Особенности переходного периода
ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
2.1. Постинтернатная адаптация
Постинтсрнатная адаптация воспитанников детских домов — очень важная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами.
В результате у воспитанников в юй или иной степени формируются:
-- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;
— трудности в общении там. где это общение свободно, произ
вольно, где требуется строить отношения;
- инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
— перегруженность отрицательным опытом, негативными цен
ностями и образцами поведения — без достаточного противовеса по
ложительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и
образцов успеха, которые должен бы, но не дает сегодня детский
дом.
Помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни может специальный центр постиптернатной адаптации, который будет:
— служить переходной формой из мира интерната во внешний
мир:
- создавать среду общения, положительные ценностные представления;
—помогать делать в жизни первые самостоятельные таги, обес
печивать их успешность и запас положительного опыта;
—вести работу по преодолению тяги к негативному образу жиз
ни.
В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких центров, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности [219, 222 -223, 268].
Так, Московским департаментом образования в рамках Комплекса социальной помощи детям и подросткам в 1991 г. был создан государственный Центр постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и интернатов, который должен служить для выпускников переходным пространством из мира интерната во внешний мир, помогать им делать первые самостоятельные шаги, обеспечивать их положительный опыт в жизни [242]. На рис. 8 представлены проблемы, решаемые Центром и накопленный опыт.
Центр постинтернатной адаптации решает следующие задачи:
— оказание социальной и психологической помощи бывшим вос
питанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной
жизни;
— защита прав и интересов выпускников детских домов;
- сбор статистических материалов, характеризующих постин
тернатную жизнь воспитанников;
— вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства
в жизни;
- разработка предложений по социально-педагогической кор
рекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному
ж из ценному выбору.
( Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе профессионального образования, начального, среднего или высшего, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, техникуме или вузе, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.
Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют на их психологическую адаптацию после выпуска из детского дома.
В исследованиях Н. Г. Травниковой установлены основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывавшихся в семьях:
- выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей,
зависят от мнений и оценок других людей;
— успешная адаптация выпускников практически не зависит от
ОПЫТ | ||||||||
___--- — -^^ | "<\^ ----------------- ---- ___ | |||||||
Поиск | Содействие | Содействие | Помощь | Организация | ||||
выпускников | в получении | в трудо- | молодым | совместного | ||||
последних | жилья, | устройстве, в | матерям в | развива- | ||||
лет, | в обзаведе- | налаживании | выживании | ющего | ||||
социальная | нии хозяй- | контактов | и воспитании | досуга | ||||
диагностика | ством | на работе | детей | |||||
их жизни |
Работа с право- | Трудовая | Помощь | Приобщение | |||
нарушителями | адаптация | мо лолой семье | к культуре | |||
•связь с органами | •связь с Депар- | •хурирование | •разнообразие сов- | |||
милиции, судами, | таментом труда и | молодых мате- | местного досуга: по- | |||
прокуратурой; | занятости, бир- | рей; | сещение театров, | |||
•работа с под- | жами трупа; | •создание сис- | выставок, концертов, | |||
следственными; | •курирование на | темы социаль- | экскурсии, поездки, | |||
•связь с ВТК, | рабочем месте; | ной и психоло- | походы; | |||
НТК (посещения, | •развитие | гической под- | •создание развива- | |||
коррекционная | деятельности | держки семей | ющей микросреды | |||
работа); | благотворитель- | выпускников; | общения; | |||
•адаптация после | ных малых | •работа специа- | •работа над детским | |||
выхода на свобо- | предприятий; | листов с детьми | альманахом «Я — | |||
ду; | •профессиональ- | выпускников; | человек» как сред- | |||
•материальная ПОМОЩЬ. | ное консультирование. | •помощь в решении бытовых | ство самораскрытия и расширения среды | |||
и медицинских | общения с ровесни- | |||||
проблем. | ками. |
Сбор данных, научный анализ и обобщение
Разработка социально-педагогических программ для
воспитанников детских ломов
Рис. 8. Схема деятельности Центра пост интернатной адаптации
личностных (характерологических) качеств, кик и у учащихся, воспитывавшихся в семьях;
— важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уровня психического здоровья;
- определяющим в психологическойадаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.
