Специализированные сайты по риторике
http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/
http://philaret.narod.ru/
http://ritorika.hobi.ru/
http://clubritorika.narod.ru/
Задания для самостоятельной работы
Упражнения для самоподготовки
1. Читайте вслух. Добирайте дыхание в конце строки.
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот неленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не гаси придыхательным тусклым оттенком –
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала держи в упражненьи.
2. Классическая риторика включает в себя пять разделов: а) инвенцио, б) диспозицио, в) элокуцио, г) меморио, д) акцио. Установите соответствие между этими понятиями и их значениями: - раздел риторики, рассматривающий правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления;- раздел риторики, содержащий рекомендации к построению речи, ее композиции;- раздел риторики, в котором рассматривается языковое оформление подготовленного содержания речи;- раздел риторики, рассматривающий приемы запоминания того, что подготовлено на первых этапах работы над содержанием речи;- раздел риторики, рассматривающий приемы исполнения подготовленной оратором речи;3. Задания по технике аргументации.
3.1. Постройте логическое рассуждение с дефиницией. Рассмотрите для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение.
Примерный ход рассуждений: Задайте вопрос самому себе: Что такое посредничество?
Затем дайте ответ в виде ложной дефиниции: Посредничество – это такой способ обогащения, когда, не создав ничего ценного, вы получаете незаслуженную прибыль.
Затем подвергните это определение сомнению. Не создав ничего ценного? А разве время и усилия, которые сэкономлены клиентом, не представляют собой ценности?
Затем дайте свое определение посредничества, например: «Это вид услуг, при котором клиент платит за то, что посредник берет на себя часть его забот»[112].
4. Изучите образец риторического рассуждения на основе силлогизма, составьте по рассуждение по аналогии (см: Риторика / О.В. Петров, М., 2001)
Пример простой хрии (риторического рассуждения):
1. Предложение: «Мщение есть страсть низкая и вредная».
2. Причина: «Ибо делать зло ближнему значит унижать достоинство человека ко вреду собственному».
3. Противное: «Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой».
4. Подобие: «Так пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни».
5. Пример: «Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов».
6. Свидетельство: «Как писал драматург Озеров: «Дух кроткий обиды простит, великий забывает».
7. Заключение: «Итак, удаляйте из сердца страсть мщения».
Пример силлогизма:
1. Предложение «Познание прошлого (S)- самое нужное людям знание (Р).
2. Большая посылка (общее суждение): «Уроки, почерпнутые из истории (средний термин - субъект большей посылки) – самое нужное людям знание».
3. Меньшая посылка: «Познание прошлого (субъект меньшей посылки – субъект заключения) - это уроки, почерпнутые из истории (предикат – средний термин)».
4. Заключение: «Познание прошлого – самое нужное людям знание».
Пример риторического рассуждения (искусственной хрии).
1. Приступ. «Все наши обдуманные и успешные действия имеют источник: знание и твердость духа. И то и другое никто из людей не может создать собственными силами. Корни знания и твердости лежат в прошлом».
2. Причина (меньшая посылка). «Познание прошлого – это уроки, почерпнутые из истории».
3. Связь. «Изучая историю мы не только укрепляем и развиваем наши знания об общих принципах жизни людей, их достижениях и ошибках, но и учимся стойко переносить неудачи. Познание прошлого – это путь в достойное будущее».
4. Следствие (последующее). «Познание прошлого – самое нужное людям знание».
5. Заключение (пожелание, совет, обещание). «Если вы хотите лучше понимать настоящее и предвидеть будущее, если стремитесь научиться стойко переносить невзгоды и житейские трудности, то обратитесь к изучению истории. Чем больше времени вы отдадите этому занятию, тем больше почерпнете полезных сведений».
5. Прочтите «универсальный код речей» для выступления чиновника-демагога. При объединении фразы из первого столбца с фразами из каждого последующего столбца получится универсальный текст с количеством 10 000 комбинаций на 40 минут произнесения речи.
Товарищи | Реализация намеченных плановых заданий | Играет важную роль в формировании | Новых предложений |
С другой стороны | рамки и место обучения кадров | требуют от нас всестороннего анализа | системы массового участия |
Не следует, однако, забывать, что | постоянный количественный рост и сфера нашей активности | Предполагают определение и уточнение | дальнейших направлений развития |
Таким образом, | новая модель организационной деятельности | обеспечивает широкому кругу (специалистов) участие в формировании | финансовых и административных условий |
Повседневная практика показывает, что | дальнейшее развитие различных форм деятельности | позволяет выполнять важные задания по разработке | направлений прогрессивного развития |
Значимость проблем настолько очевидна, что | постоянное информационное обеспечение нашей деятельности | в значительной степени обусловливает создание | системы обучения кадров, соответствующей потребностям |
Разнообразный и богатый опыт | управления и развития структуры | позволяет оценить значение | форм взаимодействия |
Задача организации, в особенности | консультация с широким активом | представляет собой интересный эксперимент проверки | модели непрерывного развития |
Идейные соображения высшего порядка, а также | начало повседневной работы по формированию позиции | влечет за собой процесс внедрения и модернизации | условий активизации процесса |