Причины агрессивного поведения детей-сирот
4.1.Биологические и социальные факторы агрессиидетей
Несмотря на значительные разногласия, в настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение агрессии. Агрессия — это любая форма поседения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [30].
Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями -такими как злость; с мотивами —такими как стремление оскорбить или навредить; с негативными установками [Там же, 216]. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Так, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других, агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайного эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.
А. А. Реан предлагает идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [207].
Агрессивность— это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом. если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий.
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т-д.).
Различные особенности среды, в которой находится человек, талоне повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Кроме этого, большую роль в появлении агрес-
сивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля.
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессии. А. А. Реан выделяет пять базовых теорий агресеивного поведения: инстинкт ив ист екая теория агрессии; фрустрациоиная; теория социального научения; теория переноса возбуждения; когнитивная [Там же].
Для объяснения влияния семьи на формирование агрессии у детей наиболее адекватной является теория социального научения: агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.
Теория социального научения — это. в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного па образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению первичных посредников социализации, а именно родителей.
Другой важный элемент этой теории — социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимают действие, призванное усилить реакцию. Различают две формы подкрепления:
— положительное —любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;
- отрицательное — стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов в конце концов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты.
Хотя в теории социального научения особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. С позиции социального научения люди наделены механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активизация этих
механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертываетея, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения [10, 283].
Согласно теории социального научения агрессия приобретается посредством:
— биологических факторов (например, гормоны, нервная систе
ма);
- научения (например, непосредственный опыт, наблюдения); провоцируется:
— воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);
- неприемлемым обращением (например, нападки, фрустра
ция);
- побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);
— инструкциями (например, приказы);
- эксцентричными убеждениями (например, параноидальные
идеи);
регулируется:
- внешними поощрениями и наказаниями (например, матери
альное вознаграждение, неприятные последствия);
— викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как
поощряют и наказывают других);
— механизмами саморегуляции (гордость, вина) [10].
Теория социального научения по сравнению с другими теориями более оптимистична. Не отрицая влияния биологических факторов, сторонники теории рассматривают агрессию как социальное явление. Агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Предотвратить агрессию или взять ее под контроль можно, устранив условия, поддерживающие агрессивное поведение.
Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными, биологическими задатками.
Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение соотносительного вклада генотипа и среды в формирование различий в агрессивности на первый взгляд противоречивы. Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессиям [30] ссылаются на семь близнецовых исследований агрессивности, результаты которых были опубликованы в 1980-х годах; в
трех из них было обнаруженовлияние генотипа па выраженность этого психологического свойства, а в четырех других —нет.
Ряд авторов [30-31, 57, 156] изучали влияние наследственных факторов на склонность к агрессии, наблюдаемую в рамках различных расстройств детского и подросткового возраста, которые связаны с антисоциальными и деструктивными проявлениями. При этом исследователи опирались, как правило, на родительские оценки поведения детей. Исследования близнецови приемных детей показали, что на склонность к агрессивным антисоциальным поступкам влияют как генетические особенности, так и генотип-средовые взаимодействия (последние отражают разную реакцию генотипов на разные условия среды). Антисоциальное поведение без агрессии и жестокости связано со средовыми факторами, в частности с проблемами в семьях приемных родителей.
Итак, исследования близнецов и приемных детей позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50%) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности).
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее. а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы, оказывают факторы семейного воспитания. Среди них можно выделить следующие:
— реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
— характер отношений между родителями и детьми в делом;
— уровень семейной гармонии или дисгармонии:
— характер отношений с родными братьями и сестрами (30].
Важен также фактор полной или неполной семьи. Например.
американские исследования показывают, что люди, совершающие заказные политические убийства или покушения, происходят, как правило, из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребенку [Там же].
Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):
— плохие отношения с одним или обоими родителями;
— дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
-- дети ощущают безразличие к своим чувствам;
- нет необходимой поддержки и заинтересованности жизнью детей. то они с большой долей вероятности будут:
—втянуты в преступную деятельность;
—ополчагься на других детей;
—вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» [Там
же].
Исследователинаблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалосьтакже агрессивное поведение детей, направленное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью [26]. «У надежно привязанного ребенка» в прошлом — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от мнимой или реальной угрозы.
Экскурс, в прошлое показывает, что насилие над детьми, от нанесения телесных повреждений до умерщвления, не только не являлись крайней формой в культуре взаимоотношений между взрослыми и детьми, по и нормальным обхождением с ребенком. С течением времени отношение к ребенку улучшилось. Между тем различные формы насилия над детьми сохраняются и в наши дни. С вопросом О пережитом насилии связана особая проблема: могут ли взрослые люди, сами испытавшие насилие со стороны своих родителей, воспитывать своих детей с меньшим его использованием [31].
