Глава «Аналитический обзор научно-методической

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение……….……….……………………………………………. Глава 1. Общие положения………….…………………………….... Глава 2. Структура ВКР…………………………………………….. Глава 3. Порядок выполнения ВКР……………………….................. Глава 4. Требования к оформлению ВКР…………………………… Глава 5. Защита ВКР …………………………………………………. Глава 6. Критерии оценки ВКР……………………………………… Библиографический список………………………………………… Приложения…………………………………………………………...  

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является завершающим этапом итоговой аттестации выпускников, фиксирует уровень владения теоретическим материалом и владения навыками практической работы в сфере физической культуры и спорта.

Вместе с тем, ВКР является одним из видов научно-исследовательской работы, которой занимаются будущие специалисты в области физической культуры и спорта, и выполнение которой способствует повышению их эрудиции, развитию их аналитических и творческих способностей.

Настоящее пособие предназначено для студентов-выпускников Института физической культуры Уральского государственного педагогического университета и преподавателей, осуществляющих научное руководство ВКР. В пособии приводятся основные требования «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» (от 25 марта 2003 г., приказ №1115) и «Положения о выпускной квалификационной работе по специальностям и направлениям подготовки (2014г.)», действующего в УрГПУ, требования к структуре, содержанию и оформлению ВКР в сфере физической культуры и спорта, рекомендации по подготовке и организации работы по проведению исследования и написания ВКР, подготовке к защите ВКР и прохождения самой защиты.

В пособии приведены примеры содержания и оформления основных структурных элементов ВКР.

Учебное пособие составлено с учетом положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 – Педагогическое образование, профиль «Физическая культура», квалификация - «бакалавр».

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является завершающим этапом обучения специалиста в высшем учебном заведении, основой итоговой государственной аттестации выпускника ИФК.

Вместе с тем, ВКР является одним из основных видов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов на заключительном этапе обучения, направленной на расширение и закрепление теоретических знаний, формирование навыков творческого решения задач в ходе самостоятельного научного исследования по определенной теме и содержит результаты самостоятельного научного исследования.

Цель выполнения и защиты ВКР – это определение степени готовности студента к самостоятельному решению профессиональных задач в области физической культуры.

Задачи выполнения ВКР являются: систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом за время обучения в вузе знаний умений, навыков при проведении конкретного научного исследования той или иной проблемы в сфере физической культуры и спорта.

При выполнении ВКР студент должен продемонстрировать следующие основные умения и творческие способности:

· самостоятельно поставить задачу, оценить ее актуальность и социальную значимость;

· выдвинуть исследовательскую гипотезу;

· собрать и обработать информацию по теме ВКР;

· изучить и критически проанализировать полученные материалы;

· глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;

· выработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решениярассматриваемой проблемы;

· сформулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику;

По своему содержанию и тематике ВКР может представлять собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненных курсовых работ, в которых, как правило, рассматриваются более узкие вопросы и решение которых носит преимущественно учебно-познавательный характер с элементами научного исследования.

Общие требования к ВКР

ВКР должна представлять собой законченную работу научно-исследовательского характера, выполненную в форме рукописи.

По типу содержания можно выделить следующие основные виды ВКР:

1. Теоретико-аналитическая ВКР. Содержанием теоретико-аналитической ВКР является возможно более полный и тщательный анализ истории, современного состояния и перспектив развития или разрешения проблемы, рассматриваемой в ВКР. Работы такого типа могут быть посвящены историческим аспектам, связанным с физической культурой и спортом, вопросам управления и организации процессов физического воспитания и образования, спортивной подготовки и т.п.

2. Экспериментальная ВКР. Содержанием ВКР экспериментального типа является разработка, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента того или иного типа. Работы такого типа могут быть посвящены апробации и экспериментальной проверке эффективности средств и методик развития физических качеств, формирования двигательных умении и навыков, повышения уровня физической подготовленности и т.п.

3. Проектно-конструкторская ВКР. Содержанием ВКР проектно-кострукторского типа могут быть разработки конструкций спортивного снаряжения и оборудования (снаряды, тренажеры и т.п.), проекты спортивных площадок и залов, разработка информационных технологий в сфере физической культуры и спорта и т.п.

Глава 2. СТРУКТУРА ВКР

Общепринятой является следующая структура ВКР:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) главы и их разделы;

5) заключение;

6) библиографический список;

7) приложение.

