Количество часов на выполнение: 1

Рекомендуемые источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3.http://www.philology.ru

4.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1.Сотавить тексты по темам (по выбору):

-спорт

-студент

-мода

-погода

-природа Башкортостана

-Мое здоровье или Я- за ЗОЖ

-активный образ жизни

-наука

-нефть, электричество и газ в жизни человека( см.приложение№9 )

Самостоятельная работа №4

Тема: Лексика

Форма работы: 1.Работа со словарями;

Количество часов на выполнение: 2

Рекомендуемые источники:

1.Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2.Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544с.

3.Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.

4.Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413с.

5. files/vystavki/rus-yazyk.htm

6.http://slova.ndo.ru

7.http://rusgram.narod.ru

Словари

1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

3.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

4.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

7.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

8.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

9.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

10.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

11.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.и др.

Указание по выполнению работы: 1.Работа со словарями ( по указанию преподавателя –по вариантам. Всем создать словарик (20 слов) по темам: «Студенческая жизнь» или «Я выбираю ЗОЖ»:

1в:Орфографический словарь

2в: Орфоэпический словарь

3 в: Фразеологический словарь

4в: Этимологический словарь (см.приложение №10).

Самостоятельная работа №5

Тема: Фразеологизмы

Форма работы: 1.Создание презентации

2.Создание иллюстраций к фразеологизмам

Количество часов на выполнение: 2.

Рекомендуемые источники:

1.Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2.Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544с.

3.Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.

4.Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413с.

5.http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

6.http://slova.ndo.ru

7.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1.Создать презентацию( см.приложение №1)

2.Создать рисунки к фразеологизмам ( по выбору студента , не менее 5)

Самостоятельная работа №6

Тема:Правописание гласных в приставках

Форма работы: 1.Выполнение тренировочных упражнений по теме урока

Количество часов на выполнение: 2.

Рекомендуемые источники:

1.Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

4. edu/ruslang5.htm

5.http://www.philology.ru

6.http://rusgram.narod.ru

7.http://yamal.org/ook/

Указание по выполнению работы: 1Выполнить упражнения по теме урока

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного - без содержательного, без сильного - бессильного, без защитных - беззащитных, без полезного - бесполезного, без характерной - бесхарактерной.

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

...борник песен, ...жатое изложение, старинное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить ...дравицу, путевка в ...дравницу, ...дельная оплата.

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас-(формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис-(черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на -з, -с; 3) с приставкой с-.

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 10.К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.

Наши рекомендации