Условия возрождения благотворительности и меценатства
Перестройка и последовавшие за ней социально-политические и финансово-экономические реформы привели к кардинальному изменению общественного строя в России. Радикально начали меняться все основные приоритеты общественного бытия. Разгосударствление предприятий, экономики в целом привело к появлению значительных частных капиталов, дифференциации общества на богатых и бедных, ослаблению коллективистских начал в жизни общества и усилению индивидуализма, эгоцентризма, стяжательства. Привычные нормы, ценности, приоритеты общественной и личной жизни подверглись основательной ревизии. Для большинства российского населения реформы стали причиной значительного снижения уровня жизни и соответствующего культурного потенциала.
Вместе с тем, реформы повлекли за собой либерализацию социальной, экономической и политической жизни, дали простор для более полной реализации личностного и творческого начала в жизни россиян, открыли простор для частной инициативы и многообразия форм деятельности практически во всех сферах общественного бытия, для плюрализма теорий и идей, включая сюда и сферу культуру.
Оценивая современную социокультурную ситуацию, Ю-А. Лукин выделил следующие ее черты: «Углубление процесса культурной дифференциации, появление множества субкультур, ценности, нормы и способы культурной деятельности, которые во многом отличаются друг от друга; усиление динамики социокультурных процессов, появление и быстрое исчезновение культурных образцов, которые рассматриваются как художественно-эстетические идеалы на протяжении короткого промежутка времени; изменение иерархии видов искусства, выдвижение на авансцену по степени и масштабам своего воздействия таких форм культурно-художественной деятельности, как телевидение, дизайн, презентации, конкурсы, шоу, лотереи; возникновение нового художественно-образного языка, соответствующего идеям и потребностям современного этапа общественного развития, состояния общественного сознания; расшатывание опор, базы так называемой «нормативной культуры»; существование на равных самых различных культурно-эстетических систем и творческих методов вместо долгие годы господствовавшего единственно официально поощряемого социалистического реализма»
Данная характеристика дает достаточно полное представление о культурных изменениях в стране. К ней лишь следует добавить, что сложившаяся в советский период система учреждений культуры оказалась в результате реформ в глубоком кризисе. Государственные организации культуры, за десятилетия привыкшие к скудной, но гарантированной бюджетной поддержке, крайне болезненно реагируют на новые экономические реалии. В результате рухнувшей монополии государства на руководство практически всеми сферами общественной жизни многие учреждения культуры, являющиеся национальным достоянием, оказались на гране гибели.
Одновременно с этим, в стране наблюдается достаточно интенсивный процесс реорганизации сферы культуры, ее переориентации с преимущественного обслуживания интересов государства, на удовлетворение актуальных культурных потребностей российского общества, населения России. Такого рода деятельность явно выходит за пределы тотального государственного регламентирования и требует поиска новых форм, способных стимулировать развитие отечественной культуры.
Современная культурная ситуация отличается повышенным динамизмом. Для того чтобы разумно ориентироваться в ней, недостаточно привычного советского опыта. В связи с этим крайне актуальным для современной России становится изучение зарубежного и возрождение богатого отечественного опыта общественной и частной поддержки культуры и образования, в котором значительное место принадлежит благотворительности и меценатству.
Большинству современных политиков и ученых понятно, что для успешного осуществления в России экономических преобразований необходимо решение целого комплекса проблем, в том числе и социально-культурного характера. Ибо, с одной стороны, переход к свободным рыночным отношениям актуализирует потребность в новом типе предпринимателя социально ответственном субъекте и гражданине своей страны, относящимся к своей деятельности как способу проявления творческих способностей, средству самореализации. С другой - общественное сознание, желает оно того или нет, оказывается перед необходимостью признать и принять предпринимательство как органичную составляющую российской действительности, без которой уже трудно представить дальнейшее развитие культуры.
