Принцип учета возрастных особенностей
Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движений человека, колебательным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного развития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).
Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности.
а) Единство генетического хода развития
Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключаются в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физических способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов.
б) Максимальное использование сенситивных периодов развития
Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и не
одновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических,
физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те
возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к опре
деленного рода воздействиям, названы сенситивными, или критически
ми, поскольку они оказывают существенное влияние на последующие
этапы развития и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская, 1970).
Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом считается возраст 5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпочтителен для развития всего спектра физических качеств и координационных способностей. Поэтому естественно считать его важным для организованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для формирования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А. Г. Щедрина, 1996).
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.
в) Учет зоны ближайшего развития
При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором -, возможность выполнять задание с помощью учителя (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.
Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает представление о потенциальных возможностях развития,'что, в свою очередь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченными функциональными возможностями.
Выявление актуального и потенциального уровней физического развития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп.
Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий
Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей.
Принцип адекватностиозначает требование, чтобы выбор средств, методов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации.] Принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: тяжеспгобновного дефекта, характера сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуальные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомоторной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обучению, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений.
Принцип оптимальностиозначает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Принцип вариативностиозначает бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной" гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся. |Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.
Контрольные вопросы и задания
1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре?
2. Что означает непрерывное физкультурное образование?
3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для ин
валида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.
4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной
физической культуры в социализации личности?
5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инва
лида?
6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрирован
ное обучение».
7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в ин
теграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?
8. В чем заключаются возможности реализации принципа интегра
ции в адаптивной физической культуре?
9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для
ребенка с нарушениями в развитии?
10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.
11. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материн
ской депривации на воспитание и развитие детей.
12. Раскройте, почему соблюдение методических принципов опре
деляет профессиональную компетентность педагога адаптивной физи
ческой культуры?
13. Какие требования к педагогу предполагает реализация принци
па научности?
14. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как
реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами?
15. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-
инвалидов?
16. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в
процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями
зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
17. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступ
ности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
18. Что означает принцип систематичности в адаптивном физичес
ком воспитании?
19. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения
принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченны
ми возможностями?
20. Раскройте значение принципа прочности для долговременного
непрерывного физкультурного образования и социализации личности.
21. Раскройте комплексный характер диагностирования.
22. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют
принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заклю
чаются?
23. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направ
ленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной
педагогики?
24. В чем заключается компенсаторная направленность педагогичес
ких воздействий?
25. В чем проявляются возрастные особенности физического и пси
хического развития ребенка?
26. В чем заключается единство онтогенетического хода развития
здорового ребенка и с нарушениями в развитии?
27. Почему в адаптивной физической культуре необходимо макси
мально использовать сенситивные периоды развития?
28. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона бли
жайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного фи
зического воспитания?
29. Что означает принцип адекватности педагогических воздействий
в адаптивной физической культуре?
30. Что означает принцип оптимальности педагогических воздей
ствий в адаптивной физической культуре?
31. В чем состоит принцип вариативности педагогических воздействий?
32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий
физическими упражнениями с детьми-инвалидами?
Раздел IV
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ
И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 17 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
17.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры
Постановка педагогических задач, степень их конкретизации и четкость формулирования определяют направленность и содержание педагогических воздействий, адекватный подбор методов и методических приемов во всех формах направленного использования средств физической культуры. В адаптивном физическом воспитании как наиболее организованном виде АФК более системно представлены все виды педагогических задач. Их две группы: 1) общие для всех — и здоровых, и с нарушениями в развитии, обусловленные потребностями общества и отраженные в государственных программах для массовых и специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений. Базовый компонент составляет основу стандарта подготовки учащихся в сфере физической культуры; 2) специфические, отражающие особенности физического воспитания детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений.
К общим задачам относятся следующие:
-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
-обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
К специфическим задачам адаптивной физической культуры относятся коррекционные, компенсаторные и профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи.
Если физическое воспитание здоровых школьников имеет общеподготовительную направленность (Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Ф. Курам-шин, В.И. Попов, 1999), то адаптивное физическое воспитание, как и другие виды АФК, имеет ярко выраженную коррекционно-развиваю-щую направленность. По мнению Е.С. Черника (1997), физическую культуру детей с нарушениями развития нужно рассматривать как коррек-ционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений.
Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позволило их сгруппировать в следующие виды:
1. Коррекция техники основных движений — ходьбы, бега, плава
ния, прыжков, лазанья, перелезания, метания, мелкой моторики, сим
метричных и асимметричных движений, упражнений с предметами и др.
2. Коррекция и развитие координационных способностей - согла
сованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физи
ческих упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки
усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирова
ния на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности
движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной коорди
нации и т. п.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышеч
ной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств,
ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формиро
вание новых видов движений за счет сохранных функций в случае не
возможности коррекции.
5. Профилактика и коррекция соматических нарушений — осанки,
сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосу
дистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболева
ний, травматизма и микротравм.
6. Коррекция и развитие сенсорных систем:
-дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
-развитие зрительной и слуховой памяти; -развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; -дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетичес-ких восприятий и т. п.
7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной дея
тельности — зрительно-предметного и зрительно-пространственного вос
приятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памя
ти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т. п.
Деление это носит условный характер, в практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач, и несколько упражнений могут быть нацелены на решение одной задачи.
________ 17.2. Средства адаптивной физической культуры
К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:
1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимули
руют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус
и эластичность мышц;
2) улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС),
повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к
сильным раздражителям;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаи
модействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем.
^ Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность.
Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т. п.; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью;
в-третьих, внешними условиями - психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся.
Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации:
1) по целевой направленности:упражнения общеразвивающие,
спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекци-
онные, профессионально-подготовительные;
2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных фи
зических качеств:упражнения на развитие силовых, скоростных качеств,
выносливости, гибкости и т. п.;
3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные
группы:упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, пред
плечья, голени, бедра, мимические мышцы и т. п.;
4) по координационной направленности:упражнения на ориентиров
ку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий,
расслабление, ритмичность движений и др.;
5) по биомеханической структуре движений:циклические (ходьба, бег,
плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля, и др.), ацикли
ческие (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения,
упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с раз
бега, подвижные и спортивные игры и др.);
6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напря
женности физиологических функций:упражнения низкой интенсивности
(ЧСС - до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизиру
ющей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);
7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов:уп
ражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту,
с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на
основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствую
щих программ Паралимпийских игр (В.П. Жиленкова, 2001);
8) по лечебному воздействию:упражнения на восстановление функ
ций паретичных мышц, спорности, подвижности в суставах, упражне
ния, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы,
функции дыхания, кровообращения и др.;
9) по исходному положению:упражнения, выполняемые в положе
нии лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, при
сев, на четвереньках и др.;
10) по степени самостоятельности выполнения упражнений:активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью
протезов, туторов, ортезов и технических устройств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической укладки, пассивных упражнений и др.
11) по интеграции междисциплинарных связей:художественно-музыкальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказ-ко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.
В таблице показано только одно циклическое упражнение — ходьба как средство коррекции физических и психических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии: коррекции равновесия, быстроты реакции и переключения, дифференцировки усилий, расстояния, ритма и темпа движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, осанки, подвижности в суставах, развития внимания, воображения, сопряженной речи, словарного запаса и др.
Аналогичными возможностями обладают все физические упражнения — бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры и т. п^От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач адаптивной физической культуры.