Титульный лист

Содержанием титульного листа являются сведения о теме ВКР, авторе ВКР и учебном заведении, в котором проводится защита, расположенные последовательно сверху вниз:

· полное наименование ведомства, в структуру которого входит УрГПУ: Министерство образования и науки Российской Федерации;

· полное название учебного заведения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»;

· полное название факультета (института): Институт физической культуры;

· наименование кафедры: Кафедра теоретических основ физического воспитания или Кафедра спортивных дисциплин;

· название темы ВКР (слово «тема» не пишется!!!);

· наименование вида документа: Выпускная квалификационная работа;

· сведения об исполнителе: Ф.И.О. студента-выпускника полностью, отделение, группа, дата и подпись;

· сведения о научном руководителе: Ф.И.О. полностью, ученая степень, ученое звание, дата и подпись;

· наименование места нахождения вуза и год защиты ВКР;

· на титульном листе помещается гриф допуска к защите, который подписывается заведующим кафедрой.

Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1, 2.

Содержание

ВКР раскрывается во введении, её основной части, состоящей из двух-трех глав и заключении.

Содержание содержит перечень всех структурных элементов, с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение

в тексте.

Образец оформления содержания приведен в Приложении 3.

Введение

Объем «Введения» в пределах 2-4-х страниц. Стиль изложения материала «Введения» должен быть, лаконичным четким и конкретным.

Начало введения раскрывает обоснование (что это за проблема,

и зачем ее следует исследовать), понятийный аппарат..

Структура введения представлена в табл.1.

Таблица 1

Структура введения

Актуальность темы ВКР
Проблема исследования
Объект и предмет исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Гипотеза

Актуальность темы

Актуальность характеризует степень важности исследуемой проблемы и включает в себя следующие компоненты:

- аргументация необходимости изучения данной проблемы;

- теоретическая и практическая значимость работы;

- раскрытие степени изученности проблемы и отражения её

в литературе;

- обоснование темы исследования.

Проблема исследования

Сущность проблемы исследования составляет то, что автор хочет разрешить в процессе исследования. По содержанию проблема находит своё отражение в проблемной ситуации, когда появляются практические вопросы, на которые существующая теория не может дать ответ в силу своей неполноты. Научная проблема представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу её неполноты) в возможности ответа на эти запросы.

Для формирования проблемы исследования необходимо:

- изучить исходные материалы актуальной практической проблемы (познание того, что есть и насколько востребовано);

- осознать (осмыслить) сущность и содержание известного;

- выделить основные противоречия, вытекающие из востребованности практики и ее недостаточной теоретической обеспеченности.

Часто проблема исследования выражается в виде вопроса, например: «в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо педагогического явления?; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной педагогической проблемы, каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности специалиста в решении частной задачи? и пр.»

Сформировав научную проблему следует определить границы исследовательской деятельности ВКР.

Объект исследования

Объектом исследования выступает то, что исследуется. Основным объектом педагогических исследований в физической культуре и спорте является педагогический процесс и его основные типы: учебно-воспитательный, учебно-тренировочный, учебно-организационный, управленческий процессы.

Предмет исследования

Предметом исследования выступает то, что в объекте исследования получает научное объяснение.

Предметом исследования является сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта. Это как бы «белые пятна» в теории объекта. Предмет определяет то, что находиться в границах объекта и обуславливает содержание предстоящего исследования. Предмет ВКР чаще всего совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Предметом педагогических исследований в физической культуре и спорте могут являться различные стороны реализации задач физического воспитания и спортивной подготовки:

- содержание образования;

- комплексы упражнений для развития физических качеств

(способностей) и формирования двигательных умений;

- взаимодействие между педагогами и воспитанниками;

- история физической культуры и спорта ;

- прогнозирование тренировочного процесса;

- средства обучения;

- методы обучения;

- методика обучения;

- пути, условия, факторы обучения, воспитания и тренировки.

Цель исследования

Цель исследования – это выраженный в краткой форме конечный результат, который должен быть достигнут в ходе работы. Целью исследования может быть: разработка методик и средств обучения, воспитания физических и личностных качеств, форм и методов физического воспитания в различных образовательных учреждениях и возрастных группах, средства совершенствования управлением учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т.д.

Цель работы формируется, исходя из объекта и предмета исследования.