Это стало ясно уже в начале 90-х годов XX века. Тогда, оценивал ситуацию, сложившуюся в области культуры, ученые отмечали: «Выживание культуры в условиях вхождения России в рыночную экономику зиждется, как представляется, на следующих принципах: I) приоритетность культуры в обеспечении бюджетными средствами; 2) участие субъектов рыночной экономики (экономических единиц) - концернов, ассоциаций, консорциумов, кооперативов и т.д., а также общественных организаций (партий, фронтов, союзов) и отдельных граждан - в развитии и финансировании культуры; 3) рациональное сочетание бюджетного финансирования и коммерческих начал в деятельности учреждений культуры; 4) укрепление материально-технической базы культуры и усиление социальной защищенности ее работников; 5) льготное налогообложение как собственно учреждений культуры, так и предприятий,учреждений и организаций (государственных, коллективных, частных и т.д.), финансирующих за счет прибыли деятельность таких учреждений (курсив -Л.Л.); 6) усиление муниципальных начал в области финансирования, налогообложения, ценообразования, ставок и тарифов применительно к сфере культуры»16*.
Критическое состояние сферы культуры объяснялось существующей системой финансирования, построенной на пресловутом остаточном принципе выделения ресурсов. Для того чтобы выйти из этого состояния, предлагалось, в самом общем плане, положить в основу финансирования культуры множественность источников при сохранении нормативных ассигнованиях из государственного бюджета. При этом допускалось финансовое обеспечение культуры через сеть благотворительных фондов при условии, что часть прибыли субъектов рыночной экономики, направляемая на формирование таких фондов, будет в обязательном порядке исключаться из сумм, подлежащих налогообложению, без каких-либо ограничений167.
Это идеи, безусловно, обоснованные и благие, ориентированные на опыт функционирования западной экономики. Однако стихийно складывающиеся идеология и практика предпринимательства невольно вступают в противоречие с психологическими стереотипами поведения, опосредствованными традиционными ценностями, нормами, представлениями, которые вырабатывались в результате длительного существования в обшей культурной атмосфере, обусловленной сначала православием, а затем коммунистической идеологией. Это проявляется, в частности, в том, что привычные для россиян социальные гарантии государства стали подменяться проповедью философии самовыживания. Государство под видом политики демократических реформ открыло и фактически легализовало возможности не только для честного, цивилизованною, но и для сомнительного предпринимательства в области финансовых спекуляций, ведущих к быстрому приобретению гигантских капиталов. Провозглашая благие намерения относительно возрождения российской культуры, государство фактически устранилось от формирования и проведения последовательной и взвешенной культурной политики. В результате неподготовленная к этому культура
внезапно оказалась перед лицом стихии рыночных отношений. Как пишет в своей книге И. Горлова, «фактом нашей жизни стало опасное сокращение финансирования культуры как на федеральном, так и на региональном уровнях. Бюджет, закладывающий менее процента совокупного дохода страны на содержание учреждений культуры, удовлетворение духовных запросов людей, перестал быть законом и не выполняется»"58.
Оценивая эту ситуацию, бывший министр культуры Е. Сидоров в 1997 г. отмечал, что, несмотря на принятие в последние пять лет шести указов Президента о поддержке культуры, а также соответствующие усилия министерства, преодолеть господствовавший в советское время остаточный подход к выделению бюджетных средств не удалось. В 1995 г. разразился экономический кризис. В результате, ассигнования на культуру из федерального бюджета оказались в сопоставимых цифрах ниже предыдущего года в среднем на 18 %. В целом же в сопоставимых ценах финансирование культуры из федерального бюджета сократилось по отношению к предыдущему году на 18 % в 1995 г. и еще на 56 % в 1996 г169. Кризис 1998 г. вообще сделал эти соотношения неисчислимыми.
Легальный и нелегальный бизнес проник в область культуры, где из чисто коммерческих соображений частнособственнического характера на российскую аудиторию хлынул мутный поток эротики, порнографии, насилия, преступности, мистики и сектантства, проводниками которых стали средства массовой информации, кинотеатры и театры, современные аудио- и видео средства.
Это случилось во многом потому, что на очередном переломе истории российская культура оказалась в новых для нее социально-экономических и духовных условиях. Особенность ситуации состоит в том, что политическая либерализация экономики явно была однобокой и ущербной. Она не сопровождалась четкой государственной политикой в отношении сохранения, функционированияи развития российской культуры.
А между тем с российской науке есть достаточно взвешенные подходы к пониманию культурной политики. Так, А.Я Флиср, например, определяет культурную политику следующим образом: «Совокупность научно обоснованныхвзглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам, по всей системе культуропроизводящих институтов, как систему новых принципов проиорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное - как осмысленную корректировку общего содержания отечественной культуры»170.
