, которые пронизывают бытие насквозьво всём его многообразии и во всей его необъятности (время, пространство, движение, причина, следствие, единичное, общее, материя, дух, взаимодействие, сила, субстанция и т.д.), то есть в категориях происходит именно распознавание всего бытия как такового, а не каких-то отдельных частных данностей мира.

2. С другой стороны, категории представляют собой непосредственно саму схему философского мышления, сам принцип его работы.Ведь бытие, распознанное первоначально в тех или иных категориях, начинает затем осмысляться и познаваться человеком также с помощью рассудочных категорий (количество, качество, возможность, случайность, необходимость, развитие, противоположность, тождество, различие, мера, отрицание и т.д.).

Таким образом, категории – это есть одновременно и понятия, которые описывают бытие,то есть ориентируют в нём человека,и понятия, которые осмысливают бытие,то есть позволяют человеку в нём действовать.

Никакого обязательного стандарта или какого-либо исчерпывающего перечня категорий в философии не существует, поскольку каждая философская концепция выводит собственные категории, создает из них свою собственную систему и предлагает всякий раз их уникальную классификацию, соответствующую собственному мировоззрению.

Однакосуществует некоторое количество категорий, которые принимаются большинством философских систем в силу их естественной необходимости и самоочевидности при любых способах воззрения на мир.

Это, так называемые, «основные категории», которые существуют парами и парами же вступают между собой в различные связи и взаимодействия в процессе философского мышления. К основным категориям относятся: бытие-небытие, единичное-общее, причина-следствие, случайность-необходимость, сущность-явление, возможность-действительность, материя-движение, время-пространство, качество-количество, сущность-явление, содержание-форма, необходимость-случайность, и т.д.

По способу применения этих основных парных категорий все философские системы могут с некоторыми условностями подразделяться на метафизические и на диалектические по методу познания.

Метафизика – это философия, исходящая из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию. Метафизика принимает эти внеприродные начала бытия в качестве источника процессов развития действительности и в качестве того, что предшествует бытию, но само остается неизменным. Поэтому метафизические методы познания всегда имеют некий неизменный источник (некое Подлинное Бытие) и то, что из него развивается (мир, бытие неподлинное).

А диалектика – это не отдельная философия, это лишь один из методов философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

Обобщенно говоря, метафизический метод познания исходит из того, что развитие действительности во многом предопределено некоторой внешней по отношению к действительности целесообразностью, а диалектика понимает развитие действительности как результат внутренней закономерности её самоорганизующихся процессов.

Соответственно понимаются этими методами и основные парные философские категории. Рассмотрим несколько примеров:

1. Бытие – небытие. Бытие – это всё то, что действительно существует. Небытие – это то, чего не существует, то, что нельзя помыслить, то, что нельзя ничем выразить.

Метафизика

–бытие существует, а небытие не существует;

– бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно;

– бытие это реальность сознания или реальность материального мира, а небытие это пустота безмыслия или полное отсутствие какой-либо качественной определенности в реальности;

–бытие самотождественно, то есть равно самому себе, и не противоположно ничему, потому что кроме бытия ничего нет. А небытие противоположно бытию, но не тождественно ни самому себе, ни вообще чему-либо, поскольку не может быть ничего равного тому, чего вообще нет.

Таким образом, в метафизикебытие и небытие это два абсолютно противоположных и несоединимых понятия.

Диалектика

– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное себе состояние, исчезают, то есть уходят в небытие, что говорит о неразрывной связи и взаимопереходах бытия и небытия.

2.Единичное – общее. Единичное – это нечто качественно неповторимое, некая уникальная особенность объекта или явления. Единичное всегда внешне проявляется в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления.

Общее – это нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.

Метафизика

Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подходаэти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метафизического подхода в рамочном виде:

Общее, как это со всей очевидностью ясно, существует только в единичном, собирается из единичного и познается также только через единичное. Следовательно, единичное – это форма существования общего.

Кроме того, любое единичное может разворачиваться и множиться, образуя из себя многое. А из этого следует, что в начале всех вещей существует нечто единичное, потому что:

– в чем состоит главная общность всего существующего? Она состоит в том, что всё существующее принадлежит к бытию, что всё существующее, попросту говоря – есть.

Но если общность всего существующего, в смысле его принадлежности к бытию, неоспорима, то эта общность всего существующего должна собираться из свойств принадлежности к бытию у каждого единичного в составе этого общего, поскольку общее собирается из единичного;

– но откуда же тогда в составе каждого единичного появилось вот это общее для них всех свойство принадлежности к бытию? Оно могло появиться только в том случае, если каждое единичное причастно к бытию через что-то для них единое, через некое единичное истинное бытие, из которого, собственно, и развернулось всё единичное в бытии;

– таким образом, если в начале всех вещей находится нечто единичное, то это единичное есть первоначало бытия, и, если уж из него разворачивается весь многообразный мир, то такое единичное первоначало, на самом деле, является по своему смыслу общим, поскольку именно его главная характеристика переходит в свойство каждого единичного и определяет общее свойство всего единичного принадлежать к бытию.

Таким образом, общее и единичное существуют внутренне раздельно и независимо, потому что:

– единичное собирает из себя общее, но остается при этом независимо единичным,

– а общее, хоть и собрано из единичного, всё равно является общим, а никак не единичным.

Но при этой внутренней обособленности друг от друга, во внешнем проявлении общее и единичное существуют неразрывно, ведь:

– единичное создаёт общее, а это значит, что общее не может существовать без единичного;

– единичное, если говорить не о первоначале мира, а иметь в виду все эти отдельные единичные свойства вещей или явлений бытия, то все эти свойства, каждое в своей единичности, всегда образуют некое общее на основе только того, что всё это многообразное в своей совокупности есть простой и неотрицаемый факт его общего наличия в бытии;

– но, даже если иметь в виду единичное, которое является первоначалом, и которое абсолютно единично, то оно всё равно одновременно есть и общее, поскольку именно из него проистекает вся общность единичных вещей и явлений, которые существуют через свою общую причастность к нему.

Диалектика

Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны,ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:

– нечто общее можно всегда понимать как единичное, если рассматривать его в отдельности собственной совокупности его явления ,

– а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств, из которых оно само собрано;

– любое единичное всегда определяется в своих характеристиках связями и отношениями того общего, в состав которого оно входит;

– любое общее характеризуется особенностями тех единичных элементов, из которых само же и состоит.

3.Причина – следствие.Причина – это сложившаяся необходимость для появления того или иного факта или явления действительности. Следствие – это результат действия причины.

Метафизика

Метафизика исходит из принципа причинности:любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие.

Наши рекомендации