Организация социокультурной анимации
Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы - это школьная анимация, театральная анимация, социальная (муниципальная) анимация, арт-терапия, коммуникативная реабилитация.
Сотни театров и кинозалов, разветвленная сеть спортивных площадок, прекрасные парки - все это в принципе доступно, в том числе и в финансовом плане, «среднему» горожанину. Однако все больше и больше жителей города предпочитают проводить свой досуг, прибегнув к помощиАссоциации культурного развития (АДАК).
В 1990-х годах зародилась эта оригинальная организация, которой ведает управление культуры городской мэрии. Что же такое АДАК? Это, прежде всего, возможность выбрать себе хобби по вкусу, попытаться открыть в самом себе какие-то неизведанные способности. Во всех районах Французской столицы сейчас работают примерно 400 мастерских, охватывающих в общей сложности 175 самых разнообразных направлений. Так, скажем, в культурном центре на улице Пьера Леско, объединившем несколько мастерских, работают секции икебаны и китайской живописи, здесь также можно попробовать свои силы в сочинении музыки при помощи компьютера. Есть мастерские, или, как их здесь называют, ателье, переплетного и столярного дела, классического танца и скульптуры, ритмической гимнастики и т.д.
Эти ателье стали своего рода культурными центрами городских кварталов, местом, где могут собраться энтузиасты, искренне увлеченные тем или иным делом. Большинство из людей, постоянно посещающих мастерские, живут неподалеку от них, являются соседями. Подобные центры помогают узнать друг друга, а порой познать и самих себя, свои нераскрытые возможности и способности. Не случайно дословный перевод с французского официального названия этих центров звучит примерно так - «ателье культурного самовыражения и добрососедства».
Исследования специалистов управления культуры столичного муниципалитета показывают, что деятельность АДАК пользуется большой популярностью среди парижан. И это не случайно - ведь не каждый день парижане идут в театр, кино, кафе, чтобы провести вечер или выходные, а домашние условия не всем позволяют осуществить свои мечты. Годовая плата за членство в ассоциации символическая, членство дает право посещать по желанию любые мастерские.
Ceméa
Еще одна из весьма авторитетных французских организаций, специализирующихся в области социально-культурной анимации- Ceméa (Centre d'Entrainement aux Methodes d'Education Active).
Ceméa ставит перед собой цель распространения идей так называемого нового воспитания как особой практики гуманистической педагогики.
Название организации Cemea (Centres d'Entrainement aux Methodes d'Education Active) может быть переведено как Центры вовлечения в методы активного воспитания. Ceméa является национальной ассоциацией, признанной общественно полезной и юридически правомочной разными государственными ведомствами и общественными организациями. Деятельность Ceméa одобрена Министерством молодежи и спорта. Cemea активно взаимодействует с министерствами Народного образования, исследований и технологий, Министерством труда и занятости, культуры и коммуникаций. Кроме того, партнерские отношения поддерживаются с региональными организациями, организациями вооруженных сил, международными, федеральными и местными ассоциациями.
Ceméa - это национальная ассоциация, которая включает в себя целую сеть территориальных ассоциаций, пропагандирующих идеи активного социального воспитания. Ceméa является одновременно движением активного воспитания и органом образования лиц, работающих в различных отраслях воспитательной, санитарной, общественной и культурной деятельности.
Ж.-М. Мишель (Jean-Marie Michel) в книге о деятельности Ceméa подчеркивает исключительное общественное значение социальных ассоциаций и объединений, которые ориентированы на общественное воспитание, распространение ценностей культуры22.
По своему функциональному статусу и структуре эта ассоциация соответствует положениям французского федерального закона 1901 года, в котором признано региональное, национальное и международное значение общественной деятельности.
Основательница Ceméa Жизель де Фэлли (Gisele de Failly) подчеркивала, что ассоциация была создана в 1937 году под воздействием таких педагогических течений начала XX века, как движение С. Френе, скаутизм и др.23 Именно идеи гуманизма, свободы, творчества предопределили облик анимационной деятельности во Франции.
Структура Ceméa. В ассоциации работают профессиональные аниматоры, множество педагогов на условиях постоянного и непостоянного членства, а также волонтеры. Центральный национальный комитет определяет направления развития национальной Ассоциации, а именно-расширение и обобщение педагогического опыта; производство и распространение средств образования; публикация теоретических и методических материалов; повышение квалификации аниматоров;
разработка инновационных акций; вовлечение образовательных учреждений и учителей в международное партнерство.
Более тридцати региональных структур этой организации позволяют развивать отношения между педагогами, родителями, учениками по всей Франции. Они разрабатывают специальные региональные программы, отвечающие потребностям и предложениям населения в сфере образования.
Участники Сетёа расширяют сотрудничество в области научных исследований, экспериментальной работы. К примеру, в 1998 году в отчете этой организации фигурировали следующие цифры: 4 500 учителей ежегодно вовлекаются в 25 000 дней переподготовки и 70 000 стажеров со всей Франции принимают участие в более чем 720 000 днях зарубежных образовательных программ.
Сетёа является учредителем следующих ассоциаций:
- FI-Cemea - международная федерация Сетёа;
- EN JEU TELE - ассоциация детского и юношеского телевидения;
- CENTRES DE JEUNES ET SEJOURS - приюты для молодых людей в Авиньоне;
- EAICY - молодежь и города Европы;
- FFSM (Federation francaise de la sante mentale) - Французская федерация умственного здоровья;
- EURO JEUNESSE 2000 -ассоциация европейской молодежи;
- MiCROMeGAS- европейская сеть учреждений по исследованию образа жизни и потребления молодых людей.
Деятельность этой влиятельной организации социально-культурного воспитания объединяет образование взрослых и распространение, обобщение идей активного воспитания.
Основные направления деятельности СЕМЕА:
- добровольная, волонтерская анимация (руководство деятельностью центров отдыха BAFA, BAFD);
- профессиональная анимация (ВЕАТЕР, ВАРААТ, DEFA...);
- деятельность по общественной и профессиональной интеграции населения;
- деятельность по пропаганде здорового образа жизни, здоровья; работа с инвалидами и психологическая помощь населению;
- подготовка и переподготовка педагогов, аниматоров, а также вспомогательного персонала (сиделок, воспитателей и ДР.).
Активная образовательная и воспитательная деятельность аниматоров в социальной среде является, по мнению теоретиков Сетёа, важным средством социализации личности, содействия ее духовному росту.
При этом выделяются основные принципы нового воспитания (по: Joel Rogue):
Ритм
Каждый человек развивается и изменяется на протяжении всей своей жизни согласно своим индивидуальным возможностям. Надо соблюсти ритм в развитии каждого индивида и давать ему возможность влиять на свое развитие.
Желания
Детское развитие и эволюция взрослого человека зависят в большой степени от собственного желания индивида. Важно поддерживать человека в удовлетворении его желаний, а также стимулировать личность, особенно в том случае, если это желание неустойчиво.
Самостоятельность
Любой человек, с самого раннего возраста, имеет потребность выражаться, утверждаться, развиваться, ощущать полноту жизни. Надо оставить ребенку свободу начинать, выбирать добровольно свою деятельность согласно своему интересу и своим личным потребностям. Педагог оказывает необходимую помощь, чтобы человек самостоятельно строил свое развитие. Он должен помочь действовать самостоятельно.
Ограничения
Не ограничивать ребенка в его самостоятельных действиях. Не выражать ограничений в его свободе действий, иначе это будет формировать у него ощущение физической и эмоциональной незащищенности.