Трудности переходного периода.

Лекция № 9. Казахстанская модель экономического развития

1. Трудности переходного периода.

2. Развитие экономики и финансового сектора в посткризисный период

3. Государственная программа индустриально-инновационного развития

Трудности переходного периода.

С приобретением полного государственного суверенитета перед Казахстаном встала сложная задача определения самостоятельного пути экономического развития с учетом специфики республики и мирового опыта.

Казахская ССР является одной из самых богатых республик СССР по запасам полезных ископаемых. На территории Казахстана сосредоточено около половины запасов меди СССР, 3/4 –свинца, более 1/3 – цинка. На долю республики приходилось свыше 1/5 железнорудных запасов СССР.

Казахстан располагал 1/5 пахотных земель СССР, занимая 2-3 места среди республик страны по производству зерновых и зернобобовых культур.

Переход от силовых методов руководства экономикой к рыночным оказался очень трудным и чрезвычайно сложным. Вследствие нарастающей эмиссии денег, которая превысила в 1991 г. 8,7 миллиардов рублей по сравнению с 1990 годом, значительно усилилась инфляция. Осложнило ситуацию в республике и то, что с начала 1992 г. были «отпущены» цены в России. В Казахстане вышел Указ о либерализации цен на территории республики с 6 января.

В первой половине 1992 г. руководство республики выработало основные стратегические направления социально-экономического развития Казахстана, изложенные в книге Н. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей:

- формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, с сочетанием и взаимодействием основных форм собственности (частной и государственной), каждая из которых будет выполнять свои функции в общей системе экономических и социальных взаимосвязей;

- создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

- введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости;

- насыщение потребительского рынка;

- привлечение и активное использование для развития Казахстана иностранных инвестиций.

Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей:

На первом этапе – 1992-1995 гг. – разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами;

На втором – 1996-2005 гг. – постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых форм товарных и валютных рынков, других рынков – капитала, рабочей силы, ценных бумаг интеллектуальной собственности;

Третий этап, по мнению авторов стратегии, продолжительностью 5-7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой экономике и вступлением в разряд новых индустриальных государств.

В марте 1993 г. Н. Назарбаев подвел итоги первого этапа (1991-1993), приватизации («малой приватизации»). Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. В этом же месяце 1993 г. Указом Президента была введена в действие «Национальная программа разгосударствления и приватизации» в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. Согласно программе все объекты государственной собственности разделялись на две группы: объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации; объекты, приватизация которых запрещена. Среди значительных событий в жизни суверенного государства на данном этапе следует назвать Указ Президента Н. Назарбаева от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты» в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В 1995 г. появились некоторые признаки общей стабилизации. Главное из них – замедление темпов инфляции и определенное улучшение финансового состояния экономики. Однако продолжение антиинфляционного курса, проводимого правительством, привело к падению производства и росту безработицы. На 1 октября 1995 г. задолженность по заработной плате составила 25 100, 8 млн. тенге, или 23,97% к объему внутреннего валового продукта. Общее количество безработных составило порядка 643 тыс. человек.

На первом этапе рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился.

Наши рекомендации