Способы принятия решений в разных культурах
В любой культуре в основе образовательного процесса лежитнациональная специфика работы с информацией, т.е. национальный когнитивный стиль, чаще всего выраженный в виде фреймов, схем, скриптов или сценариев, при этом, по мнению Л. В. Цуриковой, культурные модели связываются с понятием прототипа, занимающим важное место в когнитивном анализе представления знаний. На настоящий момент нам известны две полярные традиции в решении вопроса о культурных различиях в структуре когнитивных процессов. В первой традиции делается упор на то, что представители разных культур имеют разные «ментальные модели», с помощью которых осуществляется процесс восприятия и обработки информации. Специфика данных моделей отражается в способах решения мыслительных задач. Вторая традиция придерживается принципа универсализма в-обработке информации С точки зрения этой традиции не существует качественной разницы по отношению к представителям разных культур.
Авторы данного учебника склонны придерживаться первого подхода.
Совершенно очевидно, что в процессе межкультурной образовательной коммуникации возникает множество проблем, обусловленных национальной прагматической спецификой. Национальная ментальность представляет собой не что иное, как совокупность мыслительных процессов, детерминирующих построение специфической картины мира. С позиции этического и эмического подходов существуют когнитивные модели, характерные только для одной культуры, и существуют некие универсальные когнитивные модели. В контексте образовательной коммуникации особенно интересно будет рассмотреть фреймовый способ организации знаний в разных культурах, а также национальную структуру интеллекта и когнитивной деятельности. Условимся, что будем рассматривать «интеллект» с точки зрения социокультурного подхода, как результат процесса социализации, продукт целенаправленного обучения и совокупность процессов обработки информации, как продукт воздействия культурной среды и семиосферы. Существует несколько подходов к изучению интеллекта. Одна из попыток систематизировать информацию, накопленную в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, была предпринята М. А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов:
1) социокультурный — в данном подходе изучается влияние культуры и процесса социализации на специфику формирования интеллекта;
2) генетический — интеллект рассматривается как следствие усложняющейся адаптации к изменениям внешней среды;
3) процессуально-деятельностный — интеллект считается особой формой человеческой деятельности;
4) образовательный — интеллект рассматривается как продукт целенаправленного обучения;
5) информационный — интеллект представляется совокупностью элементарных процессов обработки информации;
6) феноменологический — в этом подходе считается, что интеллект есть особая форма содержания сознания;
7) структурно-уровневый — интеллект рассматривается как система разноуровневых познавательных процессов;
8) регуляционный — интеллект изучается как фактор саморегуляции психической активности.
Познавательные процессы в культурном контексте исследовались К. Леви-Строссом, А. Р. Лурией и др. Исследователей интересовала именно социокультурная специфика познавательных процессов, в том числе и в компаративном ключе. Существует мнение, что культура отражается на познавательной специфике личности и так или иначе формирует ее когнитивный стиль. Ученые считали, что нельзя использовать критерии оценки интеллектуальных возможностей человека в рамках одной культуры при тестировании представителей другой культуры. Это же и касается специфики методической разработки заданий.
Однако помимо культурно-специфичных параметров интелллекта есть некие когнитивные универсалии. В результате исследований было выявлено, что один социокультурный контекст может способствовать более продуктивному интеллектуальному развитию, чем другой. Например, А. Р. Лурия отмечал, что культура в любом случае оказывает влияние на характер интеллектуальных предпочтений, более того, формируется специфический познавательный стиль личности, в соответствии с которым в каждой культуре происходит фреймирование учебной текстовой информации. Таким образом, мы можем провести дифференциацию по структуре интеллектаи по стратегиям работы с информациейв разных культурах (а именно, по способам принятия решений и способам переработки информации). Фрейм представляет собой совокупность единиц, организованных вокруг событийного концепта, действия, процесса. По мнению Д. Мацумото, представители разных культурных групп могут применять различные стратегии работы с информацией. Жители Северной Америки, например, могут рассматривать несколько возможностей, проверяя каждую гипотетически, и затем выбрать оптимальное решение, основываясь на имеющейся информации и используя рациональный подход. В более жестких, гомогенных культурах и в культурах с высокой степенью избегания неопределенности чаще проявляется тенденция принимать решения, основанные на репрезентативности. То есть в дополнение к аргументации нужны графические приложения в форме презентаций, макетов и т.