VII. Александр Невский и Даниил Романович: выбор союзника, выбор веры, выбор пути исторического развития.
Александр Невский при поддержке ордынской конницы изгнал своего брата Андрея, сторонника борьбы с Золотой Ордой, из Владимиро-Суздальского княжества. Авторитетный князь способствовал проведению переписи в Новгороде, что служило основанием для сбора податей; ордынцы же помогли Александру Невскому сделать сына новгородским князем. Союз с веротерпимой Ордой представлялся Невскому куда меньшим злом, чем союз против Орды с католическим Западом, мечтавшим о распространении влияния римской церкви на Руси. Неудивительно поэтому, что Александр Невский уговаривал в частности население Новгорода подчиниться ордынским баскакам.
Менее прочным было господство татар на Юго-Западе. Даниил Романович, князь Галицкий в борьбе против Орды заручился поддержкой папы римского. Последний, короновав Даниила королем, призвал христиан Восточной Европы к крестовому походу против Золотой Орды. Поход однако не состоялся и Даниил, действуя самостоятельно, в 1257-1259гг. смог разбить ряд монгольских отрядов. Несмотря на то, что вскоре после этого его земли были вновь разорены татарами и местные князья были вынуждены платить дань татарам и участвовать в походах монголов, они сохранили самостоятельность куда в большем объеме, чем остальные русские князья. В XIVв. эти земли смогли освободиться от татарской зависимости, но это сопровождалось усилением католического, западного влияния.
Культура домонгольской Руси
I. Материальная культура.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами.
В XII—ХIIIвв. из-за упадка Киева и политического обособления отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, была создана основа для последующего культурного развития.
Высокого уровня достигло ремесло на Руси. Но особенно успешно развивалось оружейное дело. Оружие нередко украшалось чернью (заполнение гравированных штрихов специальным черновым сплавом) или серебряным узором. Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканью или зернью. Скань — узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь — узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью. В Древней Руси умели делать и стеклянные украшения. Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно.
II. Письменность и литература.
Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита — кириллицы[3]. Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056—1057гг., Изборники 1073 и 1076гг.
В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотных людей было довольно много, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты XI—XIIвв. Среди них — частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.
В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.
На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические, хроники, повести.
Уже в XIв. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в., составленный по заказу Владимира Мономаха. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев, которые отнюдь не бесстрастно наблюдали за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XIв., посвящено прославлению христианства и обоснованию Самостоятельности Руси по отношению к Византии. В«Поучении Владимира Мономаха» (1117г.) создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящегося о подданных, радеющего о. единстве и благополучии Руси.
Сознание единства Русской земли — ведущая тема литературы XII—XIIIвв. Крупнейшим произведением этой эпохи считается«Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них — «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.
В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится «Хожение» игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.
На рубеже XII—XIIIвв. было написано «Моление Даниила Заточника», отличающееся выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на милость Божью. В то же время он враждебно отзывается о боярстве, презирает холопство, непочтительно говорите монастырских обычаях. Даниил Заточник, как и другие авторы XII—XIIIвв., выражает тревогу за судьбу Русской земли, раздираемой княжескими усобицами.
III. Архитектура.
С принятием христианства на Руси стали возводиться храмы. В конце Х в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240г.). Типичный русский храм был крестово-купольным.
Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе .Мудром (30-е гг. XIв.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками.
Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора — фрески, богатых .мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская — сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.
Архитектура XII-XIII вв. представлена новгородской и владимирской школами (или направлениями).
В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившееся во времена Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли поражает исключительным изяществом пропорций, легкостью, устремленностью ввысь.