Формулировка цели исследования может быть следующей:

- охарактеризовать (дать целостную характеристику, раскрыть особенности);

- обосновать содержание, формы, методы и средства;

- разработать требования, критерии …;

- дать теоретическое обоснование …;

- разработать методику … (совершенствовать методику);

- провести анализ … .

Задачи исследования

Задачи исследования решают цель работы, количество их может быть не более четырёх.

Задачи формулируются кратко и четко: «Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…», «Описать …», «Уточнить и дополнить …», «Систематизировать …» и т.п.

Гипотеза

Гипотеза (от греч. – предположение) означает допущение, выдвижение для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределено. Она предпологает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом, концепцией, теорией, либо быть отвергнутой. Если гипотеза не подтверждается, то это означает, что предпологаемый подход не обоснован.

При формировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем само предположение в виде выражения:

- «это возможно, если … .»;

- «будет обеспечено, если … .»;

- «будет осуществляться эффективно при наличии (условии) … .»;

- «использование (создание) позволит обеспечить … .».

Главы и их разделы

В структуре данной работы обычно выделяется три главы, а в составе каждой, выделяется не менее двух её разделов (параграфов). Каждая глава и её разделы должны представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Примерная структура глав и их разделов теоретико-аналитического содержания:

- Глава 1. История возникновения и развития проблемы;

- Глава 2. Анализ современного состояния проблемы по публикациям;

- Глава 3. Возможные пути и методы решения проблемы;

- Глава 4. Перспективы дальнейшего развития темы ВКР.

Примерная структура глав и их разделов экспериментального содержания:

- Глава 1. Аналитический обзор научно-методической литературы;

- Глава 2. Организация и методы исследования;

- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

Литературы»

Обзор литературы представляет собой результат аналитической переработки совокупности публикаций (документов) по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета ВКР. Объем аналитического обзора – 20-25 страниц.

К содержанию аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:

· полнота и достоверность информации;

· наличие критической оценки использованной информации;

· логичность структуры;

· композиционная целостность;

· аргументированность выводов;

· ясность, четкость и лаконичность изложения.

Опрос

К методу опроса относятся такие формы как: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа – это устная форма общения исследователя с испытуемым (источником информации). Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов.

Эффетивность беседы зависит от:

- установления доверительных отношений между собеседниками;

- точного определения цели беседы;

- тщательности разработки плана беседы;

- искусства ведения беседы (корректность постановки вопросов, последовательность вопросов, их корректность и число и т.п.);

- от способа фиксации результатов (ответов) беседы.

Интервью – это метод получения информации путем получения устных ответов испытуемых (респондентов) на заранее подготовленные вопросы. В отличие от беседы, вопросы задает исследователь, а респондент только отвечает на них.

Использование интервью как метода исследования предусматривает:

- отбор интервьюироваемого лица;

- определение места и времени проведения интерью;

- фиксация ответов на вопросы;

- обработка и оформление данных, полученных в ходе интервью.

Анкетирование – это получение информации с помощью письменных ответов на заранее подготовленную анкету (бланк) со стандартизованными вопросами. Преимущества анкетирования перед другими видами опроса: не обязателен личный контакт, возможен одновременный охват большого числа респондентов, результаты анкетирования удобно обрабатывать статистическими методами.

Основные правила анкетирования:

- необходимо разъяснять цели анкетирования;

- желательна анонимность анкетирования;

- респонденты должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;

- количество вопросов не должно быть большим.

Педагогическое тестирование

В педагогических исследованиях тестирование – контрольные испытания проводится с целью оценки уровня физической подготовленности.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью педагогических тестов, различают следующие их разновидности:

- тесты для оценки уровня развития физических способностей (качеств): быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости;

- тесты для оценки технических и тактических умений и навыков.

При проведении контрольных испытаний следует руководствоваться следующими положениями:

- условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых;

- доступны для всех исследуемых;

- простота измерений и оценки;

- измеряться в объективных величинах;

- характеризоваться индифферентностью (независимостью).

Хронометрирование– это определение времени затрачиваемого на выполнение каких – либо действий для расчёта общей и моторной (двигательной) плотности.

С этой целью во время занятий фиксируются следующие виды деятельности: выполнение физических упражнений, слушание и объяснений и наблюдений за показом физических упражнений, действия по организации занятий, физических упражнений, ожидание испытуемых очередного выполнение упражнения (отдых), простои. Хронометрирование осуществляется путём наблюдения за деятельностью одного испытуемого со средним уровнем физической подготовленности. Результаты хронометрирования записываются в специальный протокол.