д. Д. Мацумото утверждает, что люди в разных культурах выбирают определенные типы стратегий и по-разному их используют. Например, процесс принятия решений в разных культурах неоднороден: в индивидуалистических культурах принято самостоятельно искать дополнительную информацию о событиях, а в коллективистских культурах принято включать окружающих в процесс принятия решений. Люди в коллективистских культурах также более склонны следовать традиционным когнитивным схемам, моделям мышления и деятельности, в особенности если эти модели используются лицами, имеющими высокий статус и пользующимися авторитетом. Говоря о таком когнитивном феномене, как креативность, можно отметить, что в странах с высоким индексом индивидуализма креативный подход к решению проблем и принятию решений поощряется больше, чем в коллективистских культурах. Согласно исследованиям М. А. Холодной, скорость переработки информации неоднородна существует как замедленный темп поиска решения (рефлективный когнитивный стиль, наиболее характерный для восточных культур), так и быстрый темп (импульсивный когнитивный стиль, чаще всего встречающийся в западной когнитивной традиции). Данный подход можно применять не только для анализа индивидуальных особенностей личности, но и при анализе специфики когнитивной деятельности отдельных этносов. Очевидно, что когнитивный стиль отражает способ восприятия, анализа, структурирования и категоризации мира, стиль учения. То есть, по мнению М. А. Холодной, когнитивный стиль — это способ организации познавательного контакта с миром. В большинстве западных культур преобладает «высокая когнитивная сложность» — многомерная модель реальности во множестве взаимосвязей. Для восточных культур, с точки зрения западного человека, характерна «низкая когнитивная сложность» — однозначная, упрощенная интерпретация реальности. Хотя, по нашему мнению, эту позицию можно оспорить.
Модели мотивации сотрудников в разных культурах.
Существуют следующие мотивационные модели:
1) мотивационные модели, в основе которых лежат потребности;
2) процессуальные модели мотивации, в основе которых лежит рациональная детерминанта;
3) подкрепляющие модели мотивации, в которых главным образом учитывается роль вознаграждений и взысканий, полученных в результате выбранной стратегии.
Мотивационные модели на основе потребностей в разных культурах. Как правило, для описания и оценки эффективности мотивационного процесса используются четыре фактора, описанные Хофстеде (социальная ориентация, отношение к власти, отношение к неопределенности и ориентация на достижение цели).
Например, мотивация работников в культурах с индивидуалисткой доминантой будет зачастую обусловлена вознаграждением и поощрением. С другой стороны, мотивация в коллективистских культурах больше построена на коллективных поощрениях, сплоченности коллектива. В таких случаях индивидуальные вознаграждения могут спровоцировать эмоциональный дискомфорт. Многих американцев, работающих в японских компаниях, шокирует командный подход к поощрениям, не приемлющий выделения из коллектива.
Поскольку в таких культурах высок уровень уважения к власти, то они признают право вышестоящих управлять действиями подчиненных на основании занимаемого ими статуса. В культурах с низкой дистанцией власти подобное наблюдается редко.
В культурах с высокой степенью принятия неопределенности люди в большей степени мотивированы обеспечением гарантии занятости и стабильности.
Что касается соотнесения «пирамиды потребностей» А. Маслоу и мотивационных моделей, то можно заметить, что менеджеры из менее развитых стран (Индия) отдают приоритет обеспечению собственной безопасности и удовлетворению потребностей в самооценке.
Если опираться на теорию Д. Маклелланда, основанную на структуре приобретенных потребностей, то можно утверждать, что для представителей индивидуалистских культур характерны принятие неопределенности, терпимость к власти, активное целевое поведение, потребность в достижении успеха и повышении собственного социального и финансового статуса. Напротив, представители коллективистских культур испытывают сильнейшую потребность быть частью значимого для них социума.
Процессуальная модель в разных культурах. В основе процессуальной модели лежит убеждение в том, что независимо от принадлежности к той или иной культуре ценности и цели индивидом все-таки различны. Модель основана на «теории ожиданий» - описании модели принятия индивидом решения относительно выбора той или иной стратегии поведения, имеющей целью получение конкретных результатов.
Рамки использования этой модели в кросскультурном контексте достаточно ограничены.
Подкрепляющая модель мотивации в разных культурах. Возможности применения подкрепляющей модели в кросскультурном контексте также ограничены. Согласно этой модели, если определенная линия поведения применялась и имела в итоге успех, то велика вероятность ее применения в будущем. И соответственно, при отрицательном результате вероятность повторения поведенческого алгоритма не так велика.
