Человек как предмет философской антропологи. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

Проблема человека – одна из основных в философской мысли. Сократ говорил: «Познай самого себя» Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология, социология и т д. Философия стремится к постижению целостности человека, так как сумма знаний наук не дает знания о сущности человека. Человек – это вселенная во Вселенной, главная тайна мироздания, венец творчества природы.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, определение форм его активности, раскрытия различных исторических форм его бытия (по Спиркину). Философия выявляет место человека в мире, его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности и т.д. Специфика философии познания (философской антропологии) человека в том, что человек одновременно и субьект и объект познания.

В античной философии человек – микрокосм, подчинен Судьбе; в христианском мировоззрении человек – существо, в котором связаны 2 противоречивых начала – душа и тело, человек и Бог; философия Нового времени рассматривает человека прежде всего как духовное существо. В 19-начале 20в целостного учения о человеке еще не сформировалось, в одних случаях сущность человека сводилась к рациональному началу, в других- к иррациональному. Платон: «Человек – двуногое животное без перьев» (определение по признакам) Но сущность любого предмета определяется имманентными законами его существованияния. У человека таким законом, таким сущностным признаком является труд.

К человеку можно подходить с четырех разных сторон:

1 Биологическая – анатомические, генетические явления, нервные, электро-химические и др процессы человеческого организма

2 Психическая – внутренний духовный мир человека, сознательные и бессознательные процессы, воля, память, характер, темперамент.

3 Социальная – существует нераздельно от биологического. Человеческое мышление – биопсихосоциальный феномен поддается биологическим законам, но его содержание – переплетение психического и социальногого.

4 Космическая. Мы существуем именно потому, что такова вселенная. Мы существуем в ней на планете Земля. Вернадский «Ноосфера» - сфера живого и разумного на Земле.

Определение Чел – это воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. Это субъект труда, социальных отношений, общающийся с помощью членораздельной речи.

Аристотель определяет человека как политическое животное.

Соловьев: «отнимите у чел всё, чем он обязан другим, начиная от родителей и заканчивая государством и всемирной историей – и от его существования ничего не останется». Чел – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и всего человечества.

Человечество – это не простая сумма наций, народов, гос-в, как и общество – не простая сумма человеческих единиц, а целостность более высокого и качественного порядка.

Человек – это 1) отдельная особь хомосапиенс 2) «атом» социальной общественности. Каждый индивид имеет право на свою особенность, личность.

Существуют две концепции личности. 1. Личность – ролевая характеристика. Опирается на понятие социальноой роли. Имеет большое значение в современной социологии. Не раскрывает внутренний глубинный мира человека, а фиксирует только его поведение, кот не всегда выражает сущность человека.

2. Личность – сущностная характеристика чел. Здесь личность – центр самосознания, источник воли, ядро характера.

В понятии личности прежде всего выделяются такие аспекты, как мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, принципы образа жизни, нравственные идеалы и убеждения, сила воли и др. любой чел является личностью. Л – это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, осознающий себя как звено цепи поколений, обладающей правами и обязанностями. Понятие Личности в философии не появляется вместе с появлением биологического вида человека.

Л – это общественно развитый человек. Центром Личности является Я, оно определяет характер, уровень притязаний, основы формирования убеждений, основы мировоззрения, совести. Личность может меняться,

Я – тот субъект, кот ост неизменным.

Наши рекомендации