Однако создается впечатление, что российская культура функционирует вопреки каким-либо рациональным принципам культурной политики. По-видимому, в результате социально-политических и экономических реформ российская культура оказалась как бы наедине с собой. Государственная монополия на организацию культурной жизни в стране рухнула, а вместе с ней ушла в прошлое стабильная и относительно достаточная государственная поддержка. Теперь культуре приходится во многом искать новые или возрождать давно забытые формы своего существования.
Это проявляется, прежде всего, в том, что современная российская культура наряду с ослабевшим, но не исчезнувшим полностью государственным сектором стала широко практиковать негосударственные формы своей организации - общественные и частные171.
Как пишет А.К. Воробьев, «в ходе экономической реформы на месте старых жестко централизованных отраслевых структур, включая профсоюзы, стали возникать различного рода объединения, ассоциации, акционерные общества... Какие-то перешли в ведение государственных органов культуры. Другие реорганизовались в различного рада культурные центры, работающие на внебюджетные средства, или закрылись, а их помещения и оборудование были проданы»172.
Сфера культуры вынужденно вступила в стадию стихийного реформирования, подталкиваемая к нему финансово-экономическими условиями при отсутствии действенной и целенаправленной культурной политики.
НецЫ\Ч2которые исследователи полагают, что причины современного бедственного состояния культуры, так или иначе, проистекают «из действующей системы налогообложения, которая, обрушивая на учреждения культуры и искусства налоговое бремя, часто никаких материальных стимулов меценатам не предоставляет (за ними признается право «ссужать» искусству не боле? 5 ?-& своей прибыли)»173.
В таких условиях выход из создавшегося бедственного положена.,, российской культуры видится в обращении к западной и отечественной истории, изучении их богатого опыта по организации и обеспечению развития культуры, где велика и значительна роль как традиционных благотворительности и меценатства, так и относительно нового по своим целям и задачам спонсорства. Думается, что именно на этом пути можно найти, по крайней мере, теоретические решения проблемы цивилизованного развития отечественной культуры.
Напомним, что современная нам культура представляет собой сложную систему ценностей, норм и традиций, которая складывается из накопленного веками творческого опыта, традиций, помогающих обеспечить и сохранить устойчивость общества, реализовать его культуротворческиЙ потенциал. Но история человечества показывает, что в самой культуре одновременно сосуществуют идеалы и ценности, прямо противоположные друг другу, способные, при резких социальных изменениях, приходить в резкое противоречие. В тех случаях, когда происходит резкая культурная поляризация социальных слоев и групп, она порождает отчуждение культуры и личности. Чтобы преодолеть его, личности неизбежно приходится отрицать господствующие формы культуры посредством создания другой, в сфере которой это отчуждение для нее снимается (например, контркультура молодежи, образ жизни и взглядов хиппи, битников и т.д.)174.
В современной социально-политической ситуации становится жизненно насущным дифференцированный подход к проблеме удовлетворения духовных запросов различных слоев и групп населения на основе глубокого и всестороннего изучения их интересов. При этом возникает необходимость в определенной дифференциации при поисках путей и пропорций сочетания просветительской, воспитательной и иных функций культуры.
И тут опять-таки с определенной ясностью встает вопрос о сохранении и приумножении наработанного в этом направлении опыта.
Как бы то ни было, но развитие культуры свободного и вместе с тем социально-ответственного предпринимательства, способного обеспечить возрождение России, делает весьма актуальными восстановление традиционного экономического и духовного отношения к «делу», бизнесу, где не последнее место принадлежит осознанию новыми поколениями отечественных предпринимателей своей социальной и культурно-национальной миссии - не только личное процветание и обогащение, но и милосердное содействие благосостоянию и нравственному здоровью всего общества, от состояния которого зависит и их собственная судьба.
Сейчас нередко задается вопрос о том, могут ли хоть в какой-то степени современные бизнесмены продолжать прерванную линию развития или же они целиком строят свою деятельность в соответствии с новейшими западными (прежде всего-американскими) принципами менеджмента и маркетинга. «Могут ли и в какой степени «новые русские» воспринять ценностные ориентации и культурно-этические традиции своих дореволюционных предшественников? Какое место занимали предпринимательские ориентации в обшей системе российской культуры и каковы перспективы формирования национальных ориентации у российского бизнеса, приобретения им «российского лица» вместо «вестернизированного имиджа», столь назойливо предлагающего себя со всех сторон?»175.
