ВОПРОС № 9. КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: СПЕЦИФИКА, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ.

Конфликты (от лат. conflictus: столкновение) – это противоборствующие отношения между индивидами или группами людей, связанные с обострением противоречий между их интересами, ценностными ориентациями, взглядами, убеждениями.

Социальные конфликты — это столкновения, возникающие в обществе при взаимодействии отдельных индивидов, групп людей, социальных институтов по поводу путей разрешения социальных противоречий. Иначе говоря, если конфликт связан с социальной жизнью общества, его можно называть социальным, даже если он возник в сфере экономики, политики, культуры или других сферах.

Выделяют две точки зрения на понятие социального конфликта:

1. Социальный конфликт – это любое столкновения между людьми, возникающие на различных уровнях социальной иерархии по поводу противоречий в их интересах. В этом случае в перечень социальным конфликтам можно включить все перечисленные выше.

2. К социальному конфликту относятся не все конфликты, а только возникающие в конкретных социальных общностях. (Например, социальными не следует считать конфликты психологические, межличностные или, наоборот, глобальные, возникающие в мировых масштабах).

Формула конфликта может быть изображена примерно так:

К = УК + ОК + Д ,

где: К – конфликт как столкновение интересов индивидов или социальных групп;

УК – участники конфликта, то есть те индивиды или группы, интересы которых затрагивает конфликт;

ОК – объект конфликта, то есть, тот ресурс, на который распространяются интересы сторон;

Д– действие одной из сторон, или обоих одновременно.

В приведенной выше формуле выделяется конфликтная ситуация, которая выглядит как УК + ОК. Это состояние, предшествующее конфликту, когда есть участники и объект конфликта, но отсутствует действие.

Из приведенной выше формулы конфликта можно вывести основные способы их разрешения:

1. Метод избегания конфликтов – то есть игнорирование противника, отказ от контактов с ним; это – уклонение от обсуждения проблем. В данном случае из конфликтной ситуации убирается элемент «УК». Нет одного из участников, значит, нет конфликта или, по крайней мере, он приостанавливается. Недостаток этого метода в том, что не устраняется противоречие, которое стало источником конфликта (ОК), а значит, сохраняется причина конфликтной ситуации.

2. Сближение позиций сторон – воздействие на объект конфликта (ОК), сглаживание «острых углов» за счет частичных уступок. Если по-поводу оценки объекта конфликта достигается устойчивый компромисс, конфликт прекратится.

3. Способ откладывания конфликта – отказ от действий, способствующих перерастанию конфликтной ситуации в конфликт, то есть отказ от элемента «Д», по меньшей мере, до накопления сил или изменения ситуации в сторону более благоприятную.

4. Примирение через посредника – это попытка воздействовать на все элементы конфликта с помощью «нейтральной» стороны. В последние годы появились специальные психологи, даже менеджеры по конфликтам. Их функции – примирение конфликтующих сторон.

5. Арбитраж или третейское разбирательство – похоже на предыдущий метод. Его особенность в том, что конфликтующие стороны заранее договариваются передать окончательное решение спора третьей стороне.

6. Переговоры между сторонами – поиски решения возникших проблем в процессе длительного обсуждения всех факторов и условий, которые могли бы положительно повлиять на разрешение противоречий между сторонами;

7. Принуждение – демонстрация силы перед противником, с целью принудить его пойти на уступки.

Более эффективными можно считать те методы, которые воздействуют на причины возникших противоречий. Этим они способствуют устранению объекта конфликты (ОК), а значит и самого конфликта.

10. Порядок оформления и осуществления социальной опеки и попечительства.

Опека, попечительство и патронаж — это социальные технологии, применяемые для защиты личных, имущественных, правовых интересов граждан и оказания помощи разным категориям населения. Опека–форма устройства малолетних гр-н (до 14л) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане являются законными представителями подопечных. Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан (от 14 до 18) и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане несут ответственность за опекаемых. Опекуны подбираются органами опеки и попечительства, либо органами управления образованием. Предпочтение отдается близким родственникам. Опекуном можно назначить только совершеннолетнее дееспособное лицо; учитываются нравственные и другие качества опекуна, способность его к выполнению обязанностей опекуна, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, если возможно, то желание самого ребенка. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Опекунам и попечителям на содержание ребёнка выплачиваются ежемесячные денежные средства, порядок и размер которых устанавливается правительством РФ. Опека устанавливается постановлением администрации муниципального образования по месту жительства. Наблюдение за деятельностью опекунов, условиями жизни, воспитанием, образованием опекаемых осуществляется органами управления образованием с помощью соц. педагога. Незаконные действия опекуна могут быть обжалованы в органы опеки и попечительства любым лицом, в т.ч. подопечным.

11. Сущность и содержание социальной политики. Социальная политика - это деятельностьгосударства, обществен­ных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу.Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве, призвана обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.Объектамисоциальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан РФ на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудо­способными гражданами. Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов, наиболее важные из них: социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества, равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уваже­ние личности и создание условий для ее развития. Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образова­ния, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о пре­старелых, материнстве и детстве. Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды. Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социаль­ной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность. Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью мак­симально возможного удовлетворения их нужд и интересов. Сплоченность всех составляющих общество клас­сов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотруд­ничества в области экономики, культуры, искусства.

12 Беседа с клиентом . Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента.

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека; уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней; конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Оценочный анализ - это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода.

Ведение записей. Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг. Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Целью социальной реабилитации является социализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования.

Принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы "Shapeyourlife" - "Формируй свою жизнь".

Принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и само обеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.

Принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям - через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей "социальной сети" в значительно меньшей мере - на общество в целом.

Принцип связи индивида и социальной среды позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.

Принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида в его собственных глазах и глазах окружающих.

Принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.

Задачи

1)К задачам социальной реабилитации относят:

2)Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.

3)Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

4)Развитие коммуникативных навыков.

Наши рекомендации