Специфика проектной деятельности в сфере социальной педагогики и прикладной культурологии
Социально-педагогические задачи, а также функции специалиста, работающего в этой сфере, технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе «человек-среда»[77]. Специфика этих проблем заключается в том, что они носят социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности, преграды, препятствия, возникающие в процессе удовлетворения социальных потребностей человека (в признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле жизни и др.), достижения значимых для личности ситуаций, а также актуализируются в виде психологических состояний, вызванные этими преградами (тревога, неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).
«Проблемное поле» социальной педагогики включает в себя: непризнание ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство), социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации, неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или завышенная самооценка. Суть этих проблем – разлад между личностью и ближайшим значимым для нее окружением – школьным коллективом, семьей, неформальной группой и т.д.
Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но и объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько личность – носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему отношение со стороны значимых других. Следовательно, суть социальной педагогики не сводима к механизму социализации, более того, она имеет как бы противоположный вектор усилий – не «подключить» ребенка к социуму, а наоборот, социум «приблизить» к личности, сделать его более гуманистичным, комфортным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).
Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как носителя социально-педагогических проблем – личность, так и социальную среду, порождающую их.
Функции социального педагога определяются гуманистической природой данной профессии, ее сверхзадачей – содействовать реализации социальных прав личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, социальной среды «обитания человека», от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической ориентацией можно отнести следующее:
– социально-психологическую, суть которой выражает способность понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп, находить источники их социального дисфункционирования, дисгармонии;
– посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие социального педагога посредством различных техник в социально-психологической взаимоадаптации личностей и коллективов, создании конструктивных (восстанавливающих) отношений человека и среды;
– функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или минимизации социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения посредством воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей окружения;
– коммуникативную функцию – восстановление позитивных, развивающих отношений между девиантами и социально-культурной средой;
Вторая группа функций отражает культурологическую направленность деятельности социального педагога. Она включает:
– компенсаторную функцию – создание дополнительных условий для творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного выхода нереализованной энергии путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает владение социальным педагогом различными видами социально-культурного творчества, использование социально-педагогического потенциала различных видов и жанров искусства;
– социально-культурную функцию, которая является одной из основных в функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении определенного рода проблем – социально-культурных, которые в отличие от социально-психологических проблем носят внеличностный характер. Социально-культурные проблемы – это несоответствие объективного положения дел и нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности, несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути гармонизации социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты, характерные для личности или социальной группы в целом в тех или иных сферах культурной жизни.
Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются человеком как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае личность (общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-культурных проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или неблагополучие как проблему.
Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры личности, социальной группы, общности (исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По отношению к социально-психологическим проблемам они носят для социального педагога вторичный характер (задачи – средства).
Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой профессии как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание задач определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения – второй.
Основу профессионального мастерства социального педагога составляют различные технологии использования социально-культурной деятельности в решении социально-психологических проблем (мы их уже называли – артпедагогика, библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего диалога и ведения беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология разработки и реализации социально-педагогических программ, каждая из которых представляет собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных единой целевой установкой и ориентированных на решение социально-психологических и социально-культурных проблем.
Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и социально-психологическая среда – ее социальное окружение, которое в результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых других. Суть социальной педагогики – “приблизить” социум к личности, сделать его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим), содействовать реализации “социальных прав” личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, от уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей, составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный характер данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях социального педагога: в социально-психологической, посреднической, профилактической и др.
Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий социально-педагогической направленности, зависит от степени овладения технологией социокультурного проектирования, определяется способностью специалиста грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-педагогическую программу, снимающую или частично разрешающую (оптимизирующую) обозначенные выше проблемы.
При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста культурологической направленности акценты меняются противоположным образом – социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до технологических приемов) является в данном случае факультативной, она реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная общность.
Объект и предмет прикладной культурологии определяется содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами социально-культурной практики. Специфика объектной области и своеобразие исследовательского метода прикладной культурологии заключаются в том, что она, опираясь на методологическую базу теоретической культурологии, включает в актуальное пространство своих исследований все многообразие эмпирических проявлений культуры “здесь и теперь”.
В этой связи теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп:
Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов (преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и технологическом уровнях – в деятельности различных государственных и общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.);
Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях. Именно здесь проектная организация культурной деятельности оказывается возможной и наиболее эффективной – в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного регулирования.
Рассматривая личность как субъекта культурной жизни, прикладная культурология выявляет закономерности, условия, проблемы и противоречия формирования и развития человека как творения и творца культуры, которые в дальнейшем могут быть использованы в разработке развивающих культурных технологий и практик.
На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.
На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология разрабатывает методологические основания государственной культурной политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» – среды становления и развития человека.