Насилие б отношении ребенка приводит к катастрофам в индивидуальных судьбах. А.Миллер |156] полагает, что процесс воспитания неизбежно приводит к нанесению травм в результате физического и психического насилия. Более «безобидные^ формы травмирования обычно рассматриваются как справедливые воспитательные меры.
В семье идет малая война между родителями и детьми, которая в ходе ежедневных обид и унижений ведет к тому, что ребенок теряет надежда на любовь без насилия. У ребенка возникает желание
совершить возмездие, и он может начать проявлять агрессию по отношению к взрослым или более слабым. Многие дети накапливают в себе гигантский разрушительный потенциал, который сопровождает их в течение всей жизни и время от времени прорывается наружу.
Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники происходят из семей, где физическая жестокость «идет рука об руку» с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности {30]. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «ги-попротекция»} встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип —по линии матери.
Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление агрессивного поведения детки показало, что существует прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребенка в целом -• с другой [10].
Большинство родителей оказывается не в состоянии понять упреки своих детей в жестоком отношении к ним. С целью помощи родителям находить адекватные формы поведения с детьми, практикуется семейная терапия. В ней должны принимать участие все поколения семьи при наличии высокого уровня заинтересованности в решении внутрисемейных проблем.
Если же насильственные действия по отношению к ребенку сохраняются и нет попыток к их преодолению, то ребенок начинает проявлять агрессию, направленную вовне.
Этот образ жизни идет во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, именно тогда страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, отторжение и т. д.
Таким образом, неправильное воспитание в семье, отрицательный опыт родителей играют существенную роль в зарождении агрессивности.
4.2. Формыжестокого обращения в семье
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Семья может одновременно демонстрировать модели
агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа (57, 111, 129, 142, 151, 158].
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания (30-31, 111].
В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека [293, 309].
В современной отечественной литературе выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обозначаемое некоторыми авторами как моральное насилие.
А.Платонова провела опрос родителей и учащихся 5-10 классов, направленный на определение характера детско-родительских отношений в современных семьях (185]. Результаты опроса представлены в табл. 10.
а 10. Наиболее типичные способы воспитательного воздействий на ребенка, когда он «не слушается» или «проявляет упрямство» [по 185], %
Способ воздействия | Ответы детей | Ответы родителей |
Пытаются объяснить, что ребенок не прав | ||
Кричат | ||
Пытаются убедить, уговорить | ||
Обижаются | - | |
Дают подзатыльник | ||
Не обращают внимания | - | |
Пугают избиением | -- | |
Могут ударить, избить | - |
По мнению А. Платиновой, в основе тех проблем, которые осложняют и искажают отношения детей и родителей, лежит отсутствие желания попять друг друга.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания, и часто именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию п психологическому комфорту,является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.
В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя ненужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.
Создается впечатление, что. прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а. вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первою очередь своим отцам] за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.
Агрессия — это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев — чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной,фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение детей — своеобразный крик о помощи, внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмопий, с которыми ребенок не в силах с правиться самостоятельно.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер действия родителей, имеющий своей целью «наставить детей па путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, чо подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения [30-31].
Выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на
агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, А. Бандура, например, на основе опроса и жизненных наблюдений установил, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней [10], Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам [292]. Причем физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей [10].
В работе Л. А. Волошиной исследуется ранний генез агрессивности, факторы, способствующие ее формированиюв детском и подростковом возрасте у лиц, совершивших особо тяжкие преступления; особенности и условия семейного воспитания, в которых приобретался первичный опыт агрессивного взаимодействия; факторы семейного неблагополучия, которые способствовали формированию жестокости и агрессивности. К их числу относились нравственная и эмоциональная обстановка в семье, ее конфликтность [36|.
Одной из причин, по мнению Б. А. Кугана, негативных тенденций в развитии личности (агрессивности, жестокости, повышенной тревожности, отсутствии сострадания и милосердия и т. п.) является страх. Виктимное поведение многих подростков, пострадавших от насилия, во многих случаях обусловлено боязнью столкнуться с грубостью, физическим или психологическим насилием, с чувством беззащитности, ненужности, равнодушия по отношению к себе со стороны значимых, близких людей [126].
Как известно, именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На примерах взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и Детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами—вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы [30].
Семьи, где растут агрессивные дети, имеют свои особенности, Присущие только им. Анализ особенностей таких семей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение детей, сделанного А.Вандурой [10]. Т.В.Андреева выделяет на основе этого анализа следующие особенности таких семей.
1.В семье разрушены эмоциональные привязанности между ро
дителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родите
ли испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к
другу; не разделяют ценности и интересы друг Apyia.
2. Огцы часто сами демонстрируют модели агрессивного пове
дения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тен
денции.
3. Матери нетребовательны к своим детям, часть равнодушны
по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких
обязанностей по дому.
4. Модели воспитания и собственного поведения родителей ча
сто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимо
исключающие требования: очень жесткий отец и попустительству
ющая мать. В результате у ребенка формируется модель вызываю
щего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружа
ющий мир.