Однако в подкрепляющей мотивационной модели нет четких определений категорий «поощрение» и «наказание». Например, в мусульманских странах существует убеждение, что все происходящее — исключительно воля Всевышнего, а не результат выбранной человеком стратегии. Здесь система поощрения и наказания будет иметь уже совершенно другое значение и смысл. В данном случае действительно очень важно понимать, что относится к категориям «поощрение» и «наказание» в разных культурах.
Д. Мацумото обращает внимание на то, что в индивидуалистских культурах (в частности, в США) имеет место такое явление, как «социальное расслабление». Как правило, это обусловлено тем, что в культурах данного типа происходит снижение эффективности индивидов при работе в группе по сравнению с индивидуальной деятельностью. По мнению ученого, причина данного явления состоит в размытой ответственности при групповой работе. Мацумото отмечает, что в культурах коллективистского типа (Китай, Япония) «социальное расслабление» практически полностью отсутствует. Напротив, в культурах коллективистского типа имеет место феномен «социальной энергичности». Групповая работа в данных культурах носит наиболее продуктивный характер.
Лидерство в интернациональных компаниях.Никто не будет отрицать тот факт, что культурные различия оказывают существенное влияние на поведение лидера. Если исходить из этого, то становится совершенно очевидно, что различия будут отражаться на способах распределения рабочего времени, моделях принятия решений, методах мотивации и т.п. Если опираться на теорию»Г. Хофстеде, то можно отметить, что в индивидуалистских культурах лидеры ориентируются на отдельных работников, а не на коллектив в целом. В коллективистских культурах, напротив, лидер должен обеспечивать согласованность и слаженную работу коллектива. В культурах, которым свойственно уважение к власти, лидер принимает решения самостоятельно и несет за них ответственность. Здесь, как правило, существует ориентация на линию поведения, основанную на получение конечных результатов, т.е. результативно-ориентированный подход (task-oriented). Обычно лидер такого типа не слишком заботится об участии подчиненных в принятии решений. Однако если в культуре ценится терпимость к власти, лидеру приходится уделять меньше внимания самому процессу и быть более ориентированным на отношения. Подчиненные вовлекаются в процесс принятия решений, во многие другие процессы, связанные с управлением и функционированием компании.
Если рассматривать ситуацию с позиции отношения к неопределенности, то в корпоративных культурах, стремящихся избегать неопределенности, сотрудники будут отдавать предпочтение системному подходу и будут достаточно комфортно себя чувствовать при постановке конкретных целевых заданий. Здесь доминантой является ориентация на достижение целей, а не на эмоциональный комфорт в команде. Напротив, в корпоративных культурах, характеризующихся лояльным отношением к неопределенности, положительную роль может сыграть вовлеченность сотрудников в процессы компании.
Из всего вышеперечисленного очень хорошо видно, что стили руководства и управления прямиком зависят от специфики национальной культуры.
По мнению Д. Мацумото, в американской культуре от лидеров ожидают, что они возьмут на себя процесс принятия решений, будут инициативными и активными. В других культурах для руководителя может быть характерен «отеческий тип лидерства». Здесь нередко на первое место, помимо уже обозначенных, выходят такие качества, как гибкость, направление деятельности подчиненных, опека. Например, для Индии оптимальным стилем лидерства будет нечто среднее между участливостью и заботой с одной стороны и авторитарным форматом с другой.
В США принято четко разграничивать работу и личное время. Руководители, как правило, не имеют права интересоваться личной жизнью работников и посягать на их личное время. В других культурах мы можем наблюдать не столь четкие границы между работой и личной жизнью. Случается, что в таких культурах лидеры требуют сверхурочной работы (Индия и Япония). Сами подчиненные нередко обращаются за советом к своему начальнику по поводу личных проблем и ожидают от него помощи. Лидеры в коллективистских культурах считают, что их полномочия и долженствования простираются за пределы непосредственно работы.
Специфика командной работы в разных культурах. Совершенно очевидно, что состав команды играет существенную роль. В интернациональных командах зачастую имеет место разница в способах принятия решений, работы с информацией, коммуникации, отношения к конфликтам и т.п.
По мнению Екатерины Полонской, межкультурные различии в командной работе чаще всего проистекают из различных ценностных констант, лежащих в основе национального менталитета.
