II. Язык и стиль научных текстов. Особенности композиции

Термины

Справка 1: Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфические особенности термина: системность, наличие дефиниции, тенденция к однозначности в пределах терминологического поля, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

Справка 2. Термины бывают:

-общенаучные;при использовании в определенных областях знания предполагается их конкретизация («элемент», «метод», «фактор»);

-межнаучные; делятся на две группы: а) являются базовыми понятиями для комплекса наук («прибор»); б) употребляются в разных областях знания, не будучи связанными сообщим объектом (термин «гармония» в музыке и в лингвистике);

-узкоспециальные: принадлежат одной какой-либо науке («суффикс»)

Справка 3. Системность терминов выражается в их формальной структуре. Например, метан, этан, пропан – жирные углеводороды (химия); колит, бронхит, стоматит – воспаление органов (медицина).

Задание 1. Приведите примеры общенаучных, межнаучных, узкоспециальных терминов, которые используются в гуманитарных дисциплинах. Один из терминов охарактеризуйте подробнее. Как проявляется его системность? Какое понятие ему соответствует (предложите дефиницию)? Является ли термин однозначным, кратким, благозвучным?

Задание 2. Продемонстрируйте приёмы введения термина в текст для случаев авторского терминоупотребления; рабочего терминоупотребления; терминоупотребления в ситуации реальной многозначности термина. Прим.: в качестве примера возьмите термин лингвистики «стиль».

Логическая схема и композиция научного текста

Справка 1. Научные тексты (тексты собственно научного подстиля) отражают путь мышления. Этапы, или фазы, мышления – проблемная ситуация, гипотеза, доказательство, вывод. Эти структурные элементы, и именно в такой последовательности, выражаются в научном тексте независимо от индивидуальной манеры письма. Проблема – вопрос, требующий разрешения. Проблема возникает тогда, когда о предмете исследования что-то известно, поэтому проблема – противоречие между знанием и незнанием. Далее выдвигается гипотеза. На этапе доказательства гипотеза превращается в научную теорию или теоретическое положение. Аргументация считается научной, если она основана на достаточном фактическом материале и адекватных методах и методиках анализа. Вывод содержит аналитическую оценку результатов. Таким образом, в научном тексте есть некая основная мысль, которая выражается в нем несколько раз (в виде гипотезы, аргументов, выводов). Но это не простое повторение. М.Н. Кожина указывает, что специфическим способом развертывания научного текста являются так называемые развернутые вариативные повторы, когда центральный в концепции автора тезис многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь. Такова логическая схема научного текста.

Справка 2. Для научного текста характерна стройная композиция. В каждом тексте присутствуют заголовок, введение, основная часть, заключение. Введение должно быть кратким, точным. В нем обосновывается выбор темы, называются цель, задачи, методы, материал исследования. Основная часть крупного текста (монографии, дипломной и курсовой работы) членится на главы и параграфы в соответствии с задачами. В небольшой статье и тезисах части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Задание 3. Проанализируйте следующий текст (тезисы). Выделите в нем термины.Вычлените структурно-смысловые компоненты,а также средства создания отвлеченности и обобщенности,подчеркнутой логичности, точности. Как выражена в тексте диалогичность?

Т.И. Певнева

Категория безличности в русской языковой философии человека

Традиционно принято представлять движение человеческой культуры как переход от мифопоэтического периода развития к логико-научному. Такому подходу можно противопоставить предположение о том, что гетерогенность является исконным свойством человеческого мышления: для его механизма “существенно необходимо наличие хотя бы двух не до конца взаимопереводимых систем” (Успенский Б.А. Избр. Труды в 2-х т. М.,1994. Т.1. С.305). Из этого следует, что мифологичность современного сознания не должна восприниматься как остаточное проявление архаической системы представлений о мире.

Одной из актуальных задач отечественной лингвистики стало системное изучение наивной картины мира, исследование того, каким образом мифологические представления отражаются в языковом сознании, что оказывается универсальным и национально специфичным в русской языковой модели мира.

В этом отношении может быть интересным анализ категории личности, в частности, одного из ее полюсов – безличности, поскольку мы предполагаем, что параллельно действующие в языке механизмы обезличивания и персонификации служат средством для выражения мифологических представлений о человеке и мире в русской языковой философии.

Наиболее ярко это демонстрируют те пары личных и безличных конструкций, в которых получает оформление одна и та же внеязыковая ситуация, но при этом выявляется глубокое семантическое различие, основанное на расхождении представлений об изображаемой ситуации.

Известно, что в мифологическом сознании силы природы воспринимаются в олицетворенном виде, как активные начала, наделенные сознанием; человеческие же состояния уподобляются природным, стихийным. Внемифологическая система характеризуется обратным отношением: к природе как к стихии, а к человеку как к сущности, действующей активно и целенаправленно. Именно эти представления отражает категория личности- безличности:

Мифологическое сознание Внемифологическое (реалистическое) сознание
Ветер унес лодку (персонификация природного явления) Ветром унесло лодку (стихийное природное явление)
Мне не спится (иррациональное состояние человека) Я не сплю (состояние, контролируемое волей человека)
Пахнет сеном (запах воспринимается человеком в его пространстве) Пахнет сено (запах издается независимо от человека)

Анализ безличных предложений показывает, что в русской языковой философии мифологическим в большей степени оказывается представление сферы человека; в меньшей – природы. Мифологизм безличности проявляется прежде всего там, где посредством языка изображается человек и его иррациональные состояния, не контролируемые разумом и волей.

