Культурное и социальное отчуждение как предмет анимации
При анализе проблемы социального и культурно го отчуждения нужно понимать, что эти проблемы носят комплексный характер, а также являют собой итог социокультурной дезадаптации Проблемы отчуждения человека нарастают постепенно, действуют центробежно на все его социальное окружение - к примеру, человек, лишившийся работы, очень быстро теряет своих «закадычных» друзей, вынужден отказаться от общения с большей частью знакомых.
Понятие «социальной смерти» личности. Нами разработана авторская типология крайней формы социальной дезадаптации, которую мы условно назвали «социальное умирание», подчеркивая в этой условности главный компонент-разрушение социальных связей между личностью и обществом. Поскольку взаимодействие личности и общества выстраивается по линии взаимного принятия, постольку и дезадаптация, или «социальное умирание», в котором разрушаются социокультурные взаимосвязи, может быть связана с утратой ценностно-смыслового статуса одного из субъектов взаимодействия.
Так, человек, по тем или иным причинам отклоняющийся от «нормы», может потерять в глазах окружающих социальную привлекательность, и, как следствие, он вытесняется в более низкие социальные старты. В данном случае общество «отвернулось» от личности, лишая ее поддержки и понимания как основы дальнейшего развития Подобным образом может быть обнаружена причина социальной дезадаптации и в случае утраты ценностной привлекательности общества для отдельного человека. В таком случае дезадаптация личности чаще всего принимает протестные формы. Так, к примеру, обстояло дело с целым поколением московских дворников-шестидесятников. Представители интеллигенции, не принимавшие правил социального устройства в Советском Союзе, вынуждены были вести маргинальный образ жизни, устраиваясь дворниками, спасая, таким образом, значимые для них ценности и демонстрируя полное безразличие к обществу. И, наконец, последний тип - утрата ценностно-смыслового статуса личности в собственных глазах. Этот тип дезадаптации характеризуется потерей интереса к саморазвитию, безволием, катастрофически быстрым переходом в самые нижние страты общества.
Типология «социальной смерти»:
- умирание личности для общества;
- умирание общества для личности;
- умирание личности для себя.
Экзистенциальный анализ личностного отчуждения - постоянная тема в гуманистической психологии. Эрик Фромм по этому поводу пишет: «Человек наделен разумом: он есть жизнь, осознающая себя; он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества - все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума»16. Собственно это стремление к единению с другими людьми должно стать источником своего рода социального творчества, результатом которого являются микро- и макросистемы социального взаимодействия человека Способность к восполнению этих социальных связей, к духовно-творческому освоению пространства межличностных отношений не всегда может быть реализована в полной мере.
Препятствия, возникающие на пути к социокультурному взаимодействию, лежат, как правило, не во внешних обстоятельствах - невысокий социальный статус, недостатки физического развития и др. Сами по себе они не способны разрушить структуру социокультурного взаимодействия. Эти обстоятельства предваряют, а во многих случаях предопределяют появление комплекса психологических препятствий, которые ведут к социальной дезадаптации. Данное положение нужно признать ключевым для понимания сущности коррекционной психолого-педагогической деятельности в открытой социально-культурной среде. Педагоги-аниматоры чаще всего не имеют возможностей для устранения физического недуга человека (это задача специалистов медико-биологической реабилитации), они не в состоянии изменить социально-экономический статус клиента (это задача служб социальной защиты). Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических и социально-культурных условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.
Основным показателем отчуждения признается наличие в сознании и аффективной сфере современного человека следующих доминант:
- во-первых, чувства бессилия, ощущения того, что судьба индивида вышла из под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил;
- во-вторых, представления о бессмысленности существования, о невозможности получить путем осуществления каких- либо действий рационально ожидаемый результат;
- в-третьих, восприятия окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена система ценностей культуры;
- в-четвертых, ощущения одиночества, исключенности человека из социальных связей;
- в-пятых, чувства утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушения самоаутентичности личности, т.е. самоотчуждения.
Социальные группы, нуждающиеся в социокультурной анимации. Безработные, мигранты, престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), дети, оставшиеся без попечения родителей (сироты), одинокие, невротики, интеллектуалы, алкоголики, наркоманы и др.
Отношение общества к «отчуждаемым»: например - отношение здоровых к инвалидам.
