Место России среди других цивилизаций
Современные историки различают три типа цивилизаций.
1. Первичные, очаговые, возникшие на «голом месте», их называют древними цивилизациями (древнеегипетская, вавилонская, шумерская, древнекитайская и др.). Многие объединяют их одним названием - Восток, т. к. на базе культур, созданных этими цивилизациями возникли современные восточные цивилизации.
2. Вторичные, возникшие на обломках первичных, территориально со смещением с Востока на Запад (Древний Рим, европейская цивилизация). Обобщающее название - Запад.
3. Периферийные, возникшие на «голом месте», но под влиянием экономических, политических, культурных и иных контактов с развитыми цивилизациями. К этой группе цивилизаций можно отнести и российскую.
По сути, цивилизация - это определенная общность людей, на определенной территории, в определенный промежуток времени.
У каждой цивилизации есть набор идентификационных признаков (мы можем ее узнать и по внешним признакам, и по поведению доминирующего этноса данной цивилизации).
Внешние признаки:
1. Временная протяженность, т. е. возраст цивилизации. Россия не более I тыс. лет.
2. Территориальное ядро. Цивилизация может полнеть, худеть после войн. Но костяк тела должен оставаться, иначе цивилизация погибнет. У России - это евроазийское плато.
3. Доминирующий этнос. Лицо цивилизации. У нас - это русский этнос. Хотя внешность изменчива...
4. Русский язык.
5. Вероисповедание. До н. ХХ в. - у нас, доминирующее вероисповедание - православное христианство. Сейчас, говорят о том, что нашим признаком становится поликонфессиональность.
6. Обычаи и традиции.
Внутренние признаки: черты характера, темперамент, из которых складывается менталитет государства - своеобразный, оригинальный способ мышления доминирующего этноса. Мы уже с вами говорили о том, что логика мышления опирается на определенные абстрактные символы, которыми наделяется вся объективная реальность. Часть этих символов (ценностей) формируется у российского общества в настоящее время. Но костяк мышления, базовые ценности передаются нам через гены от предков. Эти ценности, коллективные бессознательные модели поведения, называются - архетипами. Они закрепляются на генетическом уровне. Если только один и тот же алгоритм поведения и обстоятельства ему способствовавшие, повторялись несколько поколений. Чтобы их изжить тоже понадобится не одна жизнь. Ломка характера не у одного поколения. Среди российских архетипов можно перечислить:
Общинность.
Этатизм, т. е. преклонение перед властью. Сказалась длительная жизнь при крепостном праве.
Безграничное терпение, чередуемое с периодами неконтролируемой всеразрушающей агрессии. Сказалось длительное пребывание в лоне Православия.
Лень, чередуемая с краткосрочными периодами активности, невероятной по производительности. Мы с Вами будем разговаривать в дальнейшем об особенностях сельскохозяйственного цикла у наших предков.
Духовное неприятие модернизации. Сказалась «вторичность» нашей модернизации и многие другие.
Изучение курса «Отечественной истории» позволит Вам увидеть как взрослела наша цивилизация, кто ее воспитывал и к общению с кем, она тянулась сама, почему сейчас она именно такая и не другая, и что ее может ждать в будущем.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются особенности формационного, цивилизаци-
онного и культурологического подходов к изучению истории об-
щества?
2. К какого рода цивилизациям относят Российскую?
3. К какого рода цивилизациям Россию относите Вы?
4. Расскажите об ментальных особенностях России?
Литература
1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. пособие. - М., 2001.
2. Гергиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2006.
3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. - М., 1998.
4. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -
Брянск, 1999.
Лекция № 2
«Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства»
1. Расселение древних этносов в центральной части страны.
2. Проблема происхождения славян и русского народа.
3. Предпосылки образования государства.
1. Расселение древних этносов в центральной части страны. На рубеже старой и новой эры Северное Причерноморье заселяли скифы. Население состояло из свободных общинников. Они несли военную службу и платили повинности. В наихудшем положении находились пахари. По скифскому праву уже существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельцами. Появление в Северном Причерноморьи торговых городов греков способствовало дальнейшему ускорению распада в скифской среде родового строя и образованием у скифов классового общества.
В эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.) наибольшее значение имела держава гуннов в середине V в. Гунны воевали и с Римом, и с Византийской империей. В 451 г. они были разгромлены объединившимися противниками. Гуннская держава распалась.
2. Проблема происхождения славян и русского народа. Проблема славянского этногенеза до сих пор остается сложной. Славяне – это группа родственных крупнейших народов Европы, общих по происхождению и с языковой близостью. Античные авторы Византии называли славян венедами, антами, славянами и т. д. Большинство историков и археологов склоняются к мысли, что славяне являлись пришельцами.На территории Восточной Европы славяне появляются в VІІ-VІІІ вв. н. э. Предпологается, что они продвигались двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами Севера (будущей Новгородской земли) относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V веку.