Третья группа задач включает разработку теоретических оснований и принципов использования различных культурных практик (т.е. видов и способов культуротворческой и человекотворческий деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности: в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности. Как известно, нравственность, духовность как сущностные атрибуты и характеристики человеческого бытия никогда не даются в виде окончательной “формулы”, которая подлежит усвоению каждой эпохой без изменений – они должны непрерывно реинтерпретироваться в контексте проблем настоящего, становиться составной частью “живой” культуры, что является одной из актуальнейших задач прикладной культурологии.
Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с другой – содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием. Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно обусловлены – они задаются представлением о норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуации субъектом – профессионалом, который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом. Сегодня, например, «проблемное поле» прикладной культурологии определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым использованием педагогического потенциала искусства; размыванием историко-культурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих культурную инфраструктуру и др.[78]
Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и профессиональной деятельности специалиста культурологической направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями не социально-психологических, а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на одном уровне – определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом – задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное «культурное пространство» как естественную среду становления и развития человека.
Таким образом, объектом проектной деятельности в профессиях культурологического профиля могут выступать:
Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности – создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом);
Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности);
В-третьих, сферы жизнедеятельности личности – образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности соответствующих учреждений или создание новых).
ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования (или ОБОСНОВАНИЯ ЗАМЫСЛА ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА)
Локальный (или целевой) проект – это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели (более полному развитию творческого потенциала субъекта социально-культурной деятельности, выступающего в качестве аудитории проекта) путем:
– изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития;
– оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.
Как и социально-культурная программа (федеральная, региональная), целевой проект представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип проектирования.
Можно выделить два типа целевых проектов, которые отличаются друг от друга логикой, алгоритмом и технологией проектирования.
Первый тип условно можно обозначить как оргпроект, предполагающийсоздание тех или иных форм негосударственных общественных объединений.
В свою очередь, существует несколько вариантов оргпроектов:
– по целям и содержанию деятельности они могут быть или в границах одной проектной области (например, общественные объединения, действующие в сфере политической, экологической, исторической культуры), или в нескольких проектных областях.
– по социальной базе (аудитории проекта): она или четко определенная (т.е. четкая категория или социальная группа – профессиональная, статусная, этническая, проблемная и др.)[79], или аудитория проекта смешанная.
Специфика разработки оргпроектов:
1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации.
Цели и задачи оргпроекта определяются содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды и образа жизни, т.е. художественной среды и художественной культуры, социально-психологической среды и социально-психологической культуры, духовно-нравственной среды и соответствующей культуры т.д.
На втором месте по значимости – социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на социальные группы, не являющиеся социальной базой общественной организации[80]. Ориентация на решение социальных проблем – это способ повышения общественной значимости деятельности объединения (а, следовательно, повышение статуса, формирование имиджа, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и внебюджетных источников).
Личностные проблемы могут учитываться при обосновании целевого и содержательного блока в том случае, если, во-первых, направления и виды деятельности общественной организации адресованы социально ослабленным группам населения; во-вторых, если социальный состав объединения – определенная категория людей, испытывающих жизненные трудности[81].
2. Специфика области проектирования – оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.).
3. Особенности социальной базы (аудитории) – она, как правило, смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно трудно – они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека, удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного объединения.
4. Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта) – это всегда тот или иной вид негосударственной общественной организаций.
Общая логика разработки целевых проектов первого типа выглядит следующим образом:
Содержание социально-культурных проблем | Приоритетная сфера социально-культурной деятельности | |
Аудитория проекта (характеристика потребностей, интересов, проблем) | Цели и задачи проекта | |
Содержание деятельности | Форма реализации проекта |
Главная особенность проекта первого типа заключается в том, что определяющим его содержание и форму реализации является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена. Более того, проект, идея которого актуализирована конкретной проблемой в рамках того или иного приоритета, может быть адресован любой социальной группе, но при этом его содержание остается строго в рамках проблемной области. Например, дискуссионный политический клуб, призванный решить соответствующие проблемы в сфере политической культуры (такие как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; социально-политическая пассивность и апатия населения, падение интереса к политической жизни и др.), может иметь разный социальный состав – молодежь, подростков, пожилых и т.д., но тематика его диспутов, дискуссий и конференций в любом случае будет связана с общественно-политической проблематикой.