Конечно, образ дореволюционного российского предпринимателя неоднороден, зачастую противоречив. В нем причудливо переплетаются тяжелый самодур и тонкий меценат, эксплуататор, мелочный скопидом и благородный радетель об общественном благе, благочестивый благотворитель-христианин и безбожный надувала, выжига. «Тем не менее в целом эти противоречивые, на первый взгляд, взаимоисключающие характеристики оказываются равно присущими общей системе российской культуры, образующей сложную иерархию ценностных ориентации и поведенческих стереотипов»176.
Однако, несмотря на вполне оправданные сомнения и опасения, в целом возрождение традиций российского меценатства в наши дни вселяет надежду на сохранение и поддержку неповторимой русской культуры. Правда, явление это в наши дни все-таки еще достаточно редкое. Истинное меценатство, не требующее взамен ни широкой огласки, ни предоставления помещений, ни других личных выгод случаи в практике поддержки культурных инициатив единичные.
Современное российское предпринимательство, переживая общие для страны трудности, связанные с периодом становления рыночных отношений, пытается возродить национальные традиции благотворительности. Среди положительных моментов современной российской благотворительности можно отметить процесс привлечения к решению общественных проблем все большего числа людей, сближение интересов представителей бизнеса и культуры, налаживание контактов и взаимопонимания между ними, которое открывает дорогу предпринимательским средствам в культуру. Сегодня в России активно формируется так называемый третий сектор, значительную часть которого составляют благотворительные организации'77. «В их деятельности видят множество положительных сторон: они способствуют развитию плюрализма и разнообразию форм гражданской активности, участию людей в общественной жизни, компенсируют «безразличие» рынка к социальным проблемам и недостаток компетентности государства в решении этих проблем»17*.
Формирование третьего сектора в России в известной мере напоминает то, что уже давно и успешно функционирует на Западе, Так, по статистическим данным, в начале 90-х годов к «третьему сектору» в США относили около 1 млн. организаций, во Франции-600тыс., в Великобритании-более 250 тыс. 11ри этом значительную часть «третьего сектора» в этих странах образуют благотворительные организации. Даже в современной России насчитывается такого рода организаций около 40 тыс. Это, конечно, большой прогресс в деле восстановления отечественной благотворительности. Однако «результаты пройденного «новой» российской благотворительностью короткого пути неоднозначно: с одной стороны, достигнуты несомненные успехи, с другой, - ситуация в благотворительности отягощена множеством сложных внутренних проблем»174. Так, частные предприниматели и организации предпочитают напрямую оказывать посильную помощь нуждающимся, не прибегая к помощи формирующейся сети благотворительных фондов, не без оснований полагая, что у этих специализированных благотворителей большинство собранных ими средств идет не на реальные дела, а на оплату собственного аппарата.
Более благополучно выглядит в этом отношении постепенно возрождающаяся церковная благотворительность, длительное время пребывавшая под запретом. В настоящее время уже несколько десятков действующих в Москве храмов и монастырей «взяли на себя патронаж над домами ребенка, детскими больницами, школами-интернатами, пансионатами для ветеранов труда, уход за больными (обычно наиболее тяжелыми) в больницах, оказание гуманитарной, медицинской и духовно-просветительской помощи прихожанам, предоставление бесплатных обедов для бедных после воскресной службы и т.д. Несколько православных общин планируют устройство богаделен»180.
В настоящее время наблюдается также частичное восстановление традиций русского меценатства. Однако оно находится лишь в начальной стадии. Для его восстановления в объемах Х1Х-ХХ веков нет пока ни экономических, ни политических, ни юридических условий. Да и вкусы современных меценатов оставляют желать лучшего, так как они связаны в основе своей с протежированием внедрению далеко не лучших образцов западной массовой культуры в российскую культурную среду, что вряд ли отвечает традициям отечественного меценатства, преследовавшего цели общественного блага России.
