Принцип учета возрастных особенностей

Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физи­ческом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характе­ризуется этапностью развития систем движений человека, колебатель­ным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного раз­вития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).

Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности.

а) Единство генетического хода развития

Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии он­тогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключа­ются в темпах физического и психического развития, конечном резуль­тате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физи­ческих способностей и познавательной деятельности зависит от основ­ного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов.

б) Максимальное использование сенситивных периодов развития
Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и не­
одновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических,
физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те
возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к опре­
деленного рода воздействиям, названы сенситивными, или критически­
ми, поскольку они оказывают существенное влияние на последующие
этапы развития и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская, 1970).

Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом счи­тается возраст 5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпоч­тителен для развития всего спектра физических качеств и координацион­ных способностей. Поэтому естественно считать его важным для органи­зованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для формиро­вания осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А. Г. Щедрина, 1996).

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физичес­ких способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенси­тивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и мак­симально использовать для развития и личностного роста.

в) Учет зоны ближайшего развития

При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего раз­вития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подго­товка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоя­тельно, во втором -, возможность выполнять задание с помощью учите­ля (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.

Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает пред­ставление о потенциальных возможностях развития,'что, в свою оче­редь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченны­ми функциональными возможностями.

Выявление актуального и потенциального уровней физического раз­вития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп.

Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогичес­ких воздействий

Эти принципы вытекают из признания основополагающего посту­лата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие су­ществования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совер­шенствования индивидуальных возможностей.

Принцип адекватностиозначает требование, чтобы выбор средств, ме­тодов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно дей­ствующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации.] Принцип адекватности предусматривает учет следую­щих факторов: тяжеспгобновного дефекта, характера сопутствующих забо­леваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуаль­ные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомо­торной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обуче­нию, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и при­родные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальностиозначает разумно сбалансированные вели­чины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адапта­ционных процессов, которые определяются силой и характером вне­шних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражне­ния, различные по характеру, направленности, координационной слож­ности, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативностиозначает бесконечное многообразие содер­жания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не толь­ко в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вслед­ствие вынужденной" гиподинамии испытывают двигательный и эмоци­ональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигатель­ной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выража­ется в варьировании физических упражнений и условий их выполне­ния, методов и методических приемов словесного и звукового воздей­ствия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоци­онального состояния занимающихся. |Выбор возможных сочетаний пе­речисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индиви­дуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направ­ленности в адаптивной физической культуре?

2. Что означает непрерывное физкультурное образование?

3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для ин­
валида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.

4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной
физической культуры в социализации личности?

5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инва­
лида?

6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрирован­
ное обучение».

7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в ин­
теграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?

8. В чем заключаются возможности реализации принципа интегра­
ции в адаптивной физической культуре?

9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для
ребенка с нарушениями в развитии?

10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.

11. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материн­
ской депривации на воспитание и развитие детей.

12. Раскройте, почему соблюдение методических принципов опре­
деляет профессиональную компетентность педагога адаптивной физи­
ческой культуры?

13. Какие требования к педагогу предполагает реализация принци­
па научности?

14. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как
реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами?

15. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-
инвалидов?

16. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в
процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями
зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

17. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступ­
ности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

18. Что означает принцип систематичности в адаптивном физичес­
ком воспитании?

19. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения
принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченны­
ми возможностями?

20. Раскройте значение принципа прочности для долговременного
непрерывного физкультурного образования и социализации личности.

21. Раскройте комплексный характер диагностирования.

22. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют
принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заклю­
чаются?

23. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направ­
ленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной
педагогики?

24. В чем заключается компенсаторная направленность педагогичес­
ких воздействий?

25. В чем проявляются возрастные особенности физического и пси­
хического развития ребенка?

26. В чем заключается единство онтогенетического хода развития
здорового ребенка и с нарушениями в развитии?

27. Почему в адаптивной физической культуре необходимо макси­
мально использовать сенситивные периоды развития?

28. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона бли­
жайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного фи­
зического воспитания?

29. Что означает принцип адекватности педагогических воздействий
в адаптивной физической культуре?

30. Что означает принцип оптимальности педагогических воздей­
ствий в адаптивной физической культуре?

31. В чем состоит принцип вариативности педагогических воздействий?

32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий
физическими упражнениями с детьми-инвалидами?

Раздел IV

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ

И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 17 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА

АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

17.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры

Постановка педагогических задач, степень их конкретизации и чет­кость формулирования определяют направленность и содержание педа­гогических воздействий, адекватный подбор методов и методических приемов во всех формах направленного использования средств физичес­кой культуры. В адаптивном физическом воспитании как наиболее орга­низованном виде АФК более системно представлены все виды педагоги­ческих задач. Их две группы: 1) общие для всех — и здоровых, и с нару­шениями в развитии, обусловленные потребностями общества и отра­женные в государственных программах для массовых и специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений. Базовый компонент состав­ляет основу стандарта подготовки учащихся в сфере физической культу­ры; 2) специфические, отражающие особенности физического воспита­ния детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основно­го дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений.