Сравнение личностных особенностей учащихся первого и последующих курсов училища показало, что у первокурсников ниже самооценка и общая активность и готовность к действиям. Для учащихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляется в сложностях внутри- и межличностного взаимодействия (расхождение образов 51-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным), т.е. адаптация учащихся-сирот больше похожа на выживание, а учащихся из семей — на приспособление, модификацию (245).
Психолого-педагогическая задача Центра постинтернатной адаптации состоит в том, чтобы способствовать выделению индивидуальности выпускника, развитию его Я в процессе переживания и осмысления нового, позитивного, эмоционально-насыщенно го жизненного опыта.
Разнообразный совместный досуг создает иную атмосферу общения среди выпускников — возможность эмоционально-позитивных связей в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта. Дружба, не связанная с жизненной необходимостью, способствует развитию потребности в общении, смысл которой в созвучии другому человеку, а не в использовании его для себя, в созидании, а не в разрушении.
Опыт такого общения (сотрудничества) на уровне самоощущения создает уверенность в собственном импонировании другим людям: «Я могу нравиться:».
Иной уровень общения способствует благоприятному разрешению собственных жизненных проблем и создает ощущение успешности и уверенности в своих силах— в противовес изначальной беспомощности и робости.
Возникающее чувство собственной значимости — основа созидательного отношения к собственной судьбе.
Психологи детского дома участвуют в анализе трудностей, ко-
торые испытывают выпускник и-детдом овцы, вступая в самостоятельную жизнь; чтобы помочь молодым людям самим разобраться в себе и в жизни, создаются психологические консультации. Психолог помогает выпускнику соориентироваться в его способностях и склонностях к определенным сферам деятельности, наметить пути выхода из сложных межличностных ситуаций. В некоторых случаях следует удержать ребят от поспешных решений по поводу ухода с работы, разрыва отношений. Иногда психологам Центра приходится входить в ситуации выпускников, связанные с угрозой жизни.
Социальная адаптация выпускников-сирот с отношениями в развитии. Несколько лет назад большинство таких выпускников по окончании интерната устраивались в жизни по отлаженной и четко действующей схеме: профессиональное училище - трудоустройство на базовом предприятии с получением места в общежитии. Хотя и тогда часть детей из-за особенностей психофизического развития и последствий социальной запущенности не могли адаптироваться в обществе и пополняли ряды асоциальных элементов, данная ситуация в условиях перехода к рынку и растущей безработицы из вызывающей тревогу переросла в катастрофическую, особенно для подростков с отклонениями развития, которые остаются после выпуска без жилья, работы и средств к существованию. До 12% из них попадают в криминальную среду и становятся бродягами, иные кончают жизнь самоубийством. Ежегодно в России полторы тысячи детей-сирот (почти каждый десятый выпускник детского дома) кончают жизнь самоубийством в течение года после выхода в большую жизнь. Каждый третий выпускник становится лицом без определенного места жительства, а каждый пятый — правонарушителем. Все эти беды происходят по одной причине-—отсутствует наставник, который бы сопровождал детей по жизни, руководил бы приобщением их к обществу, оказывал бы им помощь в решении бытовых, жилищных проблем, в трудоустройстве и т.д. Ни интернаты, ни благотворительные организации, ни комиссии по делам несовершеннолетних по ряду объективных и субъективных причин не смогут разрешить эту проблему. Реальный и эффективный выход из создавшейся ситуации — создание межведомственного постинтерпатного учреждения, которое бы осуществляло опеку и патронаж подростков с отклонениями в развитии до их гражданского становления. В таком центре ребенок найдет кров и пищу, в нем ему помогут во всем, и он почувствует, что кому-то нужен и кто-то о нем заботится.