И тем не менее, специфика аудитории проекта весьма существенно определяет его содержательную часть, а потому необходим тщательный анализ проблем, интересов и потребностей той группы населения, которой он адресован. Если формой реализации проекта будет та или иная самодеятельная общность (например, объединение, клуб по интересам и т.д.), то необходимо учитывать, что для участников самодеятельности характерна, как правило, двойная мотивация: во-первых, на достижение инструментального результата (в зависимости от специфики объединения и содержания его деятельности) и, во-вторых, на самовыражение, признание, самореализацию личности в общности (в том числе и средствами социально-культурной деятельности). Это качество, в частности, отличает самодеятельное художественное творчество от аналогичных видов профессионального искусства. Например, в объединениях и клубах художественной или искусствоведческой направленности обращение к литературе, театру, кино, музыке не является самоцелью, а служит средством развития навыков самоанализа и самооценки, способностей понимать себя и других.
Второй тип проектов носит ярко выраженную социальную направленность (т.е. социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер).
Проект такого типа носит социально-адаптирующий характер, т.е. он предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человек, группы. Целевой ориентацией проекта является: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.
Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:
– оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурными технологиями (например, артерапия, система Интернет, овладение новой профессией и т.д.);
– изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;
– оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.
Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.
Специфика разработки такого типа проектов:
1. “Точка отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей логике формирования проекта – характеристика всей совокупности проблем (и прежде всего личностных), носителем которых является конкретная социальная группа – реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных проблем определяется тем, что они возникают в системе “человек – среда” – лишь решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.
Социально-культурные проблемы вторичны, их анализ необходим для доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе “упаковки” проекта в форме заявки на финансирование).
В то же время содержательная часть проекта может быть связана в самыми разными сферами и областями проектирования, что определяется, с одной стороны, содержанием социально-культурных проблем, но главное – возможностями того или иного вида социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия, возникшие в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы.
Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.
Схема разработки целевого проекта второго типа:
Аудитория проекта (социальная категория или группа населения) | Характеристика личностных (социально-психологических) проблем | |
Характеристика социально-культурных проблем | Цели и задачи проекта | |
Содержание деятельности | Форма реализации проекта |
В технологии разработки проектов (и особенно второго типа) весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.
В этой связи возникают две проблемы:
Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и общностей, которые позволили бы представить социальное “поле” проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей (т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и социальных ролей).
Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в качестве дифференцирующего признака.
Критериями классификации в данном случае могут выступать различные социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как:
– Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.
– Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.
– Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.
– Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).
Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.
В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим типичные проблемы мигрантов – лиц, в силу ряда обстоятельств сменивших место жительства. Большая часть из них характеризуется невысокой профессиональной культурой, отрывом от национальных корней, отчужденностью от местных проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью социального, личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю личностного достоинства и самоуважения, духовную деградацию, которая является следствием утраченной связи с духовными традициями, родиной. Отсутствие чувства хозяина, отчужденность от местных политических структур и форм общественной жизни порождает разрушающие личность формы проведения свободного времени, враждебность и вандализм по отношению к окружающей среде, которая чужда ценностно и недоступна материально. Организация социально-культурных программ для этой категории населения представляет особую актуальность, ибо свободное время в данном случае играет, скорее, роль отрицательного фактора – пустота субъективно-личностного пространства, экзистенциальный вакуум часто заполняется алкоголизмом, наркоманией, преступностью.
Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой реализации которых является та или иная форма самодеятельной общности. Дело в том, что культура становится условием формирования и самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его творческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятельности человека, его “встречной” активности по усвоению общественных норм и идеалов. Лишь творческая индивидуальность гарантирует накопление культурных ценностей, их развитие и сохранение. И здесь роль самодеятельной общности трудно переоценить.
Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов социально-творческого характера – учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги в создание условий, стимулирующих образование различных самодеятельных объединений (национально-культурных центров, политических клубов, коллективов художественной самодеятельности и т.п.). В таком случае поддерживаемые социокультурные образования сами становятся инициаторами и исполнителями общественно значимых проектов и программ.
Общий порядок формирования всех типов проектов примерно следующий:
– дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или личностных, носителем которых является определенная общность, группа или категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы, жительства, в культурно-досуговом учреждении;
– формулируются цели и основные задачи проекта;
– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности;
– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов, педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и творческих видов деятельности);
– определяется база реализации проекта, его исполнители;
– производится оценка затрат и просчитываются возможные источники финансирования проекта.
Рассмотрим примерную структуру и содержание разделов целевых проектов первого и второго типа.
Структура и содержание разделов проектов I типа
В 1 разделепроекта содержится его название,которое должно, по возможности, отражать его основную идею. Например, ”Зеленый патруль”, Экологический вестник”, ”Экологический ринг”, ”День за городом”, Центр экологического воспитания, “Мемориал погибших деревень”, “Экологический туризм”, “Юношеский парламент” и др.
2 раздел – сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере культурной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос “почему?”.
Например, актуальность проекта “Политический клуб-кафе” может быть вызвана такими проблемами как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных групп населения; непредставленность в СМИ реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу.
3 раздел – аудитория проекта (ответ на вопрос “для кого?”). В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы