I. Особенности делового общения
Задание 1. Прочитайте определения. Какие признаки включаются специалистами в понятия «деловой разговор»; «деловое общение»? В чем смысловое различие между приведенными выше определениями?
«Деловое общение – это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), то есть цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностно ориентированного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками)» (Н.В. Казаринова).
«Деловой разговор – это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем и выработки конкретных подходов к их разрешению» (Ф.А. Кузин).
Задание 2. Какие требования предъявляются к коммуникантам в сфере делового общения? Назовите эти требования, выбрав предпочтительный вариант речевого поведения:
а) цель формулируется прямо, чётко / цель не формулируется;
б) деловое общение происходит на специальном языке; доступность, ясность не являются обязательными признаками, так как предполагается, что все участники общения – специалисты / сообщения должны быть доступны собеседникам; необходимы яркие примеры; кроме специальных, используются разговорные слова и конструкции;
в) тональность разговора строгая, официальная / доверительная / варьируется в зависимости от целей, условий, этапа делового общения;
г) деловой разговор должен быть сжатым; нужно тщательно следить за отбором сведений, фактов, аргументов, отказываться от излишней информации / лаконичность не является значимым параметром делового разговора; допустимо отвлекаться на темы и проблемы, не связанные с существом обсуждаемого вопроса.
д) … (какие еще требования к деловому общению следует учитывать?)
Задание 3. Сравните варианты возражения. Какой из способов выражения несогласия вежливее? Прочитайте, используя интонацию, соответствующую словам:
Это неправильно. | Это не совсем правильно. |
Я не согласна. | Я не могу согласиться. |
Не разделяю ваших убеждений. | В данном случае не разделяю Ваших убеждений. |
Это невозможно сделать. | Думаю, что практически это будет трудно осуществить. |
Это абсурд. | Извините, но мне кажется, что Вы не учитываете всех обстоятельств. |
Ваши условия нельзя принять. | Над вашими условиями нужно подумать. Повторите, пожалуйста, основное из них. |
Задание 4. Изучите правила речевого поведения вежливого партнера. Расположите их в порядке значимости от наиболее до наименее важных, с Вашей точки зрения.
Правила для слушающего | Правила для говорящего |
Показывайте взглядом, позой доброжелательность, интерес, внимание. Не перебивайте собеседника без необходимости. Извинившись за то, что перебили, переспрашивайте с целью уточнить, привести пример и т.д. Делайте это, когда собеседник закончил свою реплику. Не исправляйте замеченные речевые ошибки. | Говорите спокойно, доброжелательно. Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его по имени (имени-отчеству). Спрашивайте, все ли понятно. Цитируйте и развивайте мысль партнера. Развивайте то, что является общим в ваших позициях, особенно в «трудных» разговорах. Не поучайте. Не провоцируйте. Не иронизируйте. |
Задание 5. ☻ Чем различаются варианты поведения, которые в теории делового общения условно обозначают как «я – мне» и «вы – тебе»? Самостоятельно найдите в интернете информацию на эту тему.
II. Деловая беседа
Задание 6. Назовите цели и задачи деловой беседы. Опишите несколько коммуникативных ситуаций, соответствующих понятию деловой беседы. Обратите внимание на следующие моменты: кто, с кем, о чем, где, когда говорит.
Задание 7. Почему нужно планировать деловую беседу? В чем конкретно будет состоять подготовкак беседе следующего содержания: способный студент хочет попросить декана разрешить ему обучение по индивидуальному плану? Может ли повлиять на исход такой беседы время и место ее проведения, а также сопутствующие обстоятельства (присутствие третьих лиц и т.д.)?
Задание 8. Как строится деловая беседа? Каковы задачи начального этапа? Какие приемы, применяемые на этом этапе, могут помочь инициатору? Из каких смысловых элементов состоит центральная часть? Расскажите о методах аргументирования (“да-но”, “метод кусков” и другие). Как правильно завершить беседу? Предложите диалог по теме задания 7.
Прим.: воспользуйтесь информацией, изложенной в указанной книге Ф.А. Кузина.
Задание 9. Почему авторы пособий по деловому общению (см., в частности, соответствующий раздел в учебнике под ред. В.И. Максимова) много внимания уделяют технике вопросов? По какому основанию различаются такие виды вопросов, как открытые – закрытые; вопросы о фактах – вопросы о мнениях? Каковы функции контрольных, уточняющих и зондирующих вопросов? Какая зависимость существует между а) типом вопроса и этапом деловой беседы; б) типом вопроса и психологическими особенностями партнера по коммуникации? Предложите серию вопросов работодателя соискателю вакантной должности.
Задание 10. ☻Какие типы вопросов будут наиболее эффективными в приведенных ниже ситуациях? Приведите аргументы, предложите комментарии и иллюстрации. Одну из ситуаций можно представить в виде диалога:
а) Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих доверие (происходит на улице);
б) Проведение беседы при приеме на работу с застенчивым претендентом;
в) Желание руководителя понять действительные причины конфликта между подчиненными.
Задание 11. ☻Как вести деловую беседу с людьми разных психологических типов? Познакомьтесь с классификацией возможных типов собеседников, предложенной П. Мицичем (см. в указанном пособие М.А. Введенской и Л.Г. Павловой).
III. Переговоры
Вопросы для самопроверки:
1. Чем переговоры отличаются от других видов делового общения?
2. Какие действия совершаются на предварительном этапе?
3. Каковы этапы ведения переговоров?
4. Назовите главное правило ведения переговоров.
5. Какие существуют подходы к ведению переговоров? В чем суть принципиальных переговоров?
Тема 11. Научная речь. Терминоупотребление.
Жанры научной речи
Литература
1. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2008. С. 289-319.
2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. – М., 2005. С. 77, 80-89.
3. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008.С. 171-179.