Работа по социальной интеграции детей с отклонениями заключается в следующем. Школа-пнтернат посредством службы соци-
алыюго педагога определяет своих выпускников в училище, патронирует их во время обучения и совместно с училищем трудоустраивает. Устройствов профессиональное училище выпускников-си рот обязательно по следующим причинам. Во-первых, это открывает большие возможности для дифференцированного выбора профессии, так как специальностей в училище, доступных учащимся, отстающим в развитии, несравненно больше, чем в самой благополучной специальной школе. Во-вторых, выпускник с недостатками развития за два года интегрируется в общество нормально развивающихся сверстников, имеющих родителей, и приобретает опыт социального общения, при этом больше положительный, чем отрицательный. В-третьих, материально-производственная база училища позволяет детям получить более прочные производственные навыки, чему способствует и прямое общение со здоровыми сверстниками. В-четвертых, выпускники-сиро ты вступают в самостоятельную жизнь не в 15-16 лет, но окончании интерната, а в 18-19 лет, после завершения учебы в училище. Интернат осуществляет сопровождение своих выпускников в течение всего периода их обучения в профессиональном училище. В Центр пост интернатной адаптации направляются следующие категории подростков:
— лишенные опеки родителей, отказные, брошенные, нетрудо
устроенные по окончании училища;
- трудоустроенные без получения жилья (на период решения
жилищного вопроса);
— не сумевшие адаптироваться на производстве (на период тру
доустройства или профессиональной переподготовки);
- с отклонениями в развитии, освободившиеся из мест заклю
чения;
- получившие жилье и работу, но испытывающие трудности
при адаптации в новом коллективе.
Последние помещаются на короткий период с целью оказания психотерапевтической, психологической помощи по ходатайству социального педагога Центра, который сопровождает данного подростка.
Структура Центра постинтернатной адаптации — общежитие, пищеблок, кабинет социально-бытовой ориентировки, медицинский блок, учеб но-производстве иные мастерские, где в обязательном порядке должны работать все проживающие в учреждении подростки. Минимальный набор специалистов — психотерапевт, врач-психиатр, медсестра, специальный психолог, педагог для работы в кабинете социально-бытовой ориентировки, недагог-дефектолог, воспитатели, социальные педагоги, которые непосредственно будут ра-
ботать по защите имущественных прав, трудоустройству, поддерживать связь с работодателями, патронировать подростков после их трудоустройства. Социальный педагог совместно с психологом собирают банк данных на всех подростков Центра: личные дела, характеристики из училища, медицинские карты, дневники коррек-пиопной работы. Он поддерживает связь с интернатами, организует меди ко-педагогические советы, приглашает представителей школы и училища, откуда прибыл подросток, а также составляет индивидуальный план работы по социализации каждого подростка. В план включают оздоровительные мероприятия, решение имущественных и социально-бытовых проблем, профессиональную переподготовку с привлечением Центра занятости населения-• по необходимости в случае невостребованности полученной в училище и школе специальности. Основная задача медработников — профилактическое лечение, организация и контроль, оздоровительные мероприятия. Воспитатели занимаются непосредственно воспитательной работой с подростками в свободное от работы в мастерских время.
Трудовая адаптация и трудоустройство. Одна из самых сложных проблем жизни выпускников —трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен па этот важный вид жизнедеятельности.
Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребенка, его потребностей приводит к пассивности и потребительству. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации.
Вопрос о трудоустройстве выпускника —один из сложнейших, по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленности выпускника к квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет устройстве» его на работу. Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что все это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растет прямая заинтересованность в доходах, станет ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой.
В работе по трудоустройству важно подойти индивидуально не только к устраиваемому выпускнику, но и к человеку, припимаю-
щему его на работу. Необходимо так подать ситуацию, чтобы руководитель принял на себя ответственность за молодого человека и ощутил личную заинтересованность в его судьбе. Для трудовой адаптации крайне важна атмосфера, в которой выпускник начинает трудиться, поддержка и вера в его возможности.
Для многих выпускников детских домов затруднителен даже момент принятия решения о начале работы. К этому их следует подводить постепенно в процессе индивидуального общения.