К общим задачам относятся следующие:

-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому раз­витию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

-обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков;

-развитие двигательных (кондиционных и координационных) спо­собностей;

-формирование необходимых знаний в области физической куль­туры личности;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отды­ха, тренировки, повышения работоспособности;

- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к органи­зованности, ответственности за свои поступки, любознательности, ак­тивности и самостоятельности.

К специфическим задачам адаптивной физической культуры отно­сятся коррекционные, компенсаторные и профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи.

Если физическое воспитание здоровых школьников имеет обще­подготовительную направленность (Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Ф. Курам-шин, В.И. Попов, 1999), то адаптивное физическое воспитание, как и другие виды АФК, имеет ярко выраженную коррекционно-развиваю-щую направленность. По мнению Е.С. Черника (1997), физическую куль­туру детей с нарушениями развития нужно рассматривать как коррек-ционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигатель­ных нарушений.

Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позво­лило их сгруппировать в следующие виды:

1. Коррекция техники основных движений — ходьбы, бега, плава­
ния, прыжков, лазанья, перелезания, метания, мелкой моторики, сим­
метричных и асимметричных движений, упражнений с предметами и др.

2. Коррекция и развитие координационных способностей - согла­
сованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физи­
ческих упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки
усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирова­
ния на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности
движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной коорди­
нации и т. п.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышеч­
ной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств,
ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формиро­
вание новых видов движений за счет сохранных функций в случае не­
возможности коррекции.

5. Профилактика и коррекция соматических нарушений — осанки,
сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосу­
дистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболева­
ний, травматизма и микротравм.

6. Коррекция и развитие сенсорных систем:

-дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, рас­стоянию, направлению;

-развитие зрительной и слуховой памяти; -развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; -дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетичес-ких восприятий и т. п.

7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной дея­
тельности — зрительно-предметного и зрительно-пространственного вос­
приятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памя­
ти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т. п.

Деление это носит условный характер, в практической работе стро­гих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач, и несколько упражнений могут быть нацелены на ре­шение одной задачи.

________ 17.2. Средства адаптивной физической культуры

К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражне­ние является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилак­тические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

Усовершенствование характеристик движений, освоение двигатель­ных умений, развитие физических качеств достигается за счет много­кратного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возра­сте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:

1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимули­
руют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус
и эластичность мышц;

2) улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;

3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС),
повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к
сильным раздражителям;

4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаи­
модействие двух сигнальных систем;

5) улучшают функции сенсорных систем.

^ Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленны­ми действиями, связаны с целым рядом психических процессов (внима­нием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыс­лительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают инте­ресы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного раз­вития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность.

Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями са­мих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, вели­чиной нагрузки и т. п.; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболевани­ями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (дви­гательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, спо­собностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью;





в-третьих, внешними условиями - психологическим климатом на за­нятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим ос­нащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный ком­форт занимающихся.

Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соот­ветственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Единой классификации не суще­ствует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распро­страненными являются следующие классификации:

1) по целевой направленности:упражнения общеразвивающие,
спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекци-
онные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных фи­
зических качеств:упражнения на развитие силовых, скоростных качеств,
выносливости, гибкости и т. п.;

3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные
группы:упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, пред­
плечья, голени, бедра, мимические мышцы и т. п.;

4) по координационной направленности:упражнения на ориентиров­
ку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий,
расслабление, ритмичность движений и др.;

5) по биомеханической структуре движений:циклические (ходьба, бег,
плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля, и др.), ацикли­
ческие (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения,
упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с раз­
бега, подвижные и спортивные игры и др.);

6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напря­
женности физиологических функций:упражнения низкой интенсивности
(ЧСС - до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизиру­
ющей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);

7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов:уп­
ражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту,
с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на
основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствую­
щих программ Паралимпийских игр (В.П. Жиленкова, 2001);

8) по лечебному воздействию:упражнения на восстановление функ­
ций паретичных мышц, спорности, подвижности в суставах, упражне­
ния, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы,
функции дыхания, кровообращения и др.;

9) по исходному положению:упражнения, выполняемые в положе­
нии лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, при­
сев, на четвереньках и др.;

10) по степени самостоятельности выполнения упражнений:активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью

протезов, туторов, ортезов и технических устройств, в ходунках, ко­ляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической ук­ладки, пассивных упражнений и др.

11) по интеграции междисциплинарных связей:художественно-музы­кальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказ-ко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

В таблице показано только одно циклическое упражнение — ходьба как средство коррекции физических и психических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии: коррек­ции равновесия, быстроты реакции и переключения, дифференцировки усилий, расстояния, ритма и темпа движений, ориентировки в простран­стве, мелкой моторики, осанки, подвижности в суставах, развития вни­мания, воображения, сопряженной речи, словарного запаса и др.

Аналогичными возможностями обладают все физические упражне­ния — бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры и т. п^От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач адаптивной физической культуры.

Наши рекомендации