Физиологические методы исследования -оценивают степень морфологического и функционального состояние организма занимающихся физической культурой и спортом.

К ним относятся: а) антропометрия; б) пульсометрия; в) функциональное тестирование (проба).

Антропометрия - оценка темпов физического развития с помощью антропометрических методик. В этой связи принято выделятьсоматометрическиепризнаки - длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки и др., физиометрические- жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), мышечная сила рук и др., соматоскопические – форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, форма стопы, развитие мускулатуры и половое созревание.

Пульсометрия – проводится для определения частоты сердечных сокра

щений (ЧСС) как в покое , так и процессе физической нагрузки.

Подсчёт ЧСС осуществляется двумя способами: импульсометрия (под

счёт числа сердцебиений за определённый отрезок времени, чаще

всего 10

секунд) и интервалометрия (определение суммарной длительности стан

дартного числа сердечных циклов, например 10).

Функциональное тестирование – оценка реакции организма на физическую нагрузку. Решающая роль в этой оценке принадлежит информации получаемой при тестировании в лабораторных и естественных условиях с применением велоэргометрических, ступенчатых и беговых тестов (пробы) PWC170 , с помощью частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК) и д.р..

Виды функционального тестирования:

- специфическая беговая проба PWC170 ;

- велоэргометрическая проба PWC170;

- беговой тест К.Купера;

- Гарвардский степ-тест и его модификации;

- проба Штанге и Генче.

Педагогический эксперимент - это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

Выделяют следующие виды педагогического эксперимента:

· в зависимости от условий проведения: естественный и лабораторный;

· в зависимости от цели: констатирующий, преобразующий, контролирующий;

· в зависимости от направленности: независимый и сравнительный.

Педагогический эксперимент – это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

Выделяют следующие виды педагогического эксперимента:

Естественный эксперимент – это эксперимент, предназначенный для проверки гипотезы исследования, проводимый в естественных (обычных) условиях действия объекта исследования.

Лабораторный эксперимент – это эксперимент, предназначенный для проверки гипотезы исследования, проводимый в специально создаваемых условиях действия объекта исследования, отличающихся от обычных.

Констатирующий эксперимент–это эксперимент, проводимый с целью оценки состояния какого-либо явления, оценки уровня его проявления.

Независимый эксперимент – это эксперимент, который проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения с контрольными группами, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы.

Сравнительный эксперимент – это эксперимент проводимый на основе сравнения двух сходных параллельных групп: экспериментальной, занимающейся по исследуемой (экспериментальной) методике или программе и контрольной, занимающейся по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, методике или программе.

Сравнительный эксперимент может быть:

· прямой;

· перекрестный;

· многофакторный.

Прямой сравнительный эксперимент – это эксперимент, при котором занятия в экспериментальной и контрольной группах проводятся параллельно и после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых

Перекрестный сравнительный эксперимент – это эксперимент, при котором контрольная и экспериментальная группы поочередно меняются местами. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждая из групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов.

Примеры схем перекрестного сравнительного эксперимента представлены в таблице 2 и 3.

Таблица 2

Схема перекрестного сравнительного эксперимента

(на примере 2-х вариантов)

Этапы эксперимента Группа А Группа Б
Первый Экспериментальная методика Общепринятая методика
Второй Общепринятая методика Экспериментальная методика

Таблица 3

Схема перекрестного сравнительного эксперимента

(на примере 3-х вариантов)

Этапы эксперимента Группа А Группа Б Группа В
Первый Быстрота Выносливость Сила
Второй Сила Быстрота Выносливость
Третий Выносливость Сила Быстрота

Многофакторный эксперимент – это эксперимент, в котором исследуются одновременно несколько факторов, которые варьируются на разных уровнях. Например, исследуется влияние занятий физическими упражнениями на физическое состояние занимающихся в зависимости от числа занятий в неделю (первый фактор), числа упражнений на занятии (второй фактор), интервала отдыха между подходами (третий фактор). Исследование проводится на одной группе

При планировании любого педагогического эксперимента обязательно выполнение следующих действий экспериментатора:

Основные этапы планирования эксперимента:

- выдвижение научной (основанной на научных данных и теоретических положениях) гипотезы;

- выбор вида эксперимента в зависимости от цели и конкретной задачи исследования;

- выбор и оценка общих условий проведения эксперимента (средства проведения, место проведения, контингент испытуемых, преподаватели);

- оценка и отбор уравниваемых условий, особенно в отношении контингента испытуемых (при невозможности подбора сходных по ведущим показателям групп, за экспериментальную берется группа с худшими показателями).

