Шкала «Толерантность к двусмысленности»
(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности СПб.:Изд-во СПбГУ, 2005.)
Шкала «Толерантность к двусмысленности» входит в методику «Личностная готовность к переменам» — «Personal change readiness survey» (PCRS). Эта методика была разработана канадскими учеными Родником, Хезером, Голдом и Халом. В число семи показателей, которые могут быть измерены с помощью этой методики, входит шкала толерантности к двусмысленности (tolerance for ambiguity). В настоящее время существуют варианты методики, адаптированные на американской, французской и испанской выборках.
Методика PCRS успешно применяется в США при работе с персоналом организаций, а именно в процедурах ассессмента. Отмечается, что методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Понимание особенностей противостояния переменам помогает людям оградить себя от стресса в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы.
Перевод и первичная апробация данного варианта методики PCRS были проведены Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер, причем выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии.
Текст
Инструкция. Обведите кружочком число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию вашей позиции.
№ | Утверждение | Нет Да |
Я предпочитаю привычное неизвестному | ||
Я редко «отмеряю семь раз» | ||
Я не из тех, кто меняет свои планы | ||
Не могу дождаться начала дня, когда смогу взяться за дело | ||
Я считаю, что никому не стоит давать слишком много надежд | ||
Если что-то не работает, я найду способ устранить неполадку | ||
Меня раздражает отсутствие ясных и четких ответов | ||
Я склонен создавать привычное положение дел и придерживаться его | ||
Я могу сделать так, что любая ситуация будет работать на меня | ||
Мне нужно некоторое время, чтобы свыкнуться с тем, что что-то не получается | ||
Мне трудно расслабиться и ничего не делать | ||
Если есть вероятность, что что-то может не получиться, то оно и не получится | ||
Когда я завяз, я предпочитаю импровизировать в поисках выхода из ситуации | ||
Я теряюсь, когда не улавливаю сути происходящего | ||
Я предпочитаю знакомую область деятельности, в которой чувствую себя комфортно | ||
Я справлюсь со всем, с чем приходится сталкиваться | ||
Если я что-то твердо решил, поменять это решение мне будет нелегко | ||
Я предпочитаю выкладываться до конца | ||
Я обычно сосредоточиваюсь на том, что может не получиться | ||
Когда люди пытаются найти выход из ситуации, они приходят ко мне | ||
Если исход дела неясен, я стремлюсь прояснить все немедленно | ||
Стоит придерживаться испытанного и надежного | ||
Я сосредоточиваюсь на моих достоинствах, а не на недостатках | ||
Мне тяжело сдаться, даже если что-то совсем не получается | ||
Я неутомим и полон энергии | ||
Редко все получается так, как мне хотелось бы | ||
Сильная сторона моей личности - умение преодолевать трудности | ||
Терпеть не могу оставлять дело незавершенным | ||
Я предпочитаю идти по главной, а не по второстепенной дороге | ||
Моя вера в собственные силы непоколебима | ||
Со своим уставом в чужой монастырь не ходи! | ||
Я страстный и решительный | ||
Я склонен видеть проблемы, а не возможности их решения | ||
Я обращаюсь к необычным источникам для решения проблем | ||
Я действую непродуктивно, если и цели, и ожидания неопределенны |
Математическая обработка. Подсчитывается количество баллов по каждой из семи шкал, а также общий балл по всем шкалам. Для шкал, в состав которых входят прямые утверждения, каждому ответу присваивается балл от 1 до 6 (1 балл — «нет», 6 баллов — «да»). Для шкал с обратными утверждениями баллы присваиваются в зеркальном порядке от 6 до 1 (6 баллов — «нет», 1 балл — «да»). Методика включает семь шкал, измеряющих личностную готовность к переменам.
Страстность(passion) понимается как энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус.
Находчивость(resourcefulness) рассматривается как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источниками для решения новых проблем.
Оптимизм(optimism) — это большие надежды, вера в успех, нежелание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях их решения.
Смелость, предприимчивость(adventurousness) трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного.
Адаптивность(adaptability) предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация.
Уверенность(confidence) основана на вере в себя, в свои достоинства и в свои силы, в то, что все возможно, стоит только захотеть.
Толерантность к двусмысленности(tolerance for ambiguity) опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным.
Ключ
№ | Шкала | Номера утверждений |
Страстность | Прямые утверждения: 4,11,18,25,32 | |
Находчивость | Прямые утверждения: 6,13, 20, 27,34 | |
Оптимизм | Обратные утверждения: 5,12,19,26; 33 | |
Смелость, предприимчивость | Обратные утверждения: 1, 8,15,22; 29 | |
Адаптивность | Обратные утверждения: 3,10,17, 24; 31 | |
Уверенность | Прямые утверждения: 2, 9,16, 23,30 | |
Толерантность к двусмысленности | Обратные утверждения: 7,14, 21, 28,35 |
Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 баллов по каждой шкале свидетельствует о низком уровне развития измеряемого свойства. Средний уровень развития свойства (оптимальный вариант) находится в диапазоне от 22 до 26 баллов. Сумма свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства.
Авторы методики отмечают, что в индивидуальных особенностях человека всегда есть свои плюсы и минусы. Например, излишняя страстность может побудить человека действовать вопреки здравому смыслу. Недостаток же ее может привести к отсутствию мотивации.
Результаты исследования, проведенного Н. А. Бажановой на выборке из 62 человек, половина из которых находились в состоянии вынужденного ожидания (студенты перед входом в аудиторию для сдачи экзамена; люди, стоящие в очереди за железнодорожными билетами в кассах срочной продажи), представлены в таблице.