Глава «Организация и методы исследования»
В разделе «Организация исследования» описываются: контингент испытуемых (пол, возраст, уровень подготовки участников исследования, условия отбора); база исследования (время и место проведения исследования, оборудования и т.п).
В разделе «Методы исследования»описываются методы, которые раскрывают задачи исследовании.
Методы подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы – анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Эмпирические методы –педагогическое наблюдение, опрос, педагогическое тестирование, хронометрирование, физиологические (антропометрия, пульсометрия, функциональное тестирование). педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка.
Педагогическое наблюдение – это систематическое целенаравленное восприятие поведения и/или характера деятельности испытуемых с целью выявления его смысла и содержания. Наблюдение проводится в естественных или специально организованных условиях.
Требования, предъявляемые к организации и проведению наблюдения:
- точное определение цели наблюдения;
- тщательный выбор объекта наблюдения;
- минимальность и достаточность количества наблюдаемого явления для обоснованности и достоверности выводов по результатам наблюдения;
- разработка плана проведения наблюдения;
- предпочтительность естественных условий проведения наблюдения;
- полная и точная фиксация данных, полученных в результате наблюдения;
- возможность проверки получаемых данных другими методами.
Объективность и достоверность данных, получаемых методом педагогического наблюдения зависит от:
- объекта наблюдения;
- планирования и организации наблюдения;
- точности фиксации данных наблюдения посредством использования технических средств (фото-видео съемка, наговаривание на диктофон).
Объектами наблюдения могут быть отдельные учащиеся, спортсмены, тренеры, классы в общеобразовательной школе и ДЮСШ, группы и команды спортсменов, а также условия проведения и организации занятий, тренировок, соревнований.
Опрос
К методу опроса относятся такие формы как: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа – это устная форма общения исследователя с испытуемым (источником информации). Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов.
Эффетивность беседы зависит от:
- установления доверительных отношений между собеседниками;
- точного определения цели беседы;
- тщательности разработки плана беседы;
- искусства ведения беседы (корректность постановки вопросов, последовательность вопросов, их корректность и число и т.п.);
- от способа фиксации результатов (ответов) беседы.
Интервью – это метод получения информации путем получения устных ответов испытуемых (респондентов) на заранее подготовленные вопросы. В отличие от беседы, вопросы задает исследователь, а респондент только отвечает на них.
Использование интервью как метода исследования предусматривает:
- отбор интервьюироваемого лица;
- определение места и времени проведения интерью;
- фиксация ответов на вопросы;
- обработка и оформление данных, полученных в ходе интервью.
Анкетирование – это получение информации с помощью письменных ответов на заранее подготовленную анкету (бланк) со стандартизованными вопросами. Преимущества анкетирования перед другими видами опроса: не обязателен личный контакт, возможен одновременный охват большого числа респондентов, результаты анкетирования удобно обрабатывать статистическими методами.
Основные правила анкетирования:
- необходимо разъяснять цели анкетирования;
- желательна анонимность анкетирования;
- респонденты должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;
- количество вопросов не должно быть большим.
Педагогическое тестирование
В педагогических исследованиях тестирование – контрольные испытания проводится с целью оценки уровня физической подготовленности.
В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью педагогических тестов, различают следующие их разновидности:
- тесты для оценки уровня развития физических способностей (качеств): быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости;
- тесты для оценки технических и тактических умений и навыков.
При проведении контрольных испытаний следует руководствоваться следующими положениями:
- условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых;
- доступны для всех исследуемых;
- простота измерений и оценки;
- измеряться в объективных величинах;
- характеризоваться индифферентностью (независимостью).
Хронометрирование– это определение времени затрачиваемого на выполнение каких – либо действий для расчёта общей и моторной (двигательной) плотности.
С этой целью во время занятий фиксируются следующие виды деятельности: выполнение физических упражнений, слушание и объяснений и наблюдений за показом физических упражнений, действия по организации занятий, физических упражнений, ожидание испытуемых очередного выполнение упражнения (отдых), простои. Хронометрирование осуществляется путём наблюдения за деятельностью одного испытуемого со средним уровнем физической подготовленности. Результаты хронометрирования записываются в специальный протокол.
Физиологические методы исследования -оценивают степень морфологического и функционального состояние организма занимающихся физической культурой и спортом.
К ним относятся: а) антропометрия; б) пульсометрия; в) функциональное тестирование (проба).
Антропометрия - оценка темпов физического развития с помощью антропометрических методик. В этой связи принято выделятьсоматометрическиепризнаки - длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки и др., физиометрические- жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), мышечная сила рук и др., соматоскопические – форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, форма стопы, развитие мускулатуры и половое созревание.
Пульсометрия – проводится для определения частоты сердечных сокра
щений (ЧСС) как в покое , так и процессе физической нагрузки.
Подсчёт ЧСС осуществляется двумя способами: импульсометрия (под
счёт числа сердцебиений за определённый отрезок времени, чаще
всего 10
секунд) и интервалометрия (определение суммарной длительности стан
дартного числа сердечных циклов, например 10).