Европейская часть нашей страны к VII в. была заселена племенами трех индоевропейских групп: восточнославянской, угро-финской и летто-литовской. Географической осью расселения восточных славян был водный путь, получивший название «из варяг в греки». Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды и анты обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Более поздние писатели говорят о вторжениях славян и антов в пределы Византийской империи (конец V11 - начало 1X вв.). Вторгшись на территорию Византии
они в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Анты, по данным Прокопия Кесарийского, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Но объединения племен не прочны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, лишь военные походы заставляют их объединиться под властью одного вождя. Таким образом, V1 - VІІ вв. времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширной территории Восточной Европы. В «Повести временных лет» о тех далеких временах, когда шел процесс расселения и переселения славян, летописец говорит, что славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие древлянами, получив свое название оттого, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Двиной прозвались дреговичами, обитающими по берегам реки Полоты назвались полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, прозвались «своим именем» «словене», а обитатели земель по Двине, Сейму и Суле назвались северянами. Относительно кривичей уточняется их местоположение:живущие в верховьях Волги,Западной Двины и Днепра, на землях которых стоит Смоленск.
Некоторые исследователи предполагает, что славяне являлись автохтонами,то есть исконным населением Восточной Европы.При этомони ссылаются на праславянский характер ряда археологических культур Восточной Европы I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Но данные топонимики того же времени свидетельствуют о значительном пласте названий неславянского происхождения. Так, в междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия.
Что касается названия «Русь», то его происхождение особо дискуссионно. Одни историки находят его корень в именовании племени, жившего по реке Рось (возле Днепра), другие видят в термине скандинавские корни.
Следовательно, в ходе этногенеза восточных славян и русского народа заметно взаимодействие (смешение) с угро-финским, иранским, балтийским, тюркским, а также незначительная доля скандинавского («варяги») компонентами. Представляет интерес точка зрения известного историка России академика Б. А. Рыбакова, который считает, что истоки славян имеют общие корни с индо-иранскими народами, в частности скифами-пахарями. Но эта точка зрения не стала общепризнанной. Не однозначен ответ на вопрос у выдающихся историков, авторов многотомных трудов по истории российского государства Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев. Поэтому окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.
3. Предпосылки образования государства.Образование государства
у восточных славян явилось итогом длительных и сложных процессов второй половины 1-го тысячелетия нашей эры. Ориентировочно к VII в. н. э в этом регионе расселились восточно-славянские племенные союзы, названия
которых приводятся в летописи Нестора (Х1 в.) это поляне, словене, северяне, кривичи, радимичи и другие, всего около 15 названий. Почему и как сформировалось у них государственное объединение? Для ответа на этот вопрос надо иметь в виду, что основной предпосылкой этого процесса стало то, что родовой строй у славянских племен к периоду VII - Х вв. находился на стадии разложения. Конкретными факторами для складывания государственности явились следующие. 1) Рост и развитие племен славян в Восточной Европе вело к превращению простых племен в союзы. В свою очередь, объединение названных выше племенных союзов привело к возникновению трех суперсоюзов: 1) в Приднепровье это объединение с преобладанием полян вокруг Киева (по арабским источникам, это «Куяба»); 2) в землях вокруг Волхова наиболее значительно племя словен с центром в Новгороде («Славия»); 3) местоположение «Артании» определяется неодинаково это либо Рязанская земля, или Черниговская.
2) Разложение родового строя у славян означало, что внутри патриархальных родовых общностей выделялись парные семьи. Кровнородственная родовая община постепенно в ходе многочисленных переселений начинала превращаться в территориальную общину с проживанием на ее территории неродствеников.
3) В среде славянских племен все более выделялась родовая знать (старейшины, вожди, волхвы и др.). Но еще более важное значение имело явление, при котором власть выделявшейся у славян родовой знати превращалась из наследственной и личной в публичную. То есть это власть, что основывалась не столько на личном авторитете, сколько опиралась на вооруженную силу в виде создаваемых дружин.
4) Во главе племен и союзов становились князья, то есть начинала формироваться княжеская власть. Приведем известные имена первых восточно-славянских князей. Это Бож (или Бус), упоминание о котором относится к периоду войны славянских племен с готами (IV в. н. э.). Это три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь, что считаются основателями Киева около VII в. Наконец, это, возможно, новгородский «посадник Гостомысл» периода 859 - 662 гг. (согласно Иоакимовской летописи Х в.).
5) Важную роль сыграли внешние факторы. Исходившие извне угрозы (из Скандинавии, Хазарского и Тюркского каганатов) подталкивали этнически близкие восточно-славянские племена к сплочению. Однако
влияние внешних условий связано не только с военными, но и с хозяйственно-культурными отношениями. По территории расселения славян проходили важнейшие международные торговые пути «из варяг в греки» (от финского залива по Неве к Ладоге и далее к Днепру и Черному морю), а другой связывал области Приволжья с Каспийским морем и Персией.
6) В ряду названных факторов органично располагается известие древнего Нестора о призвании варяжских князей на правление в Новгород. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия отдельных племен путем приглашением стоящего над местными разногласиями постороннего князя. Все это показатель зрелости предпосылок для государственности. Существо рассказа Нестора: собрание племен ильменских словен, кривичей, чуди и веси обращается в 862 г. к варяжскому (скандинавскому) конунгу Рюрику с предложением управлять ими ради наведения «наряда» (порядка). В 862-864 гг. состоялось прибытие Рюрика, ставшего, согласно историографической традиции, основоположником династии последующих древнерусских князей.
Следует отметить, что многие историки XVIII - XIX вв. (норманнская теория) были склонны объяснять эти события как свидетельство того, что восточные славяне не способны сами создать собственной государственности. Между тем очевидно, что сами варяги не имели ни письменности, ни государства, то есть не находились на более высокой стадии развития. Кратко подытоживая, можно сказать, что варяги сменили одну княжескую династию на другую.