Обеспечение условий социальной защиты семьи и сохранения ребенка в семье
Цель государственной и общественной политики в отношении семьи — создание условий перспективного детства, поддержка семей с детьми, минимизация причин, провоцирующих распад и деградацию семьи, и необходимость изъятия из нее ребенка.
Предлагаемые меры должны способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как гуманитарного и социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателем социального здоровья и благополучия семьи, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Для сохранения естественных семейных условий жизни и развития детей, снижения уровня «социального» сиротства необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:
—упрочение родительской ответственности за создание благо
приятных условий для развития и воспитания детей в семье;
—государственную поддержку сот га ал ьно- незащищенной семьи
путем введения именного с оци ал ьно-образовательного полиса на
каждого ребенка;
—создание государственной системы служб сопровождения со
циально- незатцищеиных семей;
~ формирование общественных отношений признания как соци-
альной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение
1. Средством решения ключевых проблем «социального» сирот
ства можег стать введение для каждого ребенка, воспитывающего
ся в социально = незащищен но и семье, социально образовательного
полиса в размере 20 минимальных зарплат в месяц (10 минималь
ных зарплат — социальная часть, направленная в семью на созда
ние необходимых условий для жизни ребенка. 10 минимальных зар
плат — образовательная часть, поступающая на личный счет ребен
ка и передаваемая в то учреждение, которое обеспечит образование
и реабилитацию ребенка).
Реализация этой идеи позволит адресно направлять не только социальное пособие, но деньги, предусмотренные в бюджете на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право выбора образовательного учреждения должно быть предоставлено родителям или лицам, их замещающим; контроль за расходованием средств должен быть обеспечен службами сопровождения социально незащищенной семьи.
Право на получение социально образовательного полиса на каждого ребенка должно приобретаться каждой семьей вместе с постановкой на учет в службе помощи социально неблагополучным семьям.
В результате введения такого полиса государство все больше будет поддерживать семью, а не возложит на себя обязанности и все бремя заботы о детях-сиротах (оплата аренды помещений, коммунальные услуги, питание, персонал, материальное снабжение и т.д.).
2. Необходимо ввести в Семейный кодекс понятие «родитель
ской ответственности», предусматривающей обеспечение комплекса
прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности роди
телей (и лиц. их заменяющих) в отношении ребенка и его собствен
но с ги.
Научно-методическое обеспечение, проектирование новых программ, служб, систем
1. Необходимо обеспечить научное осмысление изменений воспитательной роли семьи, прогноз ее социальных последствий, очевидна необходимость выработки новой педагогической идеологии семейного воспитания. Необходимо обеспечить подготовку и издание серии книг «Библиотеки семейного воспитания», отражающей
международный и российский опыт построения взаимоотношения взрослых и детей в семье.
2. Следует создать государственную систему служб помощи со
циально незащищенным семьям, обеспечивающих социальные га
рантии для жизни и воспитания ребенка в родной семье. Отсюда
вытекает ряд специальных обязанностей местных органов власти
по отношению к семье и ребенку:
— выявление детей, требующих социальной помощи, и предо
ставление им информации о соответствующих службах;
— исследование и оценка состояния семьи и ребенка:
— предотвращение насилия и пренебрежения интересами ре
бенка;
— обеспечение предоставления помощи семье и детям но их ме
сту жительства;
— организация консультативных центров для социально неза
щищенных семей;
— обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья
и их семей всем комплексом необходимых услуг.
3, Организационная поддержка политики помощи семье с
детьми должна быть обеспечена в том числе путем проведения мо
ниторинга с последующим анализом результатов социально-эконо
мического и воспитательного потенциала семьи, положения детей в
семьях разного тина, в первую очередь в семьях социального рис
ка. Необходимо разработать методологию и механизмы экспертизы,
принимаемых органами законодательной и исполнительной власти
решений, с точки зрения их воздействия на воспитательный потен
циал семьи.
Кадровое обеспечение
Важно обеспечить расширение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (педагогов-психологов, социальных и коррекционных педагогов, семейных психологов) для работы с современной семьей. Главной задачей этих специалистов должны стать гарантии сохранения семьи и улучшения семейного климата, обеспечивающего условия для полноценного развития всех членов семьи.
