Программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя ____ занятий по 30 минут с динамической паузой в 10 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

· Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

· Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

· Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

· Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты освоения обучающимися

Класс

Задачи:

1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел № 1 Правила поведения в школе    
1. Правила поведения на уроке и на перемене. +  
2. Правила поведения в общественных местах. +  
3. Правила поведения в гардеробе. +  
4. Правила поведения в столовой.   +
5. Правила поведения в библиотеке.   +
6. Правила поведения в школьном дворе. +  
  Раздел № 2 О добром отношении к людям    
7. Что такое «добро и зло».   +
8. Что такое «добро и зло».   +
9. «Ежели вы вежливы».   +
10. «Ежели вы вежливы».   +
11. Добрые и не добрые дела. +  
12. Добрые и не добрые дела. +  
13. Ты и твои друзья. +  
14. Ты и твои друзья. +  
15. Помни о других – ты не один на свете.   +
16. Помни о других – ты не один на свете.   +
  Раздел № 3 Как стать трудолюбивым    
17. «Ученье-Свет, а неученье - тьма».   +
18. «Как быть прилежным и старательным».   +
19. «Как быть прилежным и старательным».   +
20. Наш труд в классе. +  
21. Наш труд в классе. +  
22. Мой труд каждый день дома. +  
23. Мой труд каждый день дома. +  
  Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности.    
24. Культура внешнего вида. +  
25. Культура внешнего вида. +  
26. Каждой вещи своё место. +  
27. Каждой вещи своё место. +  
28. Умейте ценить своё и чужое время.   +
  Раздел №5 Правила поведения на улице и дома.    
29. Как вести себя на улице и дома. +  
30. Как вести себя на улице и дома. +  
  Раздел №6 Школьный этикет.    
31. Как приветствовать людей и знакомиться с ними.   +
32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними.   +
33. Чему нас научили уроки нравственности?   +

Класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел № 1 Культура общения    
1. Этикет (повторение).   +
2. Устное и письменное приглашение на день рождения.   +
3. Устное и письменное приглашение на день рождения.   +
4. Встреча и развлечение гостей.   +
5. Встреча и развлечение гостей.   +
6. Поведение в гостях. +  
7. Поведение в гостях. +  
8. Как дарить подарки.   +
9. Как дарить подарки.   +
  Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности    
10. Заповеди. +  
11. Заповеди. +  
12. Дал слово держи. +  
13. Дал слово держи. +  
  Раздел № 3 Дружеские отношения    
14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».   +
15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».   +
16. Преданный друг. +  
17. О доброте и бессердечие. +  
18. О доброте и бессердечие. +  
19. Об уважительном отношении к старшим.   +
20. О зависти и скромности. +  
21. О зависти и скромности. +  
22. О доброте и жестокосердии. +  
23. В мире мудрых мыслей.   +
24. В мире мудрых мыслей.   +
  Раздел №4 Понять другого    
25. Золотые правила. +  
26. Золотые правила. +  
27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.   +
28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.   +
29. О тактичном и бестактном поведении.   +
30. О тактичном и бестактном поведении.   +
31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. +  
32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. +  
33. В мире мудрых мыслей.   +
Обзор курса этики за год.   +

Класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел №1 Культура общения    
1. Этикет разговора. +  
2. Обращение к разным людям. +  
3. Обращение к разным людям. +  
4. Вежливый отказ, несогласие. +  
5. Этикетные ситуации.   +
6. Этикетные ситуации.   +
7. Афоризмы.   +
8. Разговор по телефону.   +
9. Играем роль воспитанного человека.   +
  Раздел № 2 Самовоспитание    
10. Что значит быть вежливым?   +
11. Мои достоинства и недостатки.   +
12. Мои достоинства и недостатки.   +
13. Большое значение маленьких радостей. +  
14. О хороших и дурных привычках.   +
15. О хороших и дурных привычках.   +
16. Афоризмы о самовоспитании.   +
  Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности    
17. Заповеди: как мы их исполняем. +  
18. О сострадании и жестокосердии. +  
19. О сострадании и жестокосердии. +  
20. Лгать нельзя, но если...? +  
21. Лгать нельзя, но если...? +  
22. Всегда ли богатство счастье?   +
23. Всегда ли богатство счастье?   +
24. Спешите делать добро.   +
25. Спешите делать добро.   +
26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.   +
  Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?    
27. «Как сердцу высказать себя?»   +
28. В трудной ситуации, попытаемся разобраться.   +
29. В трудной ситуации, попытаемся разобраться.   +
30. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». +  
31. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».   +
32. Диалоги о хороших манерах, добре и зле.   +
33. Афоризмы. +  
34. Чему мы научились на уроках этики.   +

Класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел №1 Культура общения    
1. Традиции общения в русской семье. «Домострой».   +
2. Культура общения в современной семье.   +
3. Культура общения в современной семье.   +
4. О терпимости к ближним.   +
5. О терпимости к ближним.   +
6. Культура спора.   +
7. Этикетные ситуации. +  
8. В мире мудрых мыслей. +  
9. В мире мудрых мыслей. +  
  Раздел №2 Самовоспитание    
10. «Познай самого себя». +  
11. Самовоспитание. +  
12. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. +  
13. Как я работаю над собой.   +
14. О терпении. +  
15. Конец каждого дела обдумай перед началом.   +
16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».   +
  Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности    
17. Об источниках наших нравственных знаний. +  
18. Совесть - основа нравственности. +  
19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее».   +
20. «Досадно мне, что слово честь забыто». +  
21. Заветы предков. +  
22. Россияне о любви к Родине.   +
23. Твоя малая родина.   +
24. «Мой первый друг, мой друг бесценный».   +
25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. +  
26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».   +
  Раздел №4. Искусство и нравственность    
27. Нравственное содержание древних мифов. +  
28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. +  
29. Положительные герои в былинах и сказках.   +
30. Отрицательные герои в литературных произведениях.   +
31. «Зло, как и добро, имеет своих героев».   +
32. Искусство и нравственность. +  
33. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»   +
34. Обзор курса этикета.   +

Содержание программы

1 класс (____ часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч) 2 класс (__ часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (10ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (___ часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (___ часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.  

Список литературы

· Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

· Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

· Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

· Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

· Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

· Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

· Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

· Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Приложение

Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1.Выбери и подчеркнинужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы.1. Слова приветствия.

2. Прощальные слова.

3.Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

Слова на карточках

Спасибо Пожалуйста Благодарю Здравствуйте
Добрый день Извините Будьте добры До свидания
Простите Добрый вечер Будьте любезны Жаль
Очень признателен Доброе утро До встречи Если Вас не затруднит
Не могли бы Вы мне помочь Я рад Вас видеть Мне очень жаль Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запишиответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выберинужный ответ и подчеркниего.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запишидругое слово, обозначающее твое состояние).

Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1. Выберинужные ответы и подчеркниего.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, желание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончипредложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомнисказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни,почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажислучай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запишиимена героев.

6. Вычеркнилишнее:

• желать добра

• сочувствовать

• сопереживать

• воровать

7. Вставьв клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.

8. Придумаймаленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)

1. Закончипредложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2. Подчеркнинужный ответ или допишиего.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3.Придумайисторию о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?

4.1. Назови,что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.

4.2. Перечислипрофессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.

5. Прочитай текст и ответьна вопрос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов:бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочинисказку о жадности, придумай ей название, запишиеё, закончив выводом (правилом).

8. Придумайнебольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найдиосновное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь кла

Наши рекомендации