Контрольно-проверочные материалы
1. Выполните тестовые задания.
1. Исключите избыточный элемент в списке метафор
а) газета ошибается
б) молоко берез
в) мысли текут
г) совесть грызет
2. Найдите пример метонимии
а) царь зверей
б) если бы молодость знала, если бы старость могла
в) туманный Альбион
г) все флаги в гости будут к нам
3. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора:
а) эпифора
б) градация
в) антитеза
г) оксюморон
4. Найдите соответствие между названием риторического приема и его описанием
1.Антономазия | 1. Замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого, целого вместо общего |
2. Синекдоха | 2. Употребление собственного имени в значении нарицательного |
3. Перифраза | 3. Перенос наименования с одного предмета на другой на основании сходства |
4. Метафора | 4. Описательный оборот, употребляемый, употребляемый вместо слова или словосочетания |
5. В тексте: «И на русского солдата Брат француз, британец брат, брат поляк и все подряд…» (А. Твардовский) - применяется троп
а) метафора
б) аллегория
в) аллюзия
г) метонимия
6. В тексте: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин) – применяется троп
а) аллегория
б) метафора
в) оксюморон
г) антономазия
7. В тексте: «Пусть всегда будет солнце!» - используется троп
а) аллюзия
б) метонимия
в) аллегория
г) олицетворение
8. В тексте: «Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец» - представлена риторическая фигура
а) антитеза
б) каламбур
в) оксюморон
г) перифраза
9. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора
А) эпифора, Б) градация, В) антитеза, Г) риторический вопрос, Д) оксюморон
КЛЮЧ: 1-А, 2- Б, 3-А, 4 (1-2,2-1,3-4,4-3),5- Г,6-Г,7-В,8 -Б,9 -А
Задание 2. Изучите план самостоятельного целостного анализа текста и образец к нему для выполнения последующего задания.
План анализа текста
1. При определении характера передачи мысли и авторской позиции определите стиль,в котором написан текст.
2. Определите, каково содержание текста.
2.1. Тема (о чем текст?).
2.2. Основная мысль (что нового по теме?). Обратитесь к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, начало заключения) и найдите предложения, формулирующие основную мысль.
2.3. Авторские аргументы, насколько они уместны в выбранной сфере общения?
2.4. Определите ведущий тип речи, чтобы построить логическую схему текста.
3. Составьте план текста.
4. Обобщите свои наблюдения над изобразительно-выразительными средствами(ИВС): общие (лингвистические), специализированные ИВС (тропы, фигуры) и стилистически окрашенные слова, словосочетания и предложения.
4.1.Найдите общие средства выразительности.
а) в синонимических рядах типичны эпитеты, выстроенные в соответствии с фигурой градации;
б) на антонимах основана антитеза;
в) однокоренные слова в пределах абзаца (микротемы) всегда соотносимы с фигурой лексического повтора;
г) однотипно построенные предложения – это синтаксический параллелизм, а возможно, анафора, период (виды синтаксического повтора);
д) необычный порядок слов – инверсия и средство логического ударения;
е) другим средством выражения логического ударения выступают неполные и парцеллированные предложения и т. д.
4.2. Найдите стилистически окрашенные средства в тексте: книжные (в том числе высокие, поэтические) и разговорно-просторечные (сниженные). Определите, как они делают текст эмоционально воздействующим на читателя и и помогают автору предъявить авторскую позицию.
5. Обобщите свои выводы: каков целостный авторский замысел в вашем понимании? Целостный авторский замысел характеризуйте по трем составляющим:
5.1. Какова авторская мысль, С какой степенью эмоциональности она предъявлена? Как учтены требования сферы общения?
5.2. Какая проблема поднята в тексте, каковы аргументы (доводы и примеры) в пользу основной мысли?
5.3. Каковы основные особенности композиции и средств выразительности как средств речевого воздействия на адресата?
Проанализируйте фрагмент текста обращения президента РФ Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" на сайте Газета.ру. (www.gazeta.ru/comments/2009/09/10)
«Таковы мои взгляды на историческую роль нашей страны, на ее будущее. Предлагаемые мной ответы на вопросы, касающиеся каждого из нас.
Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.
Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»
4. Напишите текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности» по предложенной модели:
1. Выбрать видкрасноречия
(представить аудиторию: возраст, профессия и пр.)
2. Вспомнить историко-культурные условия,
в которых формировалась личность.
3. Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие:
а) становление характера,
б) выбор жизненного пути.
4. Вспомнить наиболее значительные деяния личности,
оставившие след в истории и судьбе народов, стран.
5. Выбрать яркие высказывания соратников и противников,
характеризующие мировоззрение личности.
6. Выбрать высказывание личности о себе.
7. Определить основной способ композиции (хронологический или искусственный), составить план, озаглавить микротемы.
8. Прописать тематические модули – 3-5 микротем: тезисы, аргументы, иллюстрации (по аналогии, индуктивно, дедуктивно).
9. Продумать связки между частями выступления.
10. Использовать риторические фигуры (фигуры мысли 2-3, фигуры речи 2-3).
11. Продумать вступление (зачин) и заключение речи.
Текст не должен превышать 2 страницы печатного текста (интервал 1)
Список литературы
1. Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.
2. Аннушкин, В.И. История русской риторики: источники, идеи, авторы // История русской риторики: хрестоматия. – М.: Флинта, 2002.
3. Введенская, Л.А. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.
4. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009.
5. Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 2010.
6. Вомперский, В.П. Риторики в России XYII-XYIII вв. – М., 1988.
7. Голуб, И Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – М.: Логос, 2002.
8. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. URL:http://www.vipstudent.ru/index.php?id=1195216054&p=187&q=lib&r=26
9. Живулина, Т. Интервьюирование / Клиническое юридическое образование/ http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1&p=16.
10. Ивин, А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2012.
11. Клюев, Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. пос. для вузов. – М.: ПРИОР, 2009.
12. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пос. для вузов. – М.: Экономика, 2000.
13. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». – М, 2010.
14. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2012.
15. Мурашов, А.А. Культура речи: учебное пособие. – М., 2010.
16. Назаров, И.Н. Психологические факторы профессиональной успешности судебных приставов / Вестник Ставропольского государственного университета. – 2008. – №55. – С. 97-100.
17. Основные правила проведения консультирования / О.Ю. Блохина. Тверь, 2001.URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1131118.
18. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА, 2009.
19. Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. – М., 2001.
20. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 1999.
21. Петров, О.В. Учебное пособие для студентов юридических вузов / О.В. Петров и др , М.: Велби, ПРОСПЕКТ, 2007.
22. Риторика / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009.
23. Риторика для делового человека / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. – М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2008.
24. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2009.
25. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.Д. Черняк. – М.: ВШ, 2013.
26. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2012.
27. Скаженик, Е.Н. Деловое общение. Учеб. пособие. – Таганрог,2005.
28. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учеб. пос. – М.: Академия, 2006.
29. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай – М.: Транзиткнига, 2004.
30. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пос. для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013.
Интернет-ресурсы