Материально-техническое и информационное, обеспечение
1. Необходимо разработать и сделать доступным для населения оанк данных по системе социальной защиты родителей с детьми, в котором должны быть отражены все права и обязанности современных родителей, приведены конкретные данные по всем типам
социальных поддержек, представлены адреса служо помощи и поддержки семьи и ребенка.
2. Целесообразно продумать и организовать информационную поддержку в средствах массовой информации положительного образа семьи, гарантирующей качественное воспитание и развитие детей, примеры решения семьей проблем ребенка, в том числе и девиантного поведения.
5.4. Создание условий воспитания в приемных и патронатных семьях
Идея семейного воспитания должна быть положена в основу программы развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо принять все необходимые меры по созданию условий семейного воспитания или воспитания, приближенного к семейному, для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными средствами реализации данной идеи могут выступать:
— расширение возможностей для семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, не только па опеку и усы
новление, но и в приемные и патронатныс семьи; организация се
мейных пансионатов, центров семейного воспитания и других форм
устройства детей в семьи граждан на профессиональной основе;
— разукрупнение существующих сиротских учреждений, пере
стройка воспитательного процесса в них в логике создания семей-
но-воспитательных разновозрастных и разнополых групп, для ко
торых характерна модель семейных отношений и реализации всех
базовых функций семьи, в том числе любви к ребенку безотноси
тельно к его социальной успешности или неуспешности;
— развитие системы поддержки и психо л ого-педагогического со
провождения всех форм приемной и патропатной семьи;
— реорганизация имеющейся системы усыновления, опеки и по
печительства;
— создание системы поддержки и сопровождения семей, создан
ных детьми-сиротами,
Нормативно-правовое обеспечение
1. Применение такой формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как воспитание в семьях различных типов, требует принятия законов Российской Федерации «О формах передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
ния родителей на воспитание», «Об органах опеки и попечительства, о службах помоши приемной патронатной семье».
2. Развитие института приемных семей сдерживается отсутстви
ем законов субъектов Российской Федерации об оплате труда при
емных родителей и льготах для приемной семьи. На федеральном
уровне должны быть решены вопросы по обеспечению трудовых и
социальных гарантий приемных родителей, в частности их пенси
онного обеспечения.
3, В условиях, когда функции опеки и попечительства нахо
дятся в компетенции органов местного самоуправления, назрела
необходимость а создании законодательной базы для установления
единых государственных минимальных стандартов по социалыю-
правовому обслуживанию детей, нуждающихся в государственной
защите, и организации работы органов местного самоуправления
по опеке и попечительству над детьми, в связи с чем необходи
мо принять Федеральный закон «О государственных минималь
ных социальных стандартах организации работы органа местно
го самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над
детьми».
Научно-методическое обеспечение, проектирование новых программ, слуэк.6, систем
1.Требует коренной реорганизации действующая система рабо
ты органов опеки и попечительства. Особое внимание органов опеки
и попечительства необходимо направить на предупреждение «соци
ального» сиротства, а также на подбор потенциальных родителей,
систематическую работу с ними по созданию более комфортных
условий проживания детей-сирот в семьях различного типа: опе
кунская семья, приемная семья, патронатная семья, семейно-вос-
питательная группа. Необходимо разработать научно-мет одические
рекомендации для органов опеки и попечительства по реализации
их задач в новых условиях.
2. Многочисленные проблемы, возникающие в семьях, создан
ных деть ми-сиротами, требуют безотлагательного создания систе
мы служб и центров исихол ого- педагоги ческой, мс дико-социальной
помощи и сопровождения таких семей. Такие службы должны га
рантировать поддержку молодых родителей и одновременно стре
миться к разьигию самостоятельности и ответственности родителей
за собственное благополучие и благополучие своего ребенка.
Кадровое обеспечение
1. Необходимо обеспечить создание системы помощи приемной семье, взявшей на воспитание ребенка-сироту, организацию регу-
лярных педагогических, психологических и медицинских консультаций и сопровождение приемных родителей путем системы повышения педагогической квалификации родителей, проведения псп-холого-педагогических тренингов и семинаров.