Возможно, это несколько преувеличенное суждение. Но оно вполне объяснимо, ибо испокон веков люди, владеющие значительными капиталами, даже в том случае, если они стремились часть их употреблять на общественные нужды, становились предметом критики со стороны самых различных слоев общества. Впрочем, благотворительность и меценатство можно рассматривать в качестве определенного механизма если не устранения, то, по крайней мере, смягчения той социальной напряженности, которая возникает при значительном имущественном расслоении в обществе. Сначала патриархально-крестьянская Россия обвиняла предпринимателя в разрушении традиции общинного бытия. И купец-предприниматель, вчерашний крепостной крестьянин или небогатый мещанин, испытывал одновременно гордость и смущение своим богатством. Христианское требование не собирать себе богатств на земле, а собирать их на «небе», не было для богатого человека в России пустым звуком. Поэтому купеческая благотворительность сглаживала капиталистический индивидуализм собственника, до определенной степени примиряла его с неимущими слоями общества. Вместе с тем щедрые пожертвования купцов и скоробогатеев в культуру в действительности скрывали их своекорыстие и духовную ограниченность. Ибо в подавляющем большинстве случаев религиозный капиталист, занимаясь благотворительностью, как бы приносил покаяние за неправедно нажитые богатства, успокаивая свою большую совесть, но вместе с тем продолжал «грешить» - наживать капиталы.
Для большинства современных предпринимателей религиозные мотивы и мотивы общественного блага не актуальны. Они были воспитаны на атеистических идеях, а потому не испытывают религиозных угрызений совести за свою капиталистическую деятельность, за катастрофическое обнищание российского народа и государства. Частнособственнический интерес преобладает над пониманием общественной необходимости. Такой предприниматель вызывает естественное негативное отношений не только со стороны народа, живущего за чертой бедности, включая сюда представителей науки, образования, культуры и других работников так называемой бюджетной сферы, но и властных структур, государственных чиновников, поступающих «по службе» вопреки своим должностным обязанностям всячески поддерживать законное предпринимательство.
Конечно, предприниматель может игнорировать осуждение обществом его эгоистической деятельности и продолжать идти своим путем. Однако такое отношение к общественному мнению не способствует достижению прочного общественного согласия, без которого вряд ли возможно длительное и устойчивое развитие предпринимательства. Обострение социальной напряженности чревато социальным взрывом, при котором, безусловно, пострадают и праведно, и неправедно приобретенные капиталы. Выходом из этой ситуации может быть только грамотная сознательная политика, в которой не последнее место занимает и сфера культуры. Только на этом пути возможно обеспечить дальнейший рост капиталов и их работу не только на благо отдельных лиц, но и общества в целом.
В этом отношении материальные возможности предпринимателей, реализуемые для организации и осуществления благотворительной и меценатской деятельности, открывают новому классу не только перспективу поднять и упрочить свой социальный статус, но и до определенной степени ослабить социальное и психологическое напряжение, неизбежно возникающее при капиталистическом утверждении ими своего положения в качестве элиты общества. Благотворительность и меценатство предстают как средство, позволяющее хоть в какой-то степени решать социальные и профессиональные проблемы других слоев общества, способствуют укреплению мира и согласия и даже косвенно ведут к утверждению новых для России или, вернее, хорошо забытых в ней форм нравственности.
Исследователи отмечают, что в среде представителей коммерческих структур распространено мнение, согласно которому, «благотворительная деятельность способствует улучшению морального климата среди сотрудников фирмы, удовлетворяет естественное чувство сострадания, не позволяет превращаться в делающих деньги роботов»181.
Это весьма важное наблюдение, которое обнадеживает, что современная благотворительность руководствуется не только финансово-экономическими мотивами, но и духовными. Однако этот уровень духовности все же далеко отстоит от существовавшего некогда в России. Десятилетия тотального атеистического воспитания сделали свое дело. Традиционные российские мотивы благотворительности и меценатства, корни которых уходят в православную духовность и культуру, утрачены. Возродить их в полном объеме невозможно. Поэтому не приходится удивляться, что с появлением значительного количества богатых людей - «новых русских» традиционное русское отношение к богатству и его использованию на благо общества не спешит возрождаться.
И дело здесь далеко не в том, что, как говорится в одном современном исследовании, «ни один ич представителей династии Рокфеллеров, Мелло-нов, Ротшильдов, столь часто упоминающихся сегодня в периодической печати Рябушинских, Морозовых, Третьяковых, Прохоровых не мог себе позволить заниматься благотворительностью и меценатством до тех пор. пока шла ожесточенная борьба за выживание, за «место под солнцем». И только тогда, когда основа благополучия династии была заложена, начинался период вложения капиталов в строительство театров, больниц, учебных заведений и т.д.»182.
