Что привнесли в западную культуру буржуазные отношения?
Дух предпринимательства, частную инициативу, ориентацию на личный успех (взамен средневековой сословной корпоративности), готовность к жесткой конкурентной борьбе и риску, соединенному с точным расчетом, индивидуализм. Буржуазные отношения стимулировали развитие науки («Знание-сила!») и просвещения (популяризация знания в широких кругах), развитие и быстрое внедрение новых технологий (паровой двигатель, фотография, электрическая энергия и т.п.), массовых технических средств коммуникации. Буржуазный уклад инициировал свободу в выборе занятий,
Буржуазный тип отношений востребовал новый тип человека: простоватые, расторопные, сообразительные и деловитые Санчо Пансы шли на смену Дон Кихотам прежних эпох. Требовался активный, предприимчивый, трудолюбивый, расчетливый и экономный индивид. Протестантская трудовая этика поощряла торговлю и богатство, необходимость развития индивидуальности. Вместе с тем в человеке усиливались такие черты, как практицизм, упрощенное мировосприятие (заземленность), прагматизм (культ пользы), то, что позже поколение романтиков язвительно назовет «счетоводной моралью и добродетелью сытых рож» (Г.Гейне). С одной стороны, буржуазно-капиталистический уклад стимулировал развитие духовной сферы жизни (раскрепощение сознания, творчества, появление армии «свободных», а не придворных как прежде художников). С другой – он же привел к коммерциализации и омассовлению (осреднению) духовной жизни («индустрия культуры»), инициировал, прежде всего, бурное процветание периферии культуры: низкопробных, развлекательно-рекреативных форм.
При всем своем прагматизме и рационализме буржуазные формы сознания создают свой мир иллюзий и мифотворчества (вроде «американской мечты» с обязательным счастливым концом). Деньги – главная сила мира частной собственности. Деньги дают возможность их владельцу присоединить к своей личности те качества, которыми она по природе не обладает. За деньги покупается слава, власть, любовь (об этом повествует литературная классика Стендаля, Диккенса, Бальзака, Достоевского). Богатство делает человека «независимым» только в материальном смысле, духовно оно порабощает его, делает «мучеником» накопления или превращает в тупого потребителя.
В НВ в Европе формируется гражданский тип общества, шедший на смену сословному обществу прежних эпох. Так, «Декларация прав Человека и гражданина» (Франция, 1789 г.) провозглашает идеи естественного права личности, общественного равенства и личной свободы. Принципы: «Свободы. Равенства. Братства». Новое время востребовало новый тип общества – разомкнутого и открытого, способного существовать и развиваться, лишь непрерывно модифицируя свою основу.
Т.Гоббс и Дж.Локк обосновывают основные положения политической культуры буржуазного общества Нового времени. Провозглашается суверенитет народов, свободы и равных прав для всех, необходимость разделения властей.
С НВ западная культура окончательно приобретает светский характер (т.н. секуляризация культуры): церковь утрачивает прежнюю монополию на культурную жизнь, лишается внешних рычагов давления. Как результат – процессы «формализации» религиозных потребностей, приведших Европу в настоящее время к «постхристианскому» миру.
Новое время и капитализм опираются на национальную культуру, либерализм и демократию (формальный характер буржуазной демократии).
НВ - это время складывания наций, национальных отношений и национальных культур.Надэтническими культурами в Европе надстраивается единые национальные общности. Параллельно складываются национальные научные и художественные школы, национальные академии наук и искусств и т.п. С Нового времени впервые вырисовываются контуры единой мировой культуры, где отныне доминирует Европа (ранее - культуры Востока, Византии).
НВ сопровождалось ростом европоцентристских представлений, когда европейский путь развития провозглашался магистральным и оптимальным, по которому должен идти остальной мир. При этом забывалось, что европейская цивилизация вырывалась вперед за счет откровенного грабежа других народов мира, в том числе и народов с древнейшей и уникальной культурой (Индия, Китай, Мексика). «Просвещенная Европа» не торопилась духовно осваивать для себя культурный опыт этих «отсталых» народов, осваивая новые территории лишь экономически.