2. Развитие се мейно- в ос цитате ль но г о стиля отношений в современных детских домах требует научно-методического осмысления, широкого распространения передового педагогического опыта, изменения учебных планов подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы интернатных учреждений, введение в номенклатуру специальностей высшей школы новых единиц — педагог-ре аби лито дог, педагог-б ос питатель для детей-сирот и детей. лишенных родительской опеки, семейный психолог.
Материально-техническое и информационное обеспечений Необходимо сделать более эффективным, информативным и мобильным функционирование Федерального межведомственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, что позволит координировать усилия разных ведомств е решении проблем устройства детей в семьи и другие формы семейного воспитания.
5.5. Обеспечение воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
в образовательных учреждениях
Сложившаяся система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в дальнейшем совершенствовании путем поддержки имеющихся позитивных тенденций и развития современных инновационных технологий социализации и интеграции.
Перспективная организация жизни и быта воспитанников, максимально приближенных к семейным, создание новых форм и возможностей для воспитания и развития детей- Обучение их востребованным в будущей жизни трудовым и семейным навыкам: создание для воспитанников кризисной и юридической службы, шве-пальпых судов для защиты от насилия и жестокости.
Нормагпивио-правоаое обеспечение
1. Необходимо расширить правовые гарантии защиты имущественных и жилищных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработать меры по гарантированному трудоустройству и дальнейшему образованию выпускников интернатных учреждений.
2. Разработать и внести дополнения и изменения в Типовое по
ложение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, гарантируюших психолого-
педагогическое медико-согшальное сопровождение развития детей,
их социальную адаптацию и подготовку к вступлению в самостоя
тельную жизнь.
3. Требует систематизации и определенных государственных га
рантий создание служб психолого-педагогического, медико-соци
ального сопровождения детей-сирот в учебно-образовательном про
цессе и профессиональном самоопределении.
4. Следует разработать и принять типовое положение о социаль
ных гостиницах для выпускников детских домов как необходимой
форме постинтернатной адаптации.
5. Следует обеспечить более широкое развитие попечительских
советов интернатных образовательных учреждений, привлечение
негосударственных, общественных и коммерческих структур в сов
местном с 1 осударством учредительстве, финансовой и материаль
ной поддержке учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Необходимо разработать законодатель
ную основу деятельности попечительских советов и положение о
соучредительстве.
Научно-методическое обеспечение, проекта ропт т.е. новых програ.мм. служб, систем
1.Целесообразно изучить возможности постепенного отказа от
системы школ-интернатов как учреждений, ограничивающих соци
ализацию и интеграцию детей-сирот. Школы-интернаты должны
стать исключением (специализированные школы-интернаты, дея
тельность которых обоснована особыми задачами реализуемых В
них для отдельных категорий детей специальных (коррекциоштых)
или лечебно-реабилитационных программ). Дети-сироты должны
получать основное, дополнительное, специальное или профессио
нальное образование в тех же учреждениях, что и дети, прожи
вающие в семьях. Необходимо обеспечить максимальное преодо
ление «госпитализма» и сегрегации учреждений для детей-си рог,
стремления сосредоточить все вилы активности детей в стенах од
ного учреждения. Нельзя допускать, чтобы те или иные особенно
сти развития ребенка выступали определяющими в отношении ею
Жизненных перспектив, служили ограничителем возможностей со
циальной адаптации.
2. Необходимо развивать систему социально-реабилитационных
Центров или комплексов для социально-профессиональной реаби-
литании детей-сирот, разработать учебные программы и методические рекомендации по пост интернат ной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей.
3. В особой поддержке нуждаются процессы социальной адапта
ции и профессионального трудоустройства выпускников специаль
ных (коррекцийиных) образовательных учреждений. Наряду с раз
работкой системы мер. стимулирующей создание и квотирование
рабочих мест в условиях рыночной экономики для этой категории
детей-сирот, необходимо качественно изменить сроки, содержание
и профили профессионального обучения. Целесообразно пересмот
реть номенклатуру специальностей, осваиваемых детьми-с и ротам и
в коррекциониых образовательных учреждениях и привести ее в
соответствие с региональными требованиями рынка труда.