Данное утверждение можно признать справедливым для Рокфеллеров, Меллонов и Ротшильдов. Но факты истории русской культуры убедительно говорят о том, что Прохоровы, Рябушинские, Морозовы и прочие российские предприниматели были стихийными благотворителями независимо от размеров их капиталов. Бытовое христианство порождало и бытовую благотворительность. Другое дело - меценатство. Для того чтобы начать вкладывать средства в образование, культуру и искусство, нужно было осознать их ценность и необходимость не только для отдельных лиц, но и для России, Отечества. У русских благотворителей, как дворян, так и купцов-промышленников, такое сознание формировалось независимо от объемов их капиталов. Поэтому большой капитал и устойчивое социальное положение - условие для меценатской деятельности в России желательное, но не необходимое.
В этой связи сомнительным представляется также следующее утверждение К.К. Гарсиа-Касалеса: «Появление института меценатства также связано с долгосрочной перспективой. Социальная практика свидетельствует: институт меценатства в обществах, основанных на рыночной экономике,
возникает на определенной ступени их развития, тогда, когда сформированы крупные состояния, когда снижается уровень конкурентной борьбы, когда образуется свободный капитал за счет сверхприбыли»18'.
На наш взгляд, это утверждение имеет своим источником позитивистскую и марксистскую интерпретацию экономических процессов и отношений, которая не учитывает внеэкономических причин и предпосылок. Между тем, как утверждает другой исследователь идей и представителей современного российского предпринимательства, «когда сейчас говорят об этических традициях российского предпринимательства, часто имеют в виду свойственную ему традицию благотворительности и меценатства. Помимо изначальных христианских установок на благотворительность как религиозный долг помощи ближнему и проявление любви к нему, у филантропии российских предпринимателей есть и социально-культурные корни. Периферийное место хозяйственного успеха в системе ценностей заставляло желающих увековечить свое имя и заслужить уважение и признательность современников и потомков, стремиться проявить себя в других, более престижных сферах деятельности. Для российского общества такими сферами были защита отечества, отсюда охотные и значительные пожертвования купечества на оборону в периоды войн, а также духовная и интеллектуальная сферы, к которым и стремились приобщиться преуспевающие предприниматели с помощью активной меценатской деятельности, пожертвований на университеты, картинные галереи, музеи, архивы, научные издания и т.д.»'".
Духовные цели и ыетости для традиционной российской экономической системы не пустой звук, ибо в России не только материальное производство определяло сознание, но и состояние ментальное™ во многом детерминировало производство- Сохраняется эта тенденция, хотя и в ослабленном варианте, в наши дни. В противном случае практически не мыслимо объяснить, почему большинство современных россиян упорно не приемлют усиленно навязываемую им нынешними политиками идеологию и практику личного обогащения всеми возможными законными и даже незаконными средствами.
3.2. Спонсорство какрезультат
современной эволюции благотворительности и
меценатства.
Современная благотворительность тесно связана не только с меценатством, но и со спонсорством, которое вполне уместно рассматривать в качестве современного результата эволюции как благотворительности, так и меценатства. Однако провести грань между тем, где конкретно кончаются благотворительность и меценатство и начинается спонсорство, очень трудно. Скорее можно говорить об интеграции этих понятий и соответствующих им явлений в благотворительной деятельности предпринимателя или производственного объединения, а также о специфическом механизме поддержки культурной инициативы, каким и является спонсорская деятельность.
Довольно часто спонсорство смешивают с понятиями «пожертвование и покровительство», т.е. благотворительностью, что в принципе неправильно, так как спонсорство преследует определенные коммерческие цели или всюду. В зтом отношении частная спонсорская деятельность коренным образом отличается и от классического меценатства, и от государственного субсидирования как следствия соответствующей культурней политики, так как, в отличие от государства, имеющего целью функционирование культуры в целом, спонсор имеет право индивидуального выбора: кому оказать финансовую помощь и материальную поддержку. Спонсор проявляет свою волю, делает выбор, предоставляя определенную сумму на культуру, используя эту деятельность в своих коммерческих интересах. В нашем случае спонсорство - форма оказания помощи учреждениям культуры и культурным инициативам, имеющая целью не бескорыстную благотворительность, а извлечение сопутствующих коммерческих выгод в виде рекламы, повышения имиджа и т.д.
