I. Особенности делового общения

Задание 1. Прочитайте определения. Какие признаки включаются специалистами в понятия «деловой разговор»; «деловое общение»? В чем смысловое различие между приведенными выше определениями?

«Деловое общение – это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), то есть цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностно ориентированного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками)» (Н.В. Казаринова).

«Деловой разговор – это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем и выработки конкретных подходов к их разрешению» (Ф.А. Кузин).

Задание 2. Какие требования предъявляются к коммуникантам в сфере делового общения? Назовите эти требования, выбрав предпочтительный вариант речевого поведения:

а) цель формулируется прямо, чётко / цель не формулируется;

б) деловое общение происходит на специальном языке; доступность, ясность не являются обязательными признаками, так как предполагается, что все участники общения – специалисты / сообщения должны быть доступны собеседникам; необходимы яркие примеры; кроме специальных, используются разговорные слова и конструкции;

в) тональность разговора строгая, официальная / доверительная / варьируется в зависимости от целей, условий, этапа делового общения;

г) деловой разговор должен быть сжатым; нужно тщательно следить за отбором сведений, фактов, аргументов, отказываться от излишней информации / лаконичность не является значимым параметром делового разговора; допустимо отвлекаться на темы и проблемы, не связанные с существом обсуждаемого вопроса.

д) … (какие еще требования к деловому общению следует учитывать?)

Задание 3. Сравните варианты возражения. Какой из способов выражения несогласия вежливее? Прочитайте, используя интонацию, соответствующую словам:

Это неправильно. Это не совсем правильно.
Я не согласна. Я не могу согласиться.
Не разделяю ваших убеждений. В данном случае не разделяю Ваших убеждений.
Это невозможно сделать. Думаю, что практически это будет трудно осуществить.
Это абсурд. Извините, но мне кажется, что Вы не учитываете всех обстоятельств.
Ваши условия нельзя принять. Над вашими условиями нужно подумать. Повторите, пожалуйста, основное из них.


Задание 4. Изучите правила речевого поведения вежливого партнера. Расположите их в порядке значимости от наиболее до наименее важных, с Вашей точки зрения.

Правила для слушающего Правила для говорящего
Показывайте взглядом, позой доброжелательность, интерес, внимание. Не перебивайте собеседника без необходимости. Извинившись за то, что перебили, переспрашивайте с целью уточнить, привести пример и т.д. Делайте это, когда собеседник закончил свою реплику. Не исправляйте замеченные речевые ошибки.   Говорите спокойно, доброжелательно. Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его по имени (имени-отчеству). Спрашивайте, все ли понятно. Цитируйте и развивайте мысль партнера. Развивайте то, что является общим в ваших позициях, особенно в «трудных» разговорах. Не поучайте. Не провоцируйте. Не иронизируйте.

Задание 5. ☻ Чем различаются варианты поведения, которые в теории делового общения условно обозначают как «я – мне» и «вы – тебе»? Самостоятельно найдите в интернете информацию на эту тему.

II. Деловая беседа

Задание 6. Назовите цели и задачи деловой беседы. Опишите несколько коммуникативных ситуаций, соответствующих понятию деловой беседы. Обратите внимание на следующие моменты: кто, с кем, о чем, где, когда говорит.

Задание 7. Почему нужно планировать деловую беседу? В чем конкретно будет состоять подготовкак беседе следующего содержания: способный студент хочет попросить декана разрешить ему обучение по индивидуальному плану? Может ли повлиять на исход такой беседы время и место ее проведения, а также сопутствующие обстоятельства (присутствие третьих лиц и т.д.)?

Задание 8. Как строится деловая беседа? Каковы задачи начального этапа? Какие приемы, применяемые на этом этапе, могут помочь инициатору? Из каких смысловых элементов состоит центральная часть? Расскажите о методах аргументирования (“да-но”, “метод кусков” и другие). Как правильно завершить беседу? Предложите диалог по теме задания 7.

Прим.: воспользуйтесь информацией, изложенной в указанной книге Ф.А. Кузина.

Задание 9. Почему авторы пособий по деловому общению (см., в частности, соответствующий раздел в учебнике под ред. В.И. Максимова) много внимания уделяют технике вопросов? По какому основанию различаются такие виды вопросов, как открытые – закрытые; вопросы о фактах – вопросы о мнениях? Каковы функции контрольных, уточняющих и зондирующих вопросов? Какая зависимость существует между а) типом вопроса и этапом деловой беседы; б) типом вопроса и психологическими особенностями партнера по коммуникации? Предложите серию вопросов работодателя соискателю вакантной должности.

Задание 10. ☻Какие типы вопросов будут наиболее эффективными в приведенных ниже ситуациях? Приведите аргументы, предложите комментарии и иллюстрации. Одну из ситуаций можно представить в виде диалога:

а) Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих доверие (происходит на улице);

б) Проведение беседы при приеме на работу с застенчивым претендентом;

в) Желание руководителя понять действительные причины конфликта между подчиненными.

Задание 11. ☻Как вести деловую беседу с людьми разных психологических типов? Познакомьтесь с классификацией возможных типов собеседников, предложенной П. Мицичем (см. в указанном пособие М.А. Введенской и Л.Г. Павловой).

III. Переговоры

Вопросы для самопроверки:

1. Чем переговоры отличаются от других видов делового общения?

2. Какие действия совершаются на предварительном этапе?

3. Каковы этапы ведения переговоров?

4. Назовите главное правило ведения переговоров.

5. Какие существуют подходы к ведению переговоров? В чем суть принципиальных переговоров?

Тема 11. Научная речь. Терминоупотребление.

Жанры научной речи

Литература

1. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2008. С. 289-319.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. – М., 2005. С. 77, 80-89.

3. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008.С. 171-179.

Наши рекомендации