4. Взаимодействие учреждений для детей-сирот и других обра
зовательных учреждений требует существенного совершенствова
ния. Построение жизнедеятельности школьного коллектива, в кото
ром обучаются дети-сироты, требует особого педагогического так
та, высокой психо лого- педагог и ческой культуры, обеспечения по
стоянной связи с педагогами детского дома и различных форм пе
дагогической поддержки.
5. Качество воспитательного процесса в интернатных образова
тельных учреждениях требует переосмысления на новом этапе ста
новления системы образования культуры работы педагога-вое пита
теля по работе с детским коллективом, развитии самоуправления,
творческой инициативы и самореализации каждого ребенка.
6. Анализ сферы досуговой деятельности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, требует существенного рас
ширения возможности получения ими различных форм дополни
тельного образования как в школе, так и различных внешкольных
клубах и центрах творчества.
7. Развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, остав
шихся без попечения родителей, предполагает углубленные науч
ные и практические исследования закономерностей и формирова
ния личности ребенка-си роты. Требует качественного анализа и пе
реосмысления с последующим внедрением перспективный опыт ра
боты различных образовательных учреждений для детей-сирот.
Кадровое обеспечение
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми-си ротам ц требует существенного обновления. Необходимо обеспечить во всех ее звеньях ориентацию
на повышение социальной, медицинской и психологической подготовки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Нужно разработать учебные и научно-методические пособия, адресованные педагогическим работникам и организаторам сиротских образовательных учреждений; создать программы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руководителей этих учреждений об особенностях построения образовательного процесса в интернатных учреждениях.
Материально-техническое и информационное обете'ч.ение
1. Предполагается совершенствование материально-технической
базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попече
ния родителей. В особой финансовой, материальной и ресурсной
поддержке нуждаются библиотеки и медиотеки интернатных учре
ждений.
2. Организация образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оствшихся без попечения родителей, по семейному типу
требует реорганизации помещений с учетом создания новых форм
устройства детей. Организация центров постинтерпатной адапта
ции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тре
бует соответствующего материально-финансового обеспечения.
3. Необходимо разработать новые механизмы лицензирования и
аккредитации деятельности учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также аттестации персона
ла в связи с переориентацией их работы на принципы семейного
воспитания.
Контрольные вопросы и задания
1.Проанализируйте основные законы Российской Федерации, гаран
тирующие права детей-сирот.
2. Рассмотрите основные меры по улучшению положения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечении родителей, используя законодательно-
правовую базу Российской Федерации.
3. Составьте таблицу, отражающую права и обязанности родителей
за обучение и воспитание детей (по законодательно-правовой базе Рос
сийской Федерации).
4. В чем заключается ответственность родителей за обучение и вос
питание детей и как она отражена в законодательно-правовых актах Рос
сийской Федерации?
5. Дайте обоснование роли общества и государства для социальной
защиты ребенка:
— в кровной семье;
— в условиях разных форм семейного устройства;
— в интернатных учреждениях.
6. Подтвердите ваши заключения законодательно-правовым и актами,
используя материал приложений к данному учебному пособию.
Литература
1.Авдеева Н. II. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982.
2. Авдеева Н. Н. Младенческий возраст // Психическое развитие вос
питанников детского дома. М,, 1990.
3- Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. Х-4.
4. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность — наши беды
// Воспитание школьников. 2002. №7.
5. Акивис Д, С. Отцовская любовь. М., 1989.
6. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и со
циальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.
1997. № 1.
7. Альманах психологических тестов. М., 1995.
8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1982.
9. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб., 2004.
10. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влия
ния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
11.Бане М., Рикардс А., Харви Р. Работа с детьми, оплакивающими
потерю близких. М., 2004.
12. Бардыше.вская М. К. Дети с недостатком эмоциональных привя
занностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского
попечения. М., 1995.
13. Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы наруше
ний психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты:
консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой.
М., 19Э8.
14. Басе А,. Дарки А. Опросник. См.: Ретн А. А. Психология изучения
личности. СПб., 1999.