В НВ мир впервые стал оцениваться как безмерный, сложный, меняющийся, что вызывало потребность в новом концептуальном осмыслении изменившихся условий жизни. НВ рационалистично по своему характеру (считалось, что чувства легче уличить вот лжи). Именно наукастановится ведущим видом познания (и особенно математика и механика: 2 ствола точного знания аксиоматически-дедуктивное и опытное, экспериментальное). На смену ученому-созерцателю шел «испытатель» природы. Помимо бесконечности многообразия бытия было открыто единство всего сущего, общие законы, управляющие этим многообразием. Усилиями Ньютона, Лейбница, Декарта были созданы математические методы, позволяющие рассчитывать различные явления, казавшиеся ранее непостижимыми. Наука начинает претендовать на роль ведущей мировоззренческой силы (сциентизм). НВ и радикальное техническое переустройство цивилизации с 17 века позволило ученому-историку К.Ясперсу определить этот этап как «вторую прометеевскую эпоху».
Западный человек НВ уже не принимает все на веру, как прежде: стремится все увидеть своими глазами, испытать собственным рассудком, получить критически обоснованное суждение. Он осознает относительность любых истин, их преходящесть (в науке), осознает право на сомнение и ошибку (А.С.Пушкин: «опыт – сын ошибок трудных»):
«Так много новостей за 20 лет
И в сфере звезд, и в облике планет
На атомы вселенная крушится.
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались и сейчас
Все стало относительным для нас»
Скульптурный образ «Мыслителя» французского скульптора О.Родена – символ культуры и человека НВ (человека размышляющего, сомневающегося, осуществляющего мучительный выбор). В человеке ценится не типичность как раньше, не сословные качества, а личностные, умение «сделать себя самому». Человек вообще впервые осознается как сложное, противоречивое, парадоксальное существо: в этом его глубина и истинная сущность. Б.Паскаль: «величие человека – в осознании собственного ничтожества». Человек НВ, осознавая себя, осознает и свое бессилие и ограниченность. Растут знания, но растет и осознание собственного невежества. Растет чувство обособленности, изоляции. Человек достигает свободы и боится этой свободы. Человек может легко стать рабом им же созданных вещей. Раскрытие этого «трагического гуманизма НВ», в отличие от оптимистического гуманизма Возрождения, становится задачей высокого искусства.
В творчестве ценится не опора на образец, устоявшуюся традицию (канон), а новизна, уникальность, индивидуальное решение. Пробуждение чувства человечески исключительного актуализирует значимость таланта и гениальности.
Происходит демократизация культурной жизни: появляются массовая пресса, общественные библиотеки, общедоступные театры, выставки.
Искусство НВ становится светским по преимуществу и свободным. Исчезают титаны, универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения (Л.да Винчи). С другой стороны – возрастает число ярких индивидуальностей, отличающихся большой творческой свободой и широтой взглядов. Появляется новый социальный заказчик: средний класс. Изменение (демократизация) художественной аудитории меняет эстетические ориентиры искусства (главные его отныне критерии: «простота, правда и естественность»). В искусстве сосуществуют разные художественные мировоззренческие модели мира, стили (барокко, классицизм, сентиментализм, рококо и др.). Развивается и новая, внестилевая форма отражения действительности: художественный реализм (художники Веласкес, Рембрандт).
Главными стилями 17-18 вв. стали Барокко и Классицизм. Бароккоотличает динамичность, повышенная эмоциональность, противоречивость, игра контрастами, многоплановость и идея синтеза искусств, обилие метафорики, символики и аллегорий (творчество художников П.Рубенса, Ф.Снейдерса, архитектора Л.Бернини, композиторов А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Генделя). В свою очередь, классицизм исповедует принципы разумной ясности, определенности, упорядоченности, логической последовательности, стройности и гармонии с идеей высоких нравственных идеалов и жертвенности ( творчество художников Н.Пуссена, К. Лоррена, драматургия Корнеля и Расина, музыка Моцарта).
Появляются новые жанры, новые темы, подсказанные самой жизнью. Модернизируются и художественные языки искусства. Усиливается роль эксперимента, игровых сторон искусства. Впервые начинается публичное обсуждение проблем искусства (вопросы предназначения искусства, художественного вкуса, иерархии искусства). Само искусство открывает вопросы, ранее адресовавшиеся к религии, философии, морали. Встает проблема личностного выбора художественных приоритетов, ценностей.
В результате меняется само понимание сущности культуры. Мир отныне перестает быть «тварью» и становится «природой». Человеческое дело перестает быть служением, выражающим послушание творцу, и само становится «творением», «творчеством», а человек – созидателем. На вечный вопрос: «Каким образом существует мир?» сознание НВ отвечает: как природа, как личность-субъект, как культура.