«Современная Америка не нуждается в большинстве инвалидов. К сожалению, это так. Даже те инвалиды, которые живут обычной жизнью (их около трети), подавляют в себе чувство парии, ощущение покровительственного отношения здоровых»17 Отношение здоровых к людям, имеющим физический или умственный дефект, носят, по мнению Стаббинса, характер доминирования - подчинения. Это проявляется, в частности, в точке зрения, что здоровые лучше знают, в какой именно помощи нуждаются инвалиды.
Социокультурная анимация как антитеза социальному умиранию личности. Сотворчество, общение-диалог, общение-полифония в процессе возвращения личности к полноценной социальной жизни, преодоления психологической дисгармонии, суицидальных тенденций. Творческая деятельность как способ соединения личностей.
«Забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Это неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека, то есть человека, который плодотворно развивает свои возможности, который отказался от нарциссических мечтаний о всеведении и всемогуществе, которому свойственна скромность, порожденная внутренней силой. А такую силу может дать лишь настоящая созидательная деятельность»18. Э. Фромм выделил следующие способы соединения человека с общностью:
- оргиастическое соединение;
- подчинение группе;
- творческая деятельность,
- любовь.
При этом продуктивными и оказывающими положительное воздействие на личность являются только творческая деятельность и любовь. Это высшие проявления человеческой активности, открывающие человеку путь к духовно-творческому взаимодействию с другими людьми
Безусловно, что в контексте организации психолого-педагогической помощи личностям, нуждающимся в анимационной поддержке, данная типология демонстрирует особые, часто недооценивающиеся педагогами, возможности творческой деятельности. Развитие способностей личности к творчеству становится одним из важнейших путей социализации, включения человека в многообразные социальные отношения.
Глава II. Педагогические технологии социокультурной анимации
Основные дидактические единицы:
типология методов анимации как способов реализации адекватной целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности или группе (социальная защита, творческая реабилитация, социально-психологическая коррекция, выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.); художественное творчество как ведущий метод анимации.
Анимация представляется французским исследователям особой педагогикой понимания и посредничества, которая призвана утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор деятельности и отношений. Социально-культурная анимация должна «предоставить личности возможность самой участвовать в развитии мира, к которому она принадлежит; не замыкаться впредь лишь на передаче какого-либо навыка и учитывать многообразие ситуаций»19.
Российские исследователи анимации (Е.Б. Мамбеков и др.) считают, что для французской анимации к началу 1980-х годов было характерно признание важности социальных связей, а их совершенствование рассматривалось как цель анимации.
Анимация и в современной французской педагогической литературе понимается как метод интеграции и участия, нацеленный на совершенствование социальных отношений при посредничестве аниматора.
Методы анимации. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:
- социальная защита;
- социально-психологическая коррекция;
- творческая реабилитации;
- выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.
Индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы анимации (количественный критерий).
Постоянные, периодические и разовые формыработы(временной критерий).
Типология социальных групп, с которыми проводится анимация. Объектом анимационной деятельности выступают:
- открытая группа (общность людей, не связанная между собой межличностными отношениями, население города, района, коллектив крупного промышленного предприятия и др., случайная аудитория анимационных мероприятий, например, прохожие на улице города и т.п.);
- полуоткрытая группа - аудитория систематически проводимых мероприятий, доступ на которые ограничен определенными правилами или особенностями собирающихся вместе людей;
- закрытая группа - специальные группы, в которых устанавливается тесный межличностный контакт, и поэтому приход новых участников практически невозможен. Это группы, которые собираются время от времени (группы психологического тренинга, семейные клубы, сословные клубы и другие общественные объединения), а также общины - социальные группы людей, которые совместно проживают, занимаются трудовой деятельностью, реализуют общие задачи обучения, преодоления последствий заболеваний, физических дефектов.
Направления анимационной работы. Среди направлений социально-культурной анимации мы выделяем следующие:
1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.
2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).
3. Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).
На практике данные направления тесно связаны и могут быть выделены только в целях анализа, который позволяет уточнить общие характеристики социально-культурной анимации и выявить специфику её отдельных направлений.
Глава III.Современный опыт анимационной работы
Основные дидактические единицы:формы современной социокультурной анимации во Франции и в странах Западной Европы; основные направления анимационной деятельности (школьная анимация, театральная анимация, арттерапия, коммуникативная реабилитация и др.); диагностика социальной, социально-психологической и личностной ситуаций как основа программирования анимационной деятельности.