15. Батуев А. С., Катавцев А. Г.. Соболева М.В. Зрительное пред
почтение как проявление привязанности у детей первого года жизни //
Вопросы психологии. 1990. №4.
16'. Белтева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
17. Берне Р. Развитие аЯ-концепции» и воспитание. М., 1986.
18. Беспризорные и безнадзорные дети: Итоги общероссийского со
циологического зондажа. М., 2002.
19. Бобылева И. Л. Семейный центр — форма патронатного воспита
ния // Пагронатиое воспитание в России на современном этапе / Сост.
Н.П.Иванова. М., 2002.
20. Бодрова М. Г., Бобъмева И. А., Зотова И. А. и др. Из опыта
работы по программам социальной адаптации детей-сирот / Под ред.
Е. В. Се Лениной. Владимир. 2002.
21. Божович Л. И. Психологическое изучение детей и школе-интер
нате. М., 1960.
22. Божович Л. И. Личность и ее формирование и детском возрасте.
М., 1968.
23. Божович Л. И. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
24. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред.
Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.
25. Бойко В. В., Огаини К., Копытечкова О. И. Социально защищен
ные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.
26. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. М., 2003.
27. Браун Дж., Кристенеч, Д. Теория и практика семейной психоте
рапии. СПб., 2001.
28. Брутпман В. И., Родионова М. С. Формирование привязанности
матери к ребенку в период беременности //Вопросы психологии. 1997. №6.
29. Ьругпман В. И., Северный А. А. Некоторые современные тенден
ции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социаль
ного сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи:
защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
30. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.. 2001.
31. Бютиер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
32. Вершинин В. Малообеспеченная семья: Тайны семейной дидакти
ки // Народное образование. 2002. №6.
33. В пиарская Е. М. Младенческие крики (их происхождение, струк
тура, динамика и значение для раннего психического и речевого раз
вития ребенка) // Изучение динамики речевых и нервно-психических
нарушений. Л., 1983.
34. Виткии Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996.
35. Власова Т. Л., Певзне.р М. С, О детях с отклонениями в развитии.
М., 1973.
36. Волошина Л. С. Генезис агрессивно-насильственных преступлений
// Насилие, агрессии, жестокость: Криминально-психологическое иссле
дование. М., 1990.
37. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-
сост. П. П. Иванова, М.. 1996.
38. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиангным поведением /
Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.
39. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей ;'/ Педа
гогика. 1999. Х'4.
40. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.,
1960.
41. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального
ребенка // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
42. Выготский Л. С. Педагогика подростка. М.; Л., 1931.
43. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //
Психология личности. М., 1982.
44. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клини
ка трудного детства // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
45. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых
детей / / Там же.
46. Выготский Л. С. Психология возраста // Там же. Т. 4. М., 1982.
47. Выявление и устройство детей я подростков, оставшихся без по
печения родителей, в 2001 г.: Аналитическая справка // Вестник обра
зования России. 2002. №16.
48. Гаврилова С. Труд — основа воспитания (о работе педагогического
коллектива детского дома г. Лакипска Владимирской области) // Народ
ное образование. 1997. №12.
49. Галигузова Л. И. Проблема социальной изоляции детей //' Вопро
сы психологии. 1996. №3.
50. Гарбузов В. И, Воспитание ребенка. СПб.; М.. 1997.
51. Гарбузов В. П., Захаров А. И., Исаев Д. П. Неврозы у детей и их
лечение. Л., 1977.
52. Гернст М. Детоубийство. М., 1911.
53. Глико Л. В. О введении явного приема внебрачных детей в приюте
Киевского земского управления. Киев. 1911.
54. Голод С. И. Семья и брак: И сто рико-социологически и анализ.
СПб , 1998.
55. Государственный доклад -Ю положении детей в Российской Фе
дерации. 2002 год». М., 2002.
56. Гревцева Г., Ситдикова Л. Детская беспризорность: причины и
следствия // Учитель, 2004. №2.
57. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия: Профилактика дет
ской агрессивности и жестокости и борьба с ними /' Пер. с нем. СПб.,
2000.
58. Гусароьа Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Самарской области // Народное образование.
2001. №7.
59. Дармодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. JV* 1.
60. Дармодетт С. В. Безнадзорность детей в России // Там же. 2001.
№ 5.
61. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в
неполной семье // Социологические исследования. 2001. № И.
62. Дементьева И. Ф.. Зубарева Н. Степень социальной ответе! ес ппо-с'ш подростков в полной и неполной семьях //' Воспитание школьников 2003. №10.
03. Дениссеич Н. Н, Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната // Начальная иг кола. 1996. Л'а7,
64. Дерябина О. А!. Родители приемных детей: отбор или подготовка?
// Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.
65. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под
ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.
66. Дети улиц. СПб., 2000.
67. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Ши-
пицыной. СПб.. 2003.
68. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб., 1995.
69. Довгалевская А. И. Семейное воспитание приемных детей. М.
19-18.
70. Да в га л евг, кая А. И. Вопросы семейного воспитания приемных де
тей в СССР: Авторсф. канд. дис. М., 1957.
71. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
72. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. №1.
73. Дубровина И- В., Лисина М. И. Особенности психического разви
тия детей в семье и вне семьи //' Возрастные особенности психического
развития детей. М., 1982.
74. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитан
ников детского дома. М., 1990.
75. Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР
//Дефектология. 1972. .*Ы.
76. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школь
ников, отстающих в развитии. М., 1993.
77. Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детско
го дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. .\' 5.
78. Житникова Л. М. Формирование у детей дошкольного возраста
классификации как способа мнемической деятельности // Вопросы пси
хологии. 1967. №2.
79. Зарсцкчй В. К., Дубровская М. О., Ослоп В. Н., Холмогорова А. Б.
Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
80. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986.
81. Захаре/в А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
СПб., 2000.
82. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000.
83. Зезииа М. Р. Система социальной зашиты детей-сирот в СССР //
Педагогика. 2000. № 3.
84. Земска М. Семья и личность / Пер. с пол. М., 1986.
85. Зерницкий О. Ь. Мотивация усыновления и особенности родитель
ских позиций в семьях с приемными детьми /'/ Вестник психосоциальной
и коррекций нно-реабилитацией ной работы. 2002. № 1.
86. Зш1елева 3. А. Агрессивное поведение подростков и личность ро
дителей /7 Психологическая наука и образование. 2001. №4.
87. Зииченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
88. Зорина Т. Детские деревни — SOS: негосударственные детские до
ма с семейным типом воспитания /'/ Защити меня! 2003. № 3.
89. Иванов С. И. Одинокие дети. М., 1991,
90. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Дети и приемкой семье; Советы
начинающим родителям. М., 1993.
91. Иванова Н. П., Бобылева, И. А., Заводилкина О. В. Социально-пси
хологическая адаптация детей в заметающей семье. М., 2002.
92. Иванова Я, П., Бобылева И. А., Завос>илкина О. В. Воспитание де
тей в семье в контексте социальных изменений // Начальная школа.
2004. №3.
93. Hjapt) К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
94. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л.И.Вожович. Л. В. Благопадежипой. М., 1972.
95. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-
сирот и детей, оставшихся Сез попечения родителей: опыт, проблемы,
перспектива / Под ред. Л. В. Гаврнлина. Владимир, 2002.
96. Иовчук И. М.. Морозова К. И., Щербакова А. М. Психолого-меди-
ко-педагогичсскан поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях
// Народное образование. 2001. № 7.
97. Иовчук Н.М., Морозова Е. И., Щербакова A.M. Школа родите
лей: (Об одной из моделей службы пс ихо лого- мед икс-педагог и ческой
поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) //' Детский дом.
2004. №3 (12).
98. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические рас
стройства в детском возрасте. СПб., 1994.
99. Исколъдский Я. В. Исследование привязанности ребенка к матери
в зарубежной психологии //' Вопросы психологии. 1985. №6.
100. Истомина 3. М. Формирование у дошкольников смыслового со
отношения как приема напоминания /'/ Развитие логической памяти у
детей. М., 1976.
101. Истомина З.М. Развитие памяти. М,, 1978.
102. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над
детьми. М.. 1998.