-выбор экспериментальных данных, которые будут получены в ходе эксперимента и методики их получения;

- составление программы эксперимента, где указываются: что, где и как будет проводиться, наблюдаться и измеряться, порядок измерения и регистрации показателей, применяемая техника и аппаратура, кто и какую будет выполнять работу.

Один из основных этапов эксперимента – подведение его итогов. При этом необходимо учитывать:

- соотнесение результатов и выводов с гипотезой;

- ограничение области, на которую распространяются выводы (отсутствие «глобальности»);

- указание возможности дальнейших исследований в этой области;

- степень надежности выводов, в зависимости от условий

эксперимента;

- оценку роли и места эксперимента в ряду других методов, применявшихся в данном исследовании.

Принимается любой достоверный результат эксперимента. При получении положительного результата в ходе эксперимента делается вывод, что гипотеза подтверждается. Отрицательный результат свидетельствует, что выбранный путь ошибочен и в последующих теоретических исследованиях и на практике следует искать иной путь решения поставленных проблем.

Математико-статистическая обработка результатов исследования –это оценка результатов педагогического эксперимента. К видам математико-статистической обработки результатов относятся следующее:

- средняя арифметическая величина;

- среднее квадратическое отклонение;

- ошибка средней арифметической величины;

- достоверность различий по t –критерию Стьюдента;

- достоверность различий по t – критерию Уайта;

- коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

- парный коэффициент Бравэ – Пирсона.

Заключение

В «Заключении» раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики физической культуры. В нем приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику и перспективы дальнейшего развития темы. В «Заключении» не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам.

Библиографический список

Библиографический список представляет собой упорядоченный перечень использованных публикаций (документов), использованных при выполнении ВКР (минимум 35 источников).

Основные требования, предъявляемые к библиографическому списку:

· соответствие содержания использованных публикаций теме ВКР;

· наличие публикаций (документов) отечественных и зарубежных авторов;

· разнообразие видов публикаций (документов): официальные, нормативные, справочные учебные, научные;

· публикации (документы) должны отражать как историю исследуемой проблемы, так и её современное состояние;

· использование современной литературы должно составляет 30%.

Библиографические описания документов в списке литературы оформляются в соответствии с ГОСТом (ГОСТ 7.1-2003).

Библиографические описания документов располагают в алфавитном порядке фамилий их авторов. Если имеются несколько публикаций одного автора, то они располагаются в порядке возрастания года публикации. При отсутствии авторов расположение документа определяется по начальному слову заголовка.

Библиографические описания, включающие источники на иностранных языках, группируются в два алфавитных ряда:

· вначале на русском языке (кириллице);

· затем на иностранных языках (латинице и др.).

Упорядоченный библиографический список нумеруется по порядку записей арабскими цифрами с точкой.

Образец оформления библиографического списка приведен в Приложении 4.

Приложения

Приложения призваны облегчить восприятие содержания ВКР и включают материалы, дополняющие основной текст ВКР. Приложения помещают в конце ВКР после библиографического списка. Состав и объем Приложения определяется автором ВКР и не входит в объем ВКР.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруют арабскими цифрами. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение» без знака номера.

Приложения имеют общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц.

На все приложения в основной части ВКР должны быть ссылки.

В приложении могут быть размещены:

· первичные данные тестирований, измерений, опросов и т.д.;

· протоколы соревнований, испытаний и тестов;

· планы учебных занятий и образовательные программы;

· описания комплексов физических упражнений;

· инструкции, анкеты, методики;

· характеристики аппаратуры, применявшейся при

выполнении ВКР;

· промежуточные формулы и расчеты;

· иллюстрации вспомогательного характера;

· заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.

Образец оформления приложения приведен в Приложении 5.

Выполнение ВКР

Выполнение ВКР начинается с составления программы исследования. Программа исследования – это изложение и обоснование порядка, логики и методов научного исследования.

Программа исследования включает:

· формулировку и обоснование проблемы исследования;

· определение цели и задач;

· указание объекта и предмета исследования;

· формулировка рабочей гипотезы;

· определение обследуемой совокупности объектов;

· выбор методов и методик сбора и обработки исходной

информации.

Сбор исходных эмпирических данных, обработка и анализ полученной информации определяются программой конкретной ВКР.