Сам процесс трудоустройства не проходит гладко. Устроенные на работу зачастую там не удерживаются. Случаются срывы трудоустройства: договорились, а выпускник не явился, и трудоустройство не состоялось.
Бывает, что трудоустройство состоялось, человек проработал какое-то время и ушел. Некоторых подопечных приходится устраивать на работу от трех до пяти раз подряд.
Значительную помощь в трудовой адаптации воспитанников после выпуска из интернатных учреждений в Кургане, например, играют воспитатели-опекуны. В функциональные обязанности воспитателей-опекунов входит работа по сбору необходимых документов для определения юридического статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание помощи в адаптации воспитанников в детском доме и после выпуска из него; поддержание и восстановление связей с имеющимися родственниками воспитанников; оказание помощи в формировании разных умений и навыков и многое другое.
Важную роль в гражданском становлении воспитанников играют производственно-адаптационные участки (ПАУ). Они создаются в детских домах с целью реализации условий для более успешной адаптации подростков, особо нуждающихся в государственной поддержке, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях.
В своей деятельности ПАУ решают следующие задачи:
— адаптация условий жизни и труда к возможностям и способ
ностям подростков:
— создание временных рабочих мест для выпускников;
— дифференциация воспитанников по степени профессиональ
но-трудовой подготовленности и обоснованности их трудоустрой
ства;
— продолжение работы по совершенствованию социально-
бытовых умений и навыков, профессионального мастерства (по
мощь в их гражданском становлении).
Социально-бытовая адаптация. Пока воспитанники «под кры-
лом государства», все более или менее нормально. За счет бюджета их одевают, обувают, обеспечивают проезд, кормят, организуют досуг, им бесплатно предоставляются путевки в загородные здравницы на летние и зимние каникулы. Но такая жизнь не бесконечна.
Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома становится жилищная. В условиях перехода к рыночной экономике выделение жилья детям-сирогам осуществляется с большим трудом.
На первый взгляд — трудностей здесь быть не должно. В стране действует целый ряд федеральных законов, которые гарантируют социальную защиту детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской опеки. В документах сказано четко: такому ребенку после выпуска из сиротского учреждения или достижения им шестнадцати лет жилье должно быть предоставлено в течение трех месяцев. Если такового нет, сирота имеет право на целевую безвозмездную ссуду, позволяющую купить квартиру или комнату и наладить быт.
Большинство воспитанников получают комнаты или квартиры сразу по выходе из детских учреждений. Но некоторые вынуждены возвращаться к своим родителям, лишенным родительских прав, или просить убежища у сверстников, а то и искать «покровителей».
На сегодняшний день существует несколько причин, по которым выпускники остались без крыши над головой:
—задержка со стороны органов распределения жилой площади
(утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция);
—нехватка жилой площади в районе, где прописан выпускник;
—исчезновение или полное бездействие самого выпускника;
- невыполнение образовательными учреждениями своих обязанностей по получению жилья;
—неполучение или потеря жилья в связи с пребыванием в ме
стах лишения свободы;
—отказы самих выпускников (обоснованные или завышенные
притязания).
Встречаются случаи невозможности совместного проживания с родственниками, потери жилья по причине добровольной или принудительной его продажи, а также самозахват посторонними людьми предоставленной выпускнику жилой площади.
При решении проблемы обеспечения жилой площадью следует различать две категории воспитанников-выпускников. В одну вхо-Дят прежде всего те, кто сохранил на нее право. Здесь проблем нет, если вернуться на эту площадь ничто не мешает. Когда же возвращение невозможно (проживающие на этой площади родители,
родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут паразитический, аморальный образ жизни и т. п.), выпускника детского учреждения следует приравнять к. тем, у кого жилой площади нет. и его надлежит ею обеспечить. Но это будет возможно лишь после внесения соответствующих корректив в жилищный кодеке.