Функциональное тестирование – оценка реакции организма на физическую нагрузку. Решающая роль в этой оценке принадлежит информации получаемой при тестировании в лабораторных и естественных условиях с применением велоэргометрических, ступенчатых и беговых тестов (пробы) PWC170 , с помощью частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК) и д.р..
Виды функционального тестирования:
- специфическая беговая проба PWC170 ;
- велоэргометрическая проба PWC170;
- беговой тест К.Купера;
- Гарвардский степ-тест и его модификации;
- проба Штанге и Генче.
Педагогический эксперимент - это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Выделяют следующие виды педагогического эксперимента:
· в зависимости от условий проведения: естественный и лабораторный;
· в зависимости от цели: констатирующий, преобразующий, контролирующий;
· в зависимости от направленности: независимый и сравнительный.
Педагогический эксперимент – это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Выделяют следующие виды педагогического эксперимента:
Естественный эксперимент – это эксперимент, предназначенный для проверки гипотезы исследования, проводимый в естественных (обычных) условиях действия объекта исследования.
Лабораторный эксперимент – это эксперимент, предназначенный для проверки гипотезы исследования, проводимый в специально создаваемых условиях действия объекта исследования, отличающихся от обычных.
Констатирующий эксперимент–это эксперимент, проводимый с целью оценки состояния какого-либо явления, оценки уровня его проявления.
Независимый эксперимент – это эксперимент, который проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения с контрольными группами, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.
Сравнительный эксперимент – это эксперимент проводимый на основе сравнения двух сходных параллельных групп: экспериментальной, занимающейся по исследуемой (экспериментальной) методике или программе и контрольной, занимающейся по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, методике или программе.
Сравнительный эксперимент может быть:
· прямой;
· перекрестный;
· многофакторный.
Прямой сравнительный эксперимент – это эксперимент, при котором занятия в экспериментальной и контрольной группах проводятся параллельно и после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых
Перекрестный сравнительный эксперимент – это эксперимент, при котором контрольная и экспериментальная группы поочередно меняются местами. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждая из групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов.
Примеры схем перекрестного сравнительного эксперимента представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2
Схема перекрестного сравнительного эксперимента
(на примере 2-х вариантов)
Этапы эксперимента | Группа А | Группа Б |
Первый | Экспериментальная методика | Общепринятая методика |
Второй | Общепринятая методика | Экспериментальная методика |
Таблица 3
Схема перекрестного сравнительного эксперимента
(на примере 3-х вариантов)
Этапы эксперимента | Группа А | Группа Б | Группа В |
Первый | Быстрота | Выносливость | Сила |
Второй | Сила | Быстрота | Выносливость |
Третий | Выносливость | Сила | Быстрота |
Многофакторный эксперимент – это эксперимент, в котором исследуются одновременно несколько факторов, которые варьируются на разных уровнях. Например, исследуется влияние занятий физическими упражнениями на физическое состояние занимающихся в зависимости от числа занятий в неделю (первый фактор), числа упражнений на занятии (второй фактор), интервала отдыха между подходами (третий фактор). Исследование проводится на одной группе
При планировании любого педагогического эксперимента обязательно выполнение следующих действий экспериментатора:
Основные этапы планирования эксперимента:
- выдвижение научной (основанной на научных данных и теоретических положениях) гипотезы;
- выбор вида эксперимента в зависимости от цели и конкретной задачи исследования;
- выбор и оценка общих условий проведения эксперимента (средства проведения, место проведения, контингент испытуемых, преподаватели);
- оценка и отбор уравниваемых условий, особенно в отношении контингента испытуемых (при невозможности подбора сходных по ведущим показателям групп, за экспериментальную берется группа с худшими показателями).
-выбор экспериментальных данных, которые будут получены в ходе эксперимента и методики их получения;
- составление программы эксперимента, где указываются: что, где и как будет проводиться, наблюдаться и измеряться, порядок измерения и регистрации показателей, применяемая техника и аппаратура, кто и какую будет выполнять работу.
Один из основных этапов эксперимента – подведение его итогов. При этом необходимо учитывать:
- соотнесение результатов и выводов с гипотезой;
- ограничение области, на которую распространяются выводы (отсутствие «глобальности»);
- указание возможности дальнейших исследований в этой области;
- степень надежности выводов, в зависимости от условий
эксперимента;
- оценку роли и места эксперимента в ряду других методов, применявшихся в данном исследовании.
Принимается любой достоверный результат эксперимента. При получении положительного результата в ходе эксперимента делается вывод, что гипотеза подтверждается. Отрицательный результат свидетельствует, что выбранный путь ошибочен и в последующих теоретических исследованиях и на практике следует искать иной путь решения поставленных проблем.
Математико-статистическая обработка результатов исследования –это оценка результатов педагогического эксперимента. К видам математико-статистической обработки результатов относятся следующее:
- средняя арифметическая величина;
- среднее квадратическое отклонение;
- ошибка средней арифметической величины;
- достоверность различий по t –критерию Стьюдента;
- достоверность различий по t – критерию Уайта;
- коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
- парный коэффициент Бравэ – Пирсона.