Содержание ВКР должно отвечать следующим основным требованиям:

· иметь теоретико-эмпирический характер;

· обладать четкой структурой;

· быть логичным и последовательным;

· содержать точно приведенные сведения;

· стиль и язык изложения материала должны быть ясными и

лаконичными, соответствовать нормам, принятым в научной

среде.

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

ВКР должна быть выполнена с применением компьютерных печатающих устройств или машинописным способом. Работа печатается на листах формата А4. Она должна быть переплетена и размещена в специальной папке. Текст печатается через 1,5 интервала с применением шрифта типа «Times New Roman», 14-го размера (кегля). Страница должна содержать 29-31 текстовую строку. Текст должен быть отформатирован по ширине страницы.

Абзац: 1) отступы и интервалы (отступ справа, слева – 0; интервал перед, после – 0); первая строка – отступ 1,25; межстрочный – полуторный;

2) положение на странице (запрет висячих строк, запрет автоматических перносов).

Шрифт: Масштаб 100%; Интервал – обычный; Смещения – нет.

При оформлении понятийного аппарата, цитат автора, афоризмов, анологий и т.д. используются кавычки (например, «физическая культура», «спорт» и т.д.).

При оформлении тире «–» используется клавиши Fn+Ctrl+Ж (на ноутбуке), Ctrl+ «-».

Текст размещается на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее, нижнее – 20 мм.

Объем печатного текста ВКР, включая титульный лист, содержание, введение, главы и их разделы, заключение и библиографический список должен составлять не менее 50 и не более 80 страниц. В этот объем не входят библиографический список, приложения.

Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей ВКР, включая приложения. Порядковый номер печатается в нижнем поле страницы по центру без точки. Титульный лист ВКР включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц начинается со страницы «Содержание», на которой ставится цифра «2». Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1.1. и т.д.

Содержание, введение, заключение, библиографический список и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, который печатается заглавными буквами (ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЯ).

Главы и их разделы оформляются следующим образом:

Глава 1. Теоретические основы физической подготовки школьников

Текст

Текстовая часть ВКР, помимо собственно текста (требования к формату шрифта и страницы приведены в начале раздела), может содержать сокращения, условные обозначения, ссылки.

Ссылки

В ВКР используются следующие основные типы ссылок:

· ссылки на структурные элементы ВКР: таблицы, рисунки, формулы, уравнения, приложения и т.п.;

· ссылки на документы (библиографические ссылки).

Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляют по следующим правилам:

· при ссылках в тексте на элементы ВКР необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например, «... в разделе 1 были рассмотрены…», «... согласно 1.1.», «... в соответствии с таблицей 1 (табл. 1)», «…на рисунке 1 (рис. 1)», «…по формуле (1)», «в уравнении (1)», «в перечислении (1)», «в приложении 1 (прил. 1)», и т.п.;

· если в тексте приводится только один рисунок, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «…на рисунке», «...в таблице», «...по формуле», «в уравнении», «в приложении».

Ссылки на документы (библиографические ссылки). Допускаются следующие формы ссылок: в квадратных скобках.

Ссылки в квадратных скобках приводятся в следующей форме: указывается номер документа (публикации) под которым он располагается в библиографическом списке – например: Л.П.Матвеев пишет, что «быстрота» это способность выполнять ……[35].

Сокращения

Сокращение всегда должно оканчиваться на согласную букву. Основные типы сокращений:

1) оставляется только первая буква слова (год – г.);

2) оставляется часть слова (научный – науч.);

3) пропускается несколько букв а середине (университет – ун-т).

Буквенные аббревиатуры

Широко известные словосочетания могут обозначаться аббревиатурами (например: УТП – учебно-тренировочный процесс, ЧСС – частота сердечных сокращений , ЖЁЛ – жизненная ёмкость лёгких , МПК – максимальное потребление кислорода и др.).

Первое упоминание аббревиатуры указывается после полного наименования в скобках, далее она употребляется без расшифровки, например:

«….воздействие упражнений на опорно-двигательный аппарат (ОДА) выражается …».

Условные сокращения

Основные виды условных сокращений, наиболее часто используемы в ВКР следующие:

т.д. – так далее; т.п. – тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочее; т.е. – то есть; см. – смотри; г. – год; гг. – года; с. – страницы (при цифрах). Внутри предложения не сокращаются слова «и тому подобное»; «

Наши рекомендации