Шкала «Толерантность к двусмысленности»

(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности СПб.:Изд-во СПбГУ, 2005.)

Шкала «Толерантность к двусмысленности» входит в методику «Личностная готовность к переменам» — «Personal change readiness survey» (PCRS). Эта методика была разработана канадскими учены­ми Родником, Хезером, Голдом и Халом. В число семи показателей, которые могут быть измерены с помощью этой методики, входит шкала толерантности к двусмысленности (tolerance for ambiguity). В настоящее время существуют варианты методики, адаптирован­ные на американской, французской и испанской выборках.

Методика PCRS успешно применяется в США при работе с персо­налом организаций, а именно в процедурах ассессмента. Отмечается, что методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых си­туаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Понимание особенно­стей противостояния переменам помогает людям оградить себя от стресса в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы.

Перевод и первичная апробация данного варианта методики PCRS были проведены Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер, причем выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии.

Текст

Инструкция. Обведите кружочком число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию вашей позиции.

Утверждение Нет Да
Я предпочитаю привычное неизвестному
Я редко «отмеряю семь раз»
Я не из тех, кто меняет свои планы
Не могу дождаться начала дня, когда смогу взяться за дело
Я считаю, что никому не стоит давать слишком много надежд
Если что-то не работает, я найду способ устранить неполадку
Меня раздражает отсутствие ясных и четких ответов
Я склонен создавать привычное положение дел и придерживаться его
Я могу сделать так, что любая ситуация будет работать на меня
Мне нужно некоторое время, чтобы свыкнуться с тем, что что-то не получается
Мне трудно расслабиться и ничего не делать
Если есть вероятность, что что-то может не получиться, то оно и не получится
Когда я завяз, я предпочитаю импровизировать в поисках выхода из ситуации
Я теряюсь, когда не улавливаю сути происходящего
Я предпочитаю знакомую область деятельности, в которой чувствую себя комфортно
Я справлюсь со всем, с чем приходится сталкиваться
Если я что-то твердо решил, поменять это решение мне будет нелегко
Я предпочитаю выкладываться до конца
Я обычно сосредоточиваюсь на том, что может не получиться
Когда люди пытаются найти выход из ситуации, они приходят ко мне
Если исход дела неясен, я стремлюсь прояснить все немедленно
Стоит придерживаться испытанного и надежного
Я сосредоточиваюсь на моих достоинствах, а не на недостатках
Мне тяжело сдаться, даже если что-то совсем не получается
Я неутомим и полон энергии
Редко все получается так, как мне хотелось бы
Сильная сторона моей личности - умение преодолевать трудности
Терпеть не могу оставлять дело незавершенным
Я предпочитаю идти по главной, а не по второстепенной дороге
Моя вера в собственные силы непоколебима
Со своим уставом в чужой монастырь не ходи!
Я страстный и решительный
Я склонен видеть проблемы, а не возможности их решения
Я обращаюсь к необычным источникам для решения проблем
Я действую непродуктивно, если и цели, и ожидания неопределенны

Математическая обработка. Подсчитывается количество баллов по каждой из семи шкал, а также общий балл по всем шкалам. Для шкал, в состав которых входят прямые утверждения, каждому ответу присва­ивается балл от 1 до 6 (1 балл — «нет», 6 баллов — «да»). Для шкал с обратными утверждениями баллы присваиваются в зеркальном порядке от 6 до 1 (6 баллов — «нет», 1 балл — «да»). Методика включает семь шкал, измеряющих личностную готовность к переменам.

Страстность(passion) понимается как энергичность, неутоми­мость, повышенный жизненный тонус.

Находчивость(resourcefulness) рассматривается как умение нахо­дить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источни­ками для решения новых проблем.

Оптимизм(optimism) — это большие надежды, вера в успех, не­желание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях их решения.

Смелость, предприимчивость(adventurousness) трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного.

Адаптивность(adaptability) предполагает умение менять свои пла­ны и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация.

Уверенность(confidence) основана на вере в себя, в свои досто­инства и в свои силы, в то, что все возможно, стоит только захотеть.

Толерантность к двусмысленности(tolerance for ambiguity) опира­ется на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самооб­ладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным.

Ключ

Шкала Номера утверждений
Страстность Прямые утверждения: 4,11,18,25,32
Находчивость Прямые утверждения: 6,13, 20, 27,34
Оптимизм Обратные утверждения: 5,12,19,26; 33
Смелость, предприимчивость Обратные утверждения: 1, 8,15,22; 29
Адаптивность Обратные утверждения: 3,10,17, 24; 31
Уверенность Прямые утверждения: 2, 9,16, 23,30
Толерантность к двусмысленности Обратные утверждения: 7,14, 21, 28,35

Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 баллов по каждой шкале свидетельствует о низком уровне развития изме­ряемого свойства. Средний уровень развития свойства (оптималь­ный вариант) находится в диапазоне от 22 до 26 баллов. Сумма свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства.

Авторы методики отмечают, что в индивидуальных особеннос­тях человека всегда есть свои плюсы и минусы. Например, излиш­няя страстность может побудить человека действовать вопреки здра­вому смыслу. Недостаток же ее может привести к отсутствию мотивации.

Результаты исследования, проведенного Н. А. Бажановой на вы­борке из 62 человек, половина из которых находились в состоянии вынужденного ожидания (студенты перед входом в аудиторию для сдачи экзамена; люди, стоящие в очереди за железнодорожными билетами в кассах срочной продажи), представлены в таблице.

Наши рекомендации