III. Жанры научной речи

Тезисы.

Справка. Тезисы – малый жанр научной речи (1-2 стр.). В тезисах должна быть представлена суть уже поведенного исследования. Основных требований два: а) содержание тезисов должно соответствовать теме конференции; б) тезисы должны иметь научную новизну (научно-информативную валентность). Тезисы имеют следующую структуру:

-преамбула (здесь излагается проблемная ситуация и гипотеза);

-основное тезисное изложение (здесь от трех до шести положений, которые составляют доказательство);

-заключительный тезис (выводы).

Так как жанр невелик, жанровые нормы достаточно жесткие. Самое трудное в тезисах: оптимальным образом преодолеть противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью. А.Н. Васильева (Васильева А.Н. «Основы культуры речи». М., 1990) говорит о том, как надо писать тезисы, показывая, как не надо это делать.

Желая быть понятыми (понятными), авторы растягивают тезисы, подменяют их текстом доклада или статьи. Результат: если вместо 2-х стр. – 4 или 5, текст либо не печатают, либо сокращают, а это дополнительная работа организаторам конференции (редакторам).

Не должно быть преамбулы размером с большой абзац; пространных цитат (и вообще, цитаты неуместны), описаний условий эксперимента. Фактическая часть (иллюстрации) должна быть минимизирована. По А.Н. Васильевой, «тезисы носят характер утверждающего суждения, а не конкретно-фактологической констатации».

Еще одна распространенная ошибка – подмена тезисов выводами. Многие полагают: раз надо сказать самое главное, перепишу заключение. Но заключение – не тезисы. В тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста, в том числе доказательство (аргументация). Если какие-то эталонные примеры (иллюстрации) являются аргументами, они должны быть включены в текст.

Студенты иногда путают тезисы с планом. Разграничить план и тезисы удобно на основании оппозиции темы и ремы высказывания. В плане фиксируются темы, в тезисах – ремы. План номинативен, тезисы предикативны. См., например, в плане: «Логическая схема научного текста». В тезисах – «Логическая схема научного текста включает постановку проблемы». Строго говоря, и в плане иногда просматривается рема, часто оформляемая при помощи «как»: «Метафора как способ моделирования действительности». Но даже в этом случае очевидно, что в плане логическая связь частей выведена за скобки, а в тезисах она выражена, хотя и в сжатой форме. Существуют разные мнения о том, стоит ли нумеровать, рубрицировать положения в тексте тезисов.

Рецензии и отзывы

Справка. Рецензия – письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений, толкование авторской мысли; во-вторых, аргументированную оценку научной работы; в-третьих, выводы о её значимости. Отзыв дает самую общую характеристику работы, но содержит практические рекомендации (например, рекомендацию к опубликованию статьи в издательстве).

Задание 4. ☻ Напишите рецензию на статью по Вашей специальности.

Аннотация

Справка. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, назначение. Факультативным компонентом аннотации является композиция первичного текста.

Задание 5. Из каких смысловых элементов состоит стандартная аннотация? Постройте ответ, используя в качестве иллюстрации следующий текст:

Ройзман С.А. Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой cистемы. М.: «Наука», 1994, 64 с.

В книге изложены научно обоснованные и практически апробированные методы фитотерапии некоторых сердечно-сосудистых заболеваний (ИБС, гипертонической болезни, атеросклероза, нейроциркуляторной дистонии, дистрофии миокарда, ревматизма и хронической сердечно-сосудистой недостаточности).

Впервые даны разработанные автором прописи лекарственных растительных сборов. В краткой характеристике раскрыты содержание и фармакологическое действие различных компонентов, входящих в состав лекарственных трав и растительных сборов. Эти данные позволят практическому врачу оценить реальность предлагаемых прописей и в пределах указанных сведений самостоятельно произвести их некоторое видоизменение.

Книга рассчитана на практических врачей, может быть использована студентами старших курсов медицинских вузов и представит интерес для всех, кто интересуется фитотерапией.

Задание 6.Напишите аннотацию к статье по специальности.

Реферат

Справка. Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста (текстов). Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные (иначе – простые информационные) рефераты пишутся по одному тексту, воспроизводят его содержание. Цель такого реферата – ответить на вопрос: что нового говорится в книге, статье? Продуктивные рефераты (рефераты-обзоры) пишутся по нескольким источникам, предполагают критическое или творческое осмысление литературы, требуют больших творческих усилий. Реферат-обзор, как «жанр в жанре», присутствует в курсовых и дипломных работах. Структурные компоненты реферата-обзора:

-обоснование круга источников;

-анализ изученности разных сторон объекта (в чем совпадают точки зрения авторов первичных текстов, что можно считать доказанным, что остается предметом дискуссий, о чем нигде не сказано);

-описание применявшихся методов исследования;

-анализ результатов, полученных авторами;

-формулирование собственных выводов по поставленной проблеме.

Наши рекомендации