103.Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
104.Казакова Е.И., Тряпицына А-И. Диалог на лестнице успеха:
(Школа на пороге нового века). СПб., 1997.
105.КазберюкН.А., Замотин Б. А., Мастюкова Е.М. Характер вли
яния отдельных факторов риска и их групп на состояние здоровья детей
дома ребенка в период адаптации // Дефектология. 1996. JV»4.
62.Дементьева И. Ф.. Зубарева Н. Степень социальной ответстветш1>.
сти подростков в полной и неполной семьях / ' Воспитание школьника
2003. №10.
63.Деписевич Н.И. Проявление самостоятельности в процессе сов
местной деятельности младших школьников в условиях школы-интерна
та .•/' Начальная школа. 1996. №7.
64.Дерябина О. М. Родители приемных детей: отбор или подготовка'1
// Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.
gj. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития ..' Г(о-( ред. Е.Л.Стребелс1Юй. М., 1998. GC- Дети улиц. СПб.. 2000.
67. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л. М. Ши-
гншыпой. СПб., 2003.
68. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб.. 1995.
69. Довгалевская А. И. Семейное воспитание приемных дс!ей. М.
1948.
70. Доегплевс кал Л. И. Вопросы семейного воспитатшя приемных де
тей в СССР: Лвтореф. канд. дне. М., 1957.
71. Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
72. Дубинка Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 1.
73. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического разви
тия детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического
развития детей. М., 1982.
74. Дубровина И. В.. Рузская А-Г- Психическое развитие воспитан
ников детского дома. М., 1990.
75. Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР
//Дефектология. 1972. JVM.
76. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школь
ников, отстающих в развитии. М.. 1993.
77. Егорова М, А. Особенности представлений воспитанников детско
го дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. Л'* о.
78. Житникова Л. М. Формирование у детей дошкольного возраста
классификации как способа мнемической деятельности // Вопросы пси
хологии. 1967. №2.
79. Зарецкий Б. К.. Дубровская М. О., Ослоп В. II.. Хл/тмогорова А- В
Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
80. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986.
81. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
СПб., 2000.
82. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.. 2000.
83. Зезина Л/. /'. Система социальной защиты детей-сирот в СССР •'.'
Педагогика. 2000. Л'*3.
84. Земска М. Семья и личность / Пер. с иол. М., 1986.
85. Зерницкий О. Б. Мотивация усыновления и особенности родитель
ских позиций в семьях с приемными детьми / / Вестник психосоциальной
и коррекциоппо-реабилитационной работы. 2002. .Y» 1.
86. 3uMf.ie.ea 3. А. Агрессивное поведение подростков и личность ро
дителей // Психологическая наука и образование. 2001. JV'4.
87. Зинченко П. И. Непроизвольное, запоминание. М., 1961.
88. Зорина Т. Детские деревни — SOS: негосударственные детские до
ма с семейным типом воспитания // Защити меня! 2003. Л"83.
89. Иванов С. И. Одинокие дети. М., 1991-
90. Иванова II. П.. Заводилкина О. Б. Дети и приемной семье: Советы
начинающим родителям. М., 1993.
91. Иванова II. П., Бобылева И. А., Saeodu-лкина О. В. Социально-пси
хологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002.
92. Иванова II. П.. Бобъигева И. А., Заводчлкин^а О. В. Воспитание де
тей в семье в контексте социальных изменений /'/ Начальная школа.
2004. №3.
93. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
94. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л. И. Божович, Л. В. Благо лад ежиной. М.. 1972.
95. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-
сирот и детей, оставшихся 6e.s попечения родителей: опыт, проблемы,
перспектива. / Под ред. Л.В.Гаврнлина. Владимир, 2002.
96. Иовчук Н. М., Морозова К. И., Щербакова А, М. Психолого-меди
ко-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях
// Народное образование. 2001. №7.
97. Иовчук Н.М., Морозова Е.И.. Щербакова A.M. Школа родите
лей: (Об одной из моделей службы психолого-медико-педагоги ческой
поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) // Детский дом.
2004. №3 (12).
98. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические рас
стройства в детском возрасте. СПб., 1994.
99. Исколъдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери
в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1985. .У'6.
100. Истоми