Часто такая помощь выполняет функцию связей предпринимателя или организации с общественностью. Вместе с тем спонсорство столь же часто выполняет функцию маркетинга. Оно помогает создать, укрепить, изменить репутацию, достичь новой или влиятельной аудитории, выйти на новые территории, развивать отношения с обществом. При этом маркетинговая эффективность спонсорства с трудом поддается оценке.
Только с большой долей условности спонсорство можно попытаться представить как специфическую благотворительную деятельность, в которой присутствует коммерческое начало. Ибо для функционирования и развития некоторых сфер культуры спонсорство, безусловно, - объективное благо: культура от спонсорской деятельности выигрывает. Однако посредством спонсорства предприниматель или предприятие (фирма) также получают определенную выгоду в
той или иной форме как результат инвестиций в некоммерческий сектор. А это уже лежит вне пределов традиционной для России благотворительности.
На Западе спонсорская поддержка искусства и культуры имеет традиционно широкое распространение. В большинстве европейских стран искусство и культура все больше финансируются из многих источников. Правительства, осознавая значение частной поддержки культурных инициатив, ищут методы поощрения компаний, играющих видную роль в этой области. Вместе с тем и компании осознают свой гражданский долг и преимущества положения, которое дает роль спонсора, что также является для них весомым стимулом для поддержания культуры.
Это явление принимает настолько массовый характер, что нуждается в упорядочивании, организации. Поэтому Европейское сообщество в Маастрийском договоре в статье 128 определило место и значимость культуры в Европейском сообществе. Здесь право в сфере культуры трактуется как комплекс правил, регламентирующих общественную и частную культурную деятельность и взаимосвязи между ними. Эти правила и являются законами, принятыми в юриспруденции и адаптированными к системе культуры. Интересно, что «право в сфере культуры подразделяется на четыре подвида: право, действующее в сфере сохранения накопленного культурного достояния; право личности на творческое и культурное развитие; правовые аспекты функционирования меценатства (курс. -Л.Л.) в сфере культуры; правовая защита интеллектуальной собственности»185.
Нас в данном случае интересует отношение Европейского сообщества к меценатству и его конкретное воплощение в национальной культурной политике европейских стран.
Знакомство с этим вопросом демонстрирует, что большинство стран Европы имеют национальные спонсорские ассоциации, регулирующие отношения между спонсорами и поддерживаемыми ими институтами. Во Франции даже действует Ассоциация содействия развитию торгово-промышленного меценатства , которая в известном смысле координирует частную и общественную деятельность предпринимателей по поддержанию и стимулированию культуры.
Известно, что до середины 80-х гг. государство во Франции было «единственным меценатом». Оно выделяло и продолжает выделять на цели культуры около 1 млрд. франков. Однако для успешного сохранения и развития культуры требуется около 3 млрд. франков.
Эта проблема требовала осмысления и решения. Французское общество смогло найти и то, и другое. Инициатором решения данной проблемы стал А.-Д. Перен, президент Фонда Картье, предложивший в 80-е годы разработать новые формы финансирования культуры. Суть предложения Перена сводилась к кардинальному «пересмотру взаимоотношений сферы культуры и делового мира, к всемерному поощрению промышленного меценатства, т.е. привлечению капиталов крупных фирм. ..»(курс. мой. -Л..//.)"7.
Многие положения и предложения доклада были весьма положительно восприняты обществом. В стране стали возникать меценатские организации, сформирован Высший совет по меценатству, главной задачей которого ставилось наладить сотрудничество государства и предпринимателей в реализации культурных программ. Для регламентации меценатской деятельности предполагалось разработать соответствующее законодательство.
Чтобы согласовать интересы государства, общества и промышленников в деле сохранения и развития культуры предполагалось придал, меценатству форму аренды или «общественно полезных концессий»188. В этом случае меценатствующее предприятие обеспечивало бы содержание ценных с точки зрения истории и культуры зданий под контролем государственных служб и при условии значительных налоговых льгот.
Пробуждение интереса к промышленному меценатству представляет собой один из аспектов более общей тенденции в культурной жизни французского общества - децентрализации культурной деятельности, ибо к моменту появления доклада Перена было ясно, что государство исчерпало в основе своей возможности по финансированию культуры и без расширения культурной активности на местном, региональном уровне не представлялось возможным решить, например, проблему использования, анимации таких памятников французской культуры, как 2400 пустующих храмов184.
Аналогичная ситуация сложилась и с многочисленными французскими музеями, которым явно не хватало централизованно выделяемых гос<