5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибе
гают родители:
— физические наказания;
— угрозы;
— лишение привилегий;
-- введение ограничений и отсутствие поощрений; - частые изоляции детей;
— сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины
при использовании того или иного метода наказания.
6. Родители не пытаются разобраться в причинах деструктив
ного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоци
ональному миру |9].
Повышенная агрессивность детей — одна из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом [229]. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важно изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный
потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но в самому себе.
4.3. Формирование агрессивности у детей в онтогенезе
Дошкольный возраст. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности.
В исследовании Е.О.Смирновой и Г.Р.Хузеевой в результате наблюдений за дошкольниками 5-G лет были обнаружены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («позвоню милиционеру, и он тебя в тюрьму заберет»} до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрессии — как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и проч.), так и прямой (дети били сверстников кулаком или палкой по голове, кусались и т.п.).
Авторами были выявлены те ситуации, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение. Анализ содержания этих ситуаций и переживаний ребенка позволяет понять направленность агрессивного повеления, его причины и цели, что может помочь выявлению мотивации. Причинами проявлений агрессивности, по мнению авторов, могут быть:
— стремление привлечь к себе внимание сверстников (мальчик
вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает гром
ко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к
себе внимание);
- ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое
превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что
у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит:
«Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса
и нытик*);
—защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное
изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
—стремление быть главным (например, после неудачной попыт
ки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего
его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- стремление получить желанный предмет (чтобы обладать
нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками} [229].
Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.
Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, исследуя психологические особенности детей дошкольного возраста, склонных к агрессии, выделили три подгруппы детей, которые различаются по: 1) внешним поведенческим проявлениям агрессивности: 2) своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности, развитию игровой деятельности); 3) социальному статусу в группе сверстников.
В первую подгруппу вошли дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками: добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер: враждебные действия быстро сменяются дружелюбными,а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой подгруппы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников— их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «все ломают*, «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают, что эти дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:
- низким уровнем интеллекта, как общего, так и социального;
- неразвитой произвольностью:
— низким уровнем игровой деятельности.
Дети этой подгруппы игнорируют нормы и правила поведения
(как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Эти данные позволили авторам предположить, что у таких детей имело место отставание в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средства самоутверждения и самовыражения они и используют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности был назван импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка —продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую подгруппу составили дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У таких детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от представителей предыдущей подгруппы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрессивного поведения у таких детей чаще всего встречается прямая физическая агрессия (37%), которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дети обладают следующими особенностями:
— высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
- развитой произвольностью;
—хорошими организаторскими способностями, умением органи
зовать игру;
—достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
—высоким социальным статусом в группе сверстников.
Дети этой подгруппы хороню знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он
сам лезет, я не виноват». Положительнаяоценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, сталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играгь, а он мне мешает». Данный вид агрессивности был назван нормативпо-инструментальным [Там же].
В третью подгруппу вошли дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имели какой-либо видимой цели - •• ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывали удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются.
На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!*, «И пусть ему больно*, «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и. пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои нрава.
Результаты психологического обследованияэтих детей показывают:
— средние показатели интеллекта;
— произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
— низкий социальный статус в группе сверстников, т.е. их бо
ятся и избегают;
- уровень развития игры также находится на средних уровнях (втором—третьем),однако содержание их игр часто носит агрессивный характер— все дерутся, мучают или убивают друг друга.
Этот вид детской агрессивности был назван цслснапраелспло-ераждебным.
Е.О.Смирнова и Г. Р. Хузеева считают, что в основе детской агрессивности может лежать различная мотивациоппая направлен-
ность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого Там же].
Коррекщюнпая работа с агрессивными дошкольниками должна быть направлена, пока еще не поздно преодолеть эти тенденции, на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других [80, 277]. В этом плане с успехом во многих дошкольных учреждениях используется разработанные программы «Азбука общения» и «Основы коммуникации» (267].
Младший школьный в о з р а с т. Рассматривая особенности агрессивности младших школьников, необходимо отметить, что у них сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольников. Такими общими чертами, в частности, являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая под-ражаемость, любознательность и запечатлеваемость, которые могут использоваться при проведении профилактики агрессивности с детьми этого возраста.
Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется принятием ребенком своего нового социального статуса, новой роли — роли ученика. Изменившееся положение ребенка в системе общественных отношений создает особую моральную направленность ребенка, для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая деятельность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.
Стадия психосоциального развития, соответствующая младшему школьному возрасту, по мнению Э. Эриксона, — решающая в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой совместное с другими детьми выполнение работы, осознание технологического этноса культуры. Успешное разрешение конфликта, характеризующего эту стадию — успехи в учении, — позволяет ребенку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии идентифицировать себя как успешную личность, решающую свои проблемы рациональными способами [274].
Младшие школьники усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социально, в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возмож-
ность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют свой