Во вторую категорию выпускников входят те, кто никакой жилой площади не имеет (потерял из-за устройства в дом ребенка, детский дом, из-за сноса дома и т. п.). Другими словами, его жилая площадь в свое время перешла в ведение жилищных органов. В таких случаях применяется ст. 37 п. 2 ЖСК РФ, где сказано: «Вне очереди жилое помещение предоставляется по окончании пребывания в государственном детском учреждении, если не может быть возвращена жилая площадь, откуда несовершеннолетний выбыл в детское учреждение интернатного типа». При этом важно, во-первых, чтобы право заключать договор жилищного найма имел сам выпускник детского интернатного учреждения по достижении им шестнадцатилетнего возраста, во-вторых, чтобы ему предоставлялось не негодное, находящееся в зоне социального неблагополучия жилье (с соседями-алкоголиками, лицами, ведущими асоциальный образ жизни, и т. п.), а жилье, в полной мере соответствующее утраченному, к тому же не связанное с источником опасности для нормального образа жизни. И проследить за этим — дело детского интернатного учреждения, обязанность его администрации.
Социальная служба детского дома должна изучать социально-бытовые условия выпускников и при необходимости совместно с ними составлять ходатайства в жилотделы муниципальных округов о необходимости предоставления жилой площади с указанием причин: по состоянию здоровья, при невозможности совместного проживания с родственниками и т. п. Эта работа требует установления контактов с инспекторами отдела учета и распределения жилой площади, с председателями жилищных комиссий муниципальных округов.
Однако работа администрации и социальной службы зачастую оказывается малоэффективной. Даже в таком большом и цивилизованном регионе, как Санкт-Петербург, с развитой, системой социальной помощи нуждающимся детям, 40% выпускников детских домов не имеют крыши над головой.
В 2000 г. в Санкт-Петербурге из детских домов вышли в большую жизнь 300 человек (для справки: только 4 поступили в вузы и 8 — в техникумы), из них 130 вообще не имеют крыши над головой, а остальные 260 должны вернуться на свою законную площадь. Однако сделать это не так-то просто.
27G
Во-первых, в городе мало свободных метров. И если раньше детдомовцы могли рассчитывать на комнаты в коммунальных квартирах, го после принятия закона о приватизации такой шанс практически сведен к нулю. Но, даже имея в руках ордер, они часто попросту не могут войти в квартиру: другие съемщики, видя в них нежелательных соседей, не брезгуют никакими способами, лишь бы не пустить на порог. А чаще всего отстаивают свои права через суд, который тянется годами.
Во-вторых, не ждут их, как показывает реальность, и дяди, тети, сводные братья и сестры. Для них такой свалившийся после долгого отсутствия родственник — лишь обуза, лишний рот, и со временем его «всеми правдами и неправдами» просто «выталкивают» на улицу.
Справедливости ради надо сказать, что опасения добропорядочных граждан не так уж беспочвенны, и протестуют они против вселения детдомовцев в свои квартиры часто не по причине бездушия и жестокости.
Конечно, эти дети далеко не ангелы. Привыкшие вариться в толпе, общаке, действующие по своим неписаным законам, они, обретя самостоятельность, продолжают придерживаться тех же понятий. Да и тотальная опека, жизнь на всем готовом оборачиваются, увы. социальным иждивенчеством. В результате они не знают цены деньгам, не умеют беречь свое и чужое, элементарно ухаживать за собой, убирать, стирать. И вот представьте: такой «инопланетянин» попадает в коммуналку, приводит туда таких же друзей-товарищей. .. Конечно, скандалы, ссоры неминуемы.
В Павловске решились на эксперимент, рассказывает инспектор по охране прав детей Людмила Верещагина. Поселили пять детдомовцев в большую коммунальную квартиру, все отремонтировали, привезли мебель. С соседями договорились, что те будут за новичками присматривать.
Итог оказался плачевным. Через пару месяцев подростки превратили комнаты в «бомжатннк», сантехнику сдали в металлолом, а в стене разобрали проем и проделали лаз в другую квартиру. Где, по их словам, просто «брали» продукты, кассеты. Словом, для двоих участников эксперимент закончился колонией.
