Классические риторические правила: изобретение, расположение
1. Риторический канон – единство и отдельность этапов формирования и формулирования мысли. Этапы риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.
Изобретение (инвенция) – этап, предполагающий решение оратором вопросов, связанных с выбором темы, формулировкой проблематики высказывания, ориентировкой в ситуации общения, поиске способов обоснования свой точки зрения.
Составляющие изобретения: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы: нахождение, отбор, построение и согласование аргументов.
Источник изобретения – общее место – топосы — это не чужой текст, а текст, принадлежащий всем, общий текст. Базовые содержательные топосы (внешние) связаны с этическими понятиями. Не бывает зависти вообще, она проявляется в поступках, изъедает душу во внутренней речи и ведет к конфликту во внешней речи.
Например, рассуждая, скажем, в судебной речи об измене некоего конкретного человека, ритор вводил в нее общее место – принадлежащее кому-либо из авторитетных авторов рассуждение об “измене вообще”. Это помогало сделать речь более распространенной и величественной, а также позволяло от общего понятия (“измена вообще”) перейти к частному (“измена данного человека”) и таким образом объяснить последнее. Ритора в таком случае вовсе не смущало то обстоятельство, что общее место – это чужой текст. Он и не воспринимал его как чужой в настоящем смысле. Под внутренним топосом понимается текст (или фрагмент текста) с определенным предметным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.). В юридической речи встречаются разные варианты основных типов речи – описания, повествования и рассуждения. Описание– это сообщение о наличии у предмета речи определенных признаков: определение (дефиниция), описание классификации, описание объекта, ситуации, процесса, места, среды, внешности. Повествование– сообщение об изменении признаков предмета речи: хронология событий, повествование о событии и др. Рассуждение– объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.
2.Теория аргументации как одна из составляющих изобретения.
Понятие «аргументации» в современном дискурсе многозначно. Латинское слово «argumentation» употребляется в пяти различных значениях: 1) довод или аргумент; 2) дискуссия или обмен мнениями; 3) способ обоснования в логическом смысле 4) особый вид деятельности.
Аргументация начинается с формулировки тезиса – начального утверждения.
1. Тезис доказательства должен быть прозрачным, ясным, непротиворечивым. Нельзя допускать двусмысленности (Например, формулировка тезиса «законы надо выполнять» – двусмысленна, ибо неясно, о каких законах идет речь: о законах природы или о законах общественной жизни, которые не зависят от воли людей, либо о законах юридических, которые зависят только от воли граждан).
2. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т. е. должно доказываться одно и то же положение. В противном случае вы не сможете доказать свою мысль. Значит, в течение всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формулировки тезиса, держать его под контролем.
Далее укажем на основные ошибки в построении тезиса.
1. Потеря тезиса. Можно забыть его и перейти к иному тезису, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе уже другому. В конце концов, говорящий теряет исходную мысль, т. е. забывает, о чем начал рассуждать, спорить.
Постоянный самоконтроль или уточнение тезиса учит фиксировать последовательную связь основных положений и в случае непроизвольного ухода в сторону вновь возвращаться к исходному пункту доказательства.
2. Подмена тезиса. Выдвинув определенное положение, некоторые начинают доказывать близкое или сходное по значению, т. е. подменять основную мысль другой. Это возникает в результате неряшливости в рассуждениях, неустойчивости позиции, некомпетентности, манипуляции.
3. Частичная подмена тезиса, когда в ходе разговора мы пытаемся видоизменить собственный тезис, сужая или смягчая свое первоначальное слишком общее, преувеличенное или излишне резкое утверждение.
1)Виды аргументов и правила их представления.
Традиционно выделяют аргументы по существу и аргументы к человеку. Первые принято называть рациональным, вторые иррациональными или психологическими. В свою очередь среди рациональных выделяют естественные и логические, среди психологических этические и эмоциональные. В классификации Ивина названы теоретические и контекстуальные аргументы.
К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:
1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;
2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;
3) аргументы должны быть непротиворечивы;
4) аргументы должны быть достаточны.
Итак, требование истинности аргументов определяется тем, что оно играет роль фундамента, на котором строится все доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее.
Нарушение этого требования приводит к двум ошибкам. Первая из них носит название «ложный аргумент», т. е. использование в качестве довода несуществующего факта, ссылка на событие, которого не было, указание на несуществующих очевидцев и т. п. Вторая ошибка — «предвосхищение основания», когда истинность аргумента не устанавливается с несомненностью, а только предполагается. В этом случае в качестве аргументов используются недоказанные или произвольно взятые положения: ссылки на мнение или высказанные кем-то предположения, якобы доказывающие наше утверждение. Требование автономности аргументов означает, что аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Поэтому, прежде чем доказывать тезис, следует проверить аргументы.
