Спортивная и туристско-рекреационная деятельность)
(код и наименование направления подготовки
с указанием профиля (наименования магистерской программы))
очная форма обучения
форма обучения
Составитель: Чуракова А.В., старший преподаватель кафедры ФКСиБЖД | Утверждено на заседании кафедры ФКСиБЖД факультета ЕФКиБЖД (протокол №13 от 18.04.2017 г.) Зав. кафедрой ФКСиБЖД ______________ О.Г. Киевская |
Структура рабочей программы дисциплины
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). Б1.В.ОД.4 История физической культуры и спорта.
АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ
Цель дисциплины «История физической культуры и спорта» является изучение общих закономерностей возникновения и развития физической культуры и спорта в жизни человеческого общества. Дисциплина относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин. Курс включает в себя историю развития физической культуры и спорта в России и зарубежных странах с древнейших времен до настоящего времени, историю международного спортивного, олимпийского и паралимпийского движения.
«История физической культуры и спорта» изучает средства, формы и методы, идеи и теории в области физической культуры и спорта; рассматривает физическую культуру и спорт как органичную часть всей человеческой культуры, воспитания, образования и оздоровления людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности; прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней в условиях различных цивилизаций.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, которые изучаются в университете история физической культуры и спорта занимает значительное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию и повысить педагогическую культуру, вооружает их исторической перспективой, непосредственно подготавливает к практической деятельности.
Дисциплина имеет большое образовательное и воспитательное значение, способствует формированию научного мировоззрения, обогащает событиями и фактами прошлого, воспитывает гуманистическую нравственность, прививает любовь к Родине и уважение ко всем народам мира, каждый из которых вносит свой вклад в становление и развитие физической культуры и спорта. Ее изучение укрепляет патриотизм, воспитывает чувство национальной гордости.
Изучение дисциплины «История физической культуры и спорта» тесно связанно и идет параллельно с изучением таких дисциплин, как отечественная история, педагогика, культурология, а также со спецкурсами историко-педагогической направленности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- термины и понятия по физической культуре и спорту в рамках изучаемой дисциплины;
- основные этапы развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания;
- историю развития основных форм международного спортивного движения;
- становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе дореволюционной России, СССР и РФ;
- эстетические, нравственные и духовные ценности основных систем физического воспитания и международного спортивного движения;
- основные методы научного исследования ИФКиС;
- научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека.
Уметь:
- организовать процесс олимпийского образования школьников в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию;
- определить формы и методы включения олимпийского образования школьников в общую систему воспитательной работы в школе;
- составить вопросы по ИФКиС к экзаменационным билетам школьников выпускных классов;
- подобрать вопросы по ИФКиС для школьников всех возрастов при проведении физкультурно-спортивных викторин, «Веселых стартов», классных часов и т.п.;
- доходчиво для школьников объяснить происхождение тех или иных физических упражнений (видов спорта);
- использовать материал ИФКиС для формирования у детей потребности к физкультурно-спортивной деятельности;
- организовать и провести: беседу, консультацию с учащимися и родителями, конкурс-игру по типу «Что, где, когда?»;
- на практике в процессе педагогической деятельности применять полученные знания;
- самостоятельно изучать и реферировать литературные источники при подготовке учебной документации, докладов и сообщений;
- правильно и доступно излагать свою мысль, интерпретировать те или иные сведения в области ИФКиС.
Владеть:
- системой знаний об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на различных этапах существования человеческого общества.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В результате освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВО формируется следующая компетенция:
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).
УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Дисциплина «История физической культуры и спорта» относится к вариативной части профессионального цикла (Б1.В.ОД.4).
Для освоения дисциплины «История физической культуры и спорта» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин вариативной части гуманитарного, социального, экономического и профессионального цикла «История», «Философия», «Социологии», «Социология физической культуры и спорта», «Психологии спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Педагогика физической культуры» и многих других современных направлений в сфере физической культуры и спорта.
Настоящая программа по учебной дисциплине «История физической культуры и спорта» составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий в высшей школе:
- приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 г. № 686;
- приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025;
- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 180 часов.
Курс | Семестр | Трудоемкость в ЗЕТ | Общая трудоемкость (час.) | Контактная работа | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | Форма контроля | ||
ЛК | ПР | ЛБ | ||||||||
- | экзамен | |||||||||
Итого: | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Контактная работа (час.) | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | ||
ЛК | ПР | ЛБ | |||||
1. | Тема 1.Введение. Физическая культура в древнем мире. | ||||||
2. | Тема 2. Физическая культура в средние века. | ||||||
3. | Тема 3. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока. | ||||||
4. | Тема 4.Зарубежные системы физической культуры и спорта. | ||||||
5. | Тема 5.Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до начала XX в. | ||||||
6. | Тема 6. Физическая культура и спорт в России с 20-х XX века до Великой Отечественной войны. | ||||||
7. | Тема 7. Физическая культура и спорт в России со второй половины 40-х годов до начала 90-х годов XX века | ||||||
8. | Тема 8. Физическая культура и спорт в Российской Федерации. | ||||||
9. | Тема 9. Возникновение и развитие международного спортивного и олимпийского движения. | ||||||
10. | Тема 10. Международное спортивное и олимпийское движение во второй половине XX-начале XXI века. | ||||||
Всего |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).
1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Тест]: учебник для студентов учреждений ВПО / Б. Р. Голощапов. - 10-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 310 с.
2. Мельникова, Н. Ю. История физической культуры и спорта [Тест]: [учебник для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению «Физическая культура»] / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин ; [под ред. Н. Ю. Мельниковой]. - М. : Советский спорт, 2013. - 392 с.
3. История туризма : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. «Туризм» / [авт. коллектив: В. Э. Багдасарян и др.] ; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.
4. Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособие для учреждений образования России / Олимпийский ком. России; В. С. Родиченко [и др.]. - 19-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и Спорт, 2008. – 144 с.
5. Физическая культура [Текст]: курс лекций / под ред. В. М. Киселева. - Минск : БГУ, 2007. - 195 с.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).
1. | Кафедра | Физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности |
2. | Направление подготовки | 44.03.05 Педагогическое образование Профиль: Физическая культура, Профиль: Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность) |
3. | Дисциплина (модуль) | Б1.В.ОД.4 История физической культуры и спорта |
Перечень компетенций
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2) |