Но чаще все-таки такие дети становятся без вины виноватыми, например до сих пор инстанциями не урегулирован вопрос об оплате коммунальных услуг теми сиротами, кто уже имел жилье до поступления в детский дом. И получается, что пока ребенок там находится или учится в училище, накапливается крупный долг. Хорошо, если социальные организации на месте решают эту проблему,
а если нет? Мальчишкаили девчонка становятся по сути заложниками абсурдной ситуации.
Но самая главная опасность подстерегает, когда все преграды позади. За молодым человеком, ставшим собственником жилья, криминальные структуры, да и просто бессовестные люди устраивают настоящую охоту. Под натиском мошенников 40% детдомовцев продают, дарят свои комнаты, лишаются последнего, а сами в итоге остаются ни с чем.
В результате до 30% выпускников детских домов идут в криминальные структуры, 15% девочек — на панель или в сомнительные увеселительные заведения, 10% оказываются в тюрьме. Это данные прокуратуры; заметим, у каждого третьего из попадающих в поле зрения правоохранительных органов нет крыши над головой, а ведь они имеют на нее все права.
Работа с выпусюшколш-правопарушителями. Криминальный опыт выпускники-правонарушители приобретают еще в раннем детстве. Заброшенные родителями или ими специально обученные, они вынуждены обеспечивать себя при помощи обмана и воровства.
Перегруженность воспитанников негативным опытом зачастую, к сожалению, не является предметом специальной (коррекцией но и) работы в интернате. Напротив, объективные условия воспитания социальных сирот в детском доме содержат дополнительные предпосылки для криминализации воспитанников. К ним относятся:
- дефицит опыта эмоционально-близких связен с людьми, что
приводит к неспособности сочувствовать, ставить себя на место
другого и относиться к другому человеку как к самоценности, ве
дет к переживанию собственной незначимости, ненужности, к пре
небрежению собственной судьбой;
- воспитание в искусственной, изолированной среде искажает
нормальные отношения собственности, спектр жизненных искуше
ний и опасностей, создает специфические «интернатские* нормы
жизни, приводит к путанице понятий «мое-чужое», «взял-украл»,
«защита-насилие», «вина-невиновность»;
— ограничение собственной активности воспитанника в силу регламентации жизни в интернатном учреждении ведет к задержке формирования его Я — субъекта осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизненной активности.
Для подростков-детдомовцев характерно переживание, что судьба обошлась с ними несправедливо, что они недополучили от жизни многого, что им положено по праву.
По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, совершают следующие преступления:
- разбойные нападения;
- кражи личного имущества;
— изнасилование, чаще всего групповое;
- убийства.
За этими преступлениями стоит смысл отнятия и присвоения себе чего-то, принадлежащего другому, и привычки решения проблем только силовым способом.
В условиях учебно-воспитательных учреждений детдомовцы адаптируются гораздо легче, чем подростки, выросшие в семье. Они имеют большой опыт закрытой, коллективной жизни. Потенциал агрессии, накопленный с детства, позволяет им обеспечивать себе в этой системе защиту и авторитет более знакомым и легким путем, чем в открытом реальном мире.
Существенным является и тот факт, что криминальное поведение— это единственное поприще, на котором эти молодые люди имели успех. Успех же — один из важнейших стимулов деятельности. Условия заключения то.чько усугубляют положение: та же ограниченная среда, те же дисциплинарно-функциональные связи, то же вынужденное проживание в замкнутой группе, тот же психологический опыт собственной незначимости. Поэтому рецидивы закономерны.
После освобождения из мест заключения детдомовцы сталкиваются с целым комплексом проблем. Они не могут устроиться на работу, не имеют жилья, прописки, документов, специальности.
Находится немного организаций, готовых принять на работу бывших осужденных. А ведь важно не только зачислить в штат, но и проявить терпение, понимание, заинтересованность в налаживании буквально всех аспектов жизни этих молодых людей и, учитывая их детдомовское и колонистское прошлое, проявлять человеческую и педагогическую мудрость, милосердие.
