Определите, какие средства художественной выразительности использованы в приведенных отрывках. Подчеркните их. Разграничьте тропы и стилистические фигуры речи.

1) Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова).

2) Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает все крыльцо (Частушка).

3) Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана (М.Лермонтов).

4) Степям и дорогам

Не кончен счет.

Камням и порогам

Не найден счет (Э.Багрицкий).

5) Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот мной утраченного дня? (А.Пушкин)

6) ...С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин).

7) На вересковом поле,

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом (С.Маршак).

8) Шумят толпой усталые перроны

И грустные глаза завидуют веселым (М.Борзыкин).

9) Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня (А.Блок).

10) Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив (Д.Минаев).

11). Солнышко утром в колодезь озер

Глянуло – месяца нет.

Свесило ноги оно на бугор,

Кликнуло – месяца нет (С.Есенин).

12) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!..

Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н.Матвеева).

13) Не живой он пел, а умирающий.

Лебедь пел все тише, все печальнее (В.Брюсов).

14) И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком (С.Есенин).

15) Вижу его на дороге и в гроте...

Смуглую руку у лба... (М.Цветаева)

16) Прекрасной дочерью своей

Гордится старый Кочубей (А.Пушкин).

17) Люблю летать, заснувши наяву (А.Пушкин).

18) В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук (В.Маяковский).

19) Прибежал, пошел лобызаться с женой,

чаю выдул – стаканов до тыщи... (В.Маяковский)

20) Он знак подаст –

И все хлопочут;

Он пьет – все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат... (А.Пушкин).

21)Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, –

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им душевной теплоты. (Н.Рыленков)

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: почему действующие лица рассказа считали, что главный герой рассказа болен или просто издевается над старшими? Чего не учел Сережа? Найдите в тексте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости слов.

ПРЕВЗОШЛО САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ

...Как-то мне попалась книга «Что нужно знать будущему писателю». Она заворожила меня. Не советом заносить в общую тетрадь оригинальные мысли – чужие и свои, если придут в голову. До этого я уже додумался. И не указанием – прежде чем что-нибудь писать, обдумать план. Нет, книжка взволновала меня рассуждением о различных стилях речи. Оказывается, есть слова, которые значат почти одно и то же, но различаются окраской и придают речи особые оттенки... Приводился красноречивый пример: есть, лопать, шамать, трескать, питаться, кушать. Как можно испортить текст глухотой к звучанию слова, доказывалось цитатой из забытого исторического романа: «Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и шлепнулся мордой в грязь». Впоследствии я догадался, что эту цитату составитель пособия изобрел сам.

Словом, еще не зная, страдаю ли я глухотой к слову, я вознамерился принять против нее меры заранее, а для того совершенствоваться в употреблении слов и оборотов, придающих речи возвышенный, торжественный или, наоборот, сниженный и грубый оттенок. А также добиваться экспрессивности слога. Я еще не очень хорошо понимал, что это означает, но догадывался, что за ним скрывается один из ключей к успеху на поприще литературы. Кроме того, я решил упражняться в применении идиом, крылатых слов и выражений и прочих фразеологических оборотов.

Утром, когда мама спросила меня, понравилась ли мне кинокартина, которую мы накануне смотрели всем классом, я ответил:

– Превзошла самые смелые ожидания!

Мама, несколько удивившись, спросила, чем именно.

– Всколыхнула лучшие чувства! – ответствовал я.

– Странно ты сегодня разговариваешь! – обиделась мама. – Говори по-человечески!

– Не премину! – пообещал я. Больше мама со мной вообще не беседовала. Сердилась.

В школе мои попытки говорить экспрессивным слогом привели к более серьезным последствиям. На уроке мы поспорили с соседом по парте.

– Что у вас там происходит? – спросила Анна Васильевна.

– Ничего, что заслуживало бы упоминания, – ответил я. – Буря в стакане воды!

Брови Анны Васильевны изумленно поползли вверх.

– Ты плохо себя чувствуешь? – заботливо спросила она.

– Отнюдь! Не имею никаких оснований для жалоб! – прозвучал мой ответ. Меня отправили к врачу.

– Ну, так какие у нас жалобы? – справилась добрейшая Елизавета Матвеевна.

– Самочувствие не оставляет желать лучшего! – доложил я.

Манера говорить, которую я выбрал с утра, оказалась прилипчивой. Я уже сам был бы рад освободиться от нее – не получалось.

– Открой рот, покажи горло, скажи: а-а-а!

– Почту за честь! – воскликнул я, хотя терпеть не мог этой процедуры. А когда Елизавета Матвеевна сообщила мне, что горло чистое, я заметил, что не испытывал ни малейших сомнений на сей предмет. Тут она велела мне смерить температуру.

Температура оказалась нормальной, о чем Елизавета Матвеевна сказала с явным удивлением.

