Особенности государств и правовых систем переходного периода.

Каждое государство и право функционируют в определенном обществе. В непрерывно, с той или иной степенью интенсивности, развивающемся обществе неизбежно наступают более или менее длительные периоды такого состояния, когда объективное развитие, прежде всего экономики, производительных сил и производственных отношений, приводит к переходу его в новое качественное состояние, от одной общественно-экономической формации к другой (например, от феодализма к капитализму). Такой переходный период в зависимости от руководителей государства может осуществляться под контролем государства, которое, изменяясь само, изменяет и право, приспосабливая его содержание и реализацию к потребностям общественной практики, а может происходить при минимальном вмешательстве государства, стихийно, в нарушение старых и при отсутствии новых правовых норм. Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, связанное и обусловленное критической переоценкой практики их функционирования в прошлом, трудном выборе пути своего дальнейшего развития. Поэтому знание причин и условий (признаков) переходного периода имеет важное практическое значение, поскольку позволяет найти пути выхода из кризисных состояний, плавной трансформации общества, государства и права с минимальными издержками. Поэтому задача общества — не дать кризисным явлениям достичь критической величины, принять необратимый характер, придающий обществу новое качественное состояние и ставящий его на грань гибели. Особенно важно это учитывать в России — стране, в которой любые противоречия и конфликты всегда были особенно острыми.

В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.

• Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны. Например, любая революция достигает быстрых и радикальных результатов, если ее движущей силой является весь народ, а не отдельная социальная группа. И, напротив, радикальные реформы, не поддерживаемые большинством населения, не могут реализовываться многие десятилетия.

• Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти. Государство становится неспособно защитить права большинства граждан, а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.

• В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.

• Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения. В таких обществах мизерная часть населения купается в роскоши, а большинство работников получает мизерную зарплату, не развито собственное производство материальных благ, плохо снабжаются провинции, уменьшается или деградирует население и т.п. Такое состояние рано или поздно приводит к революциям или гражданским войнам, предвестниками которых являются массовые акции социального протеста (пикеты, митинги, шествия и т. п.).

• В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти. В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).

• Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.

Наши рекомендации