Сотрудники Центра постинтернатной адаптации берут на себя ответственность за возможные последствия пребывания подопечного на рабочем месте, поддерживают с ним контакт, помогают разрешать возникающие конфликтные ситуации в трудовом коллективе.
Отчаянную ситуацию, в которой оказываются выпускники-детдомовцы, вернувшиеся из мест лишения свободы, порождает равнодушное отношение к ним общества, создающего все условия для рецидива. Так, существующее положение о выписке осужденного с места прописки оборачивается для многих детдомовцев, не имею-
щих проживающих с ними родственников, полной потерей жилья на неопределенный срок. После освобождения такой бомж, потерявший прописку, практически не в состоянии найти работу без посторонней помощи.
2.2. Инновационные модели пост интернат нойадаптации
Мир, в который должен интегрироваться выпускник интернатного образовательного учреждения, все более динамично и радикально изменяется. Педагогам и воспитателям детских домов сложно предвидеть и смоделировать те жизненно сложные и принципиально новые ситуации, в которых может оказаться их воспитанник, и научить его эффективному выхода из них. Необходимы учреждения, которые могли бы целенаправленно решать проблемы пост интернатной адаптащш выпускников детских домов и интернатов, способствовать успешному вхождению своих выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в первый период их самостоятельной жизнедеятельности. Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей учреждений постинтернатной адаптации.
Социальная гостиница. Выделив те проблемы, с которыми выпускники детских домов встречаются чаще всего, педагогический коллектив социальной гостиницы строит свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника социальной гостиницы сформировалась модель самостоятельного проживания.
В основе модели — модель семьи, умение строить ее и проживать в ней. Так как большинство воспитанников гостиницы ранее семей не имели или имели неблагополучные семьи, необходимо строить работу социальной гостиницы так. чтобы каждый воспитанник чувствовал, что он проживает в большой семье, где имеет круг обязанностей, которые являются жизненно необходимой нормой. От правильного выполнения воспитанником своих обязанностей зависит жизнь и здоровье других воспитанников, поэтому этими обязанностями нельзя пренебрегать, даже если необходимо преодолевать себя, что и происходит с каждым вновь поступившем воспитанником, до тех пор пока выполнение данных обязанностей не доходит до «автоматизма».
Обязанности распределяются как в семье — все дела, которые дома выполняют хозяйки, отданы девушкам, которых курируют воспитатели-женщины, —кухня, стирка, уход за личными вещами,
создание уюта и др., а «мужские» дела — ремонт мебели, различные трудоемкие работы (перестановка мебели, вынос мусора, разгрузка-погрузка) выполняют юноши под руководством воспитателей-мужчин. Повседневные уборки, дежурства — общие дела.
В нормальной семье каждый ее член должен быть окружен заботой и вниманием, на что педагогический коллектив делает акцент в работе социальной гостиницы.
Модель самостоятельного проживания включает в себя:
- ведение домашнего хозяйства;
- рациональное использование денежных средств;
—проживание в хороших отношениях с соседями по коммуналь
ной квартире;
—знание, когда и где платить за квартиру;
— умение самостоятельно подать судебный иск;
— умение защитить свои гражданские права;
- знание, куда обращагься, если есть проблемы со здоровьем;
—знание, где находятся кризисные центры и для чего они су
ществуют;
—куда обращаться, если нужна работа.
Но самое главное, что должен знать выпускник социальной гостиницы, — уходя в самостоятельную жизнь, он не отрывается от •«семьи», от коллектива, он навсегда остается ее членом, ребенком, пусть взрослым и самостоятельным, но всегда желанным гостем, интересным для коллектива социальной гостиницы. Вопросы, с которыми обращаются выпускники, зачастую выходят за рамки жизни выпускников, они касаются жизни их семей, воспитания собственных детей.
Опыт показывает, что если выпускники долгое время совместно проживали в социальной гостинице, ладили между собой