– Оснований для тревоги нет и в помине! – прокомментировал я. – Будет ли мне позволено вернуться на урок?

– Ступай-ка ты лучше домой! – сказала Елизавета Матвеевна. – Я тебе освобождение напишу. Посиди денек-другой дома. Отдохни. А главное – ничего не читай!

Я слышала, что ты очень много читаешь.

– Это обстоятельство имеет место! – сказал я, чувствуя, что впадаю в иную стилистическую тональность, с несколько канцелярским оттенком. Я вышел из кабинета врача с запиской об освобождении в руках, размышляя о превратностях судьбы того, кто собирается стать писателем.

Едва начнешь упражняться в применении разнообразно окрашенных слов и оборотов, как тебя сочтут больным.

...Я пересек улицу Горького напротив Музея Революции, немного не дойдя до перекрестка.

«Интересно, кому это свистят?» – с любопытством подумал я. Оказалось, мне.

Милиционер своей волшебной палочкой проделал пасс, который означал, что я должен вернуться на тот тротуар, с которого сошел, и подойти к нему. Я как загипнотизированный поплелся туда, куда указывала палочка.

Когда я приблизился к милиционеру, он, слегка наклонившись ко мне, приложил руку к шлему и спросил скорее благожелательно, чем грозно:

– Нарушаем?

И я с ужасом услышал свой ответ:

– Имело место! – Канцелярская стилистическая волна захватила меня и не отпускала.

– Что? – переспросил милиционер.

– Нелегкая попутала! – сказал я, стремясь сделать свою речь не столько официальной, сколько выразительной.

– Ты как со старшими разговариваешь?! – возмутился милиционер, на что я неожиданно для самого себя ответил:

– Далек я был от мысли вас обидеть! – с изумлением чувствуя, что говорю ритмической прозой.

– Так! И нарушаем, и еще издеваемся! – воскликнул милиционер.

– Помилуйте! – в свою очередь вскричал я. – Чем повод дал я вам для этих подозрений?!

– ...Всегда так говоришь? – с изумлением спросил он.

Я отрицательно помотал головой.

– Ну, скажи что-нибудь попросту!

– Желанье ваше мне закон!

– Господи! – охнул милиционер. – Ну, чеши домой!

И от этих слов во мне что-то словно щелкнуло. «Чешу домой!» – подумал я с облегчением. Когда мне открыла дверь мама с обычным вопросом, что в школе и почему я так рано, я выпалил:

– Меня милиционер задержал! Во-о! Дал духу! Потом отпустил! Я – драла! Задал лататы!

– Что ты говоришь? Как ты говоришь?! – простонала мама.

– Неужели непонятно: дал стрекача! Я рано потому, что доктор отпустил. Я говорю: есть такое дело – и, не будь дурак, домой во весь дух.

Мама слабым голосом спросила:

– Что с тобой?

Потом она тоже смотрела мне горло, мерила температуру, собиралась идти в школу, чтобы поговорить с Анной Васильевной. А я как мог ее успокаивал:

– Куда, за семь верст киселя хлебать! Все это ерунда на постном масле.

...Когда со службы вернулся папа, мама, не давая ему раздеться, задержала в коридоре и что-то долго и взволнованно сообщала ему.

– О тебе говорят! – преданно доложил мне младший брат Юра.

– Да, – промолвил я многозначительно, – зашел я далеко! Что ни скажу, нет веры мне. Все звук пустой!

Юрка восхитился. А меня даже не позвали ужинать, а отправили в постель, предварительно дав валерьянки. Не знаю, чем кончилась бы эта история, если бы я, проснувшись утром, не сказал громко:

– Есть как хочется!

И услышал радостный Юрин возглас:

– Сережа выздоровел! (По С.Львову)

3. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1)разговорному;

2)художественному;

3)газетно-публицистическому;

4)официально-деловому;

5)научному.

ТЕКСТ 1

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

ТЕКСТ 2

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

ТЕКСТ 3

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

ТЕКСТ 4

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

ТЕКСТ 5

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

ТЕКСТ 6

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

ТЕКСТ 7

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 8

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

ТЕКСТ 9

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...

ТЕКСТ 10

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

ТЕКСТ 11

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок. Г. Науменко.

ТЕКСТ 12

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 13

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Д. С. Лихачев.

ТЕКСТ 14

Расписка
Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

15.04.2003. Е. Петрова

ТЕКСТ 15

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

· Разговорный стиль

1. Подчеркните и обозначьте сверху буквамиНиРте слова, которые характерны для речи нейтрального и разговорного стилей.

1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.

2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.

3. Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.

4. Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.

5. Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.

6. Сделать, совершить, смастерить, свершить, предпринять.

7. Отвратительный, ужасный, противный, поганый, мерзкий.

Наши рекомендации