В российских организациях в командной работе ценятся преимущественно эмоциональные составляющие: эмоциональный комфорт, открытые отношения, готовность прийти на помощь, поддержка, доверие. И только после этих качеств упоминаются профессионализм и общие цели.
На Западе в первую очередь ценятся профессионализм и именно навыки делового общения, а не эмоциональные связи.
Е. Полонская отмечает, что команда в «западном» понимании (team)представляет собой группу специалистов-профессионалов, нацеленных на конкретную задачу и взаимодействующих друг с другом через поиск путей решения данной задачи. Если у некоторых членов команды профессиональные умения и навыки оказываются недостаточными, они легко заменяются другими.
В российском понимании команда — это группа близких и доверяющих друг другу людей, которые вдобавок ко всему имени общую задачу.
Ф. Тромпенаарс, описывая модель межкультурных различий, как уже было сказано выше, выделил несколько шкал, по которым можно характеризовать культуры. Данная классификация базируется на внутренних ценностях, присущих разным культурам, изначальной целью которых было сохранение культуры как таковой. Опираясь на эту методику можно проследить то, каким образом воспринимается команда в разных культурах.
Возьмем шкалу «специфичность — диффузорность». В специфичных культурах личное и публичное пространства отделены друг от друга; происходит четкое разделение ролей, которые, как правило, не смешиваются. В «диффузных» культурах все роли перемешаны. Поэтому в рабочие отношения очень часто привносятся элементы личных отношений, которые оказывают существенное отрицательное воздействие на эффективность.
Специфичная культура представлена в Австралии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии, США и других странах Западной Европы. Диффузорная культура характерна для таких стран, как Китай, Непал, Югославия, Чехия, Венгрия, Россия.
Курт Левин при описании феномена лидерства приводит интересную дифференциацию людей на тех, кто относится к U-типу, и тех, кто представляет G-тип. Первые разделяют публичное пространство на сегменты: работа, спорт, отдых с друзьями. Как правило, в любой из данных сегментов можно легко войти, однако это совсем не означает, что вы получите право посягать на личное пространство и приближаться к человеку ближе условленных им границ. Человек G-типа имеет условную границу между личным и публичным пространствами. С помощью данной классификации можно легко объяснить межкультурную разницу в командной работе.
Представители специфичных культур легче включаются н работу и деловые игры, потому что для них это публичное пространство. Диффузные культуры, публичное пространство которых невелико, чувствуют настороженность при общении с малознакомыми людьми, которых они практически сразу должны «пустить к себе в душу». Именно поэтому в данном контексте так ценятся эмоциональный комфорт и человеческие качества.
Для диффузной команды характерно резко отрицательное отношение к конфликтам и критике: считается, что критикуют не профессиональные качества человека, а его личность в целом. Диффузная часть смешанной команды воспринимает рабочее пространство как часть своего жизненного пространства и ожидает от руководства большой включенности в свои личные процессы. Специфичные сотрудники (особенно руководство) вполне правомочно могут считать, что личные дела сотрудников их не касаются.
Такие параметры, как специфичность и диффузорность, влияют на отношение сотрудников к рабочим целям: в диффузной культуре оценка процесса достижения цели происходит на основе прошлого опыта человека, его достижений и связей. В специфичной культуре оценивается лишь результативность. Все вышесказанное совсем не означает, что диффузная команда или диффузный сотрудник не достигают целей, просто здесь процесс идет по-другому: от качества взаимоотношений к качеству выполнения задачи.
В индивидуалистской культуре могут быть сложности, связанные с установлением общих поведенческих норм, со сплочением коллектива. В коллективистских культурах сплоченность команды часто формируется естественным путем.
Можно отметить и тот факт, что отношение к неопределенности также неоднозначно отражается на интернациональной групповой работе. Расплывчатую задачу группа с высоким уровнем неприятия неопределенности не сможет выполнить качественно.
На эффективность работы кросскультурных команд будут влиять, например, такие факторы, как:
• специфика восприятия времени;
• способы работы с информацией.
Мы предлагаем следующую классификацию команд, которую чаще всего используются в проектной деятельности, в том числе и учебной:
• монокультурная команда;
• мультикультурная команда;
• виртуальная команда;
• кроссфункциональная (проектная) команда.
Что касается специфики работы в монокультурных командах, то очевидно, что национальный фактор играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) вербальной и особенно невербальной информации. Представители разных культур (больше всего это касается национальных различий) неодинаков воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь собственную социокультурную призму.