Требование непротиворечивости аргументов означает, что доводы не должны противоречить друг другу.
Требование достаточности аргументов определяется тем, что аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Это нарушение обозначается словами: «не вытекает», «не следует». Здесь встречается два вида ошибок.
1. Недостаточность аргументов,когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным». Причина: недостаточность анализа фактического материала с целью отбора из множества фактов лишь достоверных и наиболее убедительно доказывающих наш тезис. Обычно оппоненту в этом случае говорят: «Чем еще вы это можете подтвердить?»
2. «Чрезмерное доказательство». Принцип «чем больше аргументов – тем лучше» не всегда подходит. Трудно признать убедительными рассуждения, когда, стремясь во что бы то ни стало доказать свое предположение, увеличивают число аргументов. Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете приводить явно противоречащие друг другу или малоубедительные аргументы. Но, как известно, «кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Таким образом, достаточность аргументов надо понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.
3. Очень часто допускаются ошибки в способах доказательства, т. е. ошибки в демонстрации. Это ошибки, связанные с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.
Одна форма такого несоответствия – переход от узкой к более широкой области. В аргументах, например, описывают свойства определенного сорта товара, а в тезисе необоснованно утверждают о свойствах данного товара в целом, независимо от его сорта.
Другая форма несоответствия – переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Например, когда используются аргументы, справедливые лишь при определенных условиях, в определенное время или в определенном месте, а их считают верными при любых обстоятельствах.
Наряду с указанными ошибками «мнимого следования» в манипулятивной технике применяются уловки, когда для обоснования своего тезиса они приводят не связанные с обсуждаемым вопросом аргументы (об этом далее). В некоторых пособиях их называют логическими уловками, но в их основе – психологический механизм выведения из эмоционально-психологического равновесия. К таким уловкам в некоторых ситуациях можно отнести следующие:
«Аргумент к невежеству» –использование неосведомленности, экономической непросвещенности или просто малоопытности собеседника и навязывание ему мнений, которые не находят объективного подтверждения.
«Аргумент к выгоде» –вместо логического обоснования общей пользы агитируют за принятие решения, исходя только из сиюминутной выгоды, не заботясь о последствиях.
«Аргумент к здравому смыслу». Часто используется как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования, хотя известно, что понятие «здравого смысла» весьма относительно. Нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.
«Аргумент к силе» –вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению – экономическому, политическому, административному, физическому и другим видам воздействия.
«Аргумент к авторитету» –ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет вместо обоснования конкретного тезиса.
«Аргумент к состраданию» проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка или действия прибегают к таким чувствам, как жалость, сострадание, права человека и т.п.
«Аргумент к верности» –вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности или уважения к данной фирме.
«Переложить бремя доказывания на оппонента»[90]. Иногда критиковать аргументацию противоположной стороны легче, чем обосновывать свой тезис, поэтому, применяя данный прием, стараются свой тезис не обосновывать, если это затруднительно, а требовать доказательства тезиса оппонента. Другое название этого приема – «истина в молчании».
«Кунктация» (от лат. cunctator – медлительный). Кунктатор – прозвище древнеримского полководца Квинта Фабия Максима, которое было дано ему за медлительность в войне против Ганнибала (действовал так, чтобы истощить армию Ганнибала). Применяя этот прием, стараются занять выжидательную позицию в споре, чтобы проверить свои аргументы, слабые отбросить, а сильные использовать в самом конце спора, выступить последним, чтобы оппонент не смог возразить.
«Хаотичная речь». В некоторых случаях, когда пропонент не в состоянии обосновать отстаиваемое положение, он имитирует речь психически больного человека. Польский логик Т. Котарбиньский приводит пример такой речи: «Решительно отменяю эту цингу халтурящего достоинства авторитетных привилегий, благодаря инквизиторскому праву уничтожающих формальное соглашение автономного исполнения... Что еще сотворил паразитный бездельник, боксирующий с ни в чем не повинной ясновидящей особой, если осмелился опозорить славу, достоинство, честь большинства облигационных иероглифов, как он посмел развратить абстрактную женщину все-бытия?» Встречаясь с этим приемом, нужно назвать его и сказать, что здесь не выделены тезис и аргументы[91].
«Уловка Фомы» (ни с чем не соглашаться). «Отрицайте все, и вы легко можете прослыть за умницу» (И.С. Тургенев). Этот прием иногда применяется по убеждению, а иногда с целью остаться победителем в споре. В первом случае в основе приема лежит незнание или отрицание философского учения о соотношении абсолютной и относительной истин. Научное учение, если это учение о сложном явлении, как правило, является истиной относительной (содержит опровергаемые в процессе развития науки утверждения) и истиной абсолютной (содержит не опровергаемые в дальнейшем утверждения). Преувеличение первой черты учения приводит к агностицизму, а второй – к догматизму.