Идеи, цель, задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы

«История и культура Санкт- Петербурга» ( 3 класс)

Идеи, цель, задачи программы Прогнозируемые результаты освоения программы
Идея содержания программы Название программы соответствует его идеи. Ребенок в знакомом, привычном для него окружении города, открывает незнакомое, «чудеса».  
Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.  
1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении. Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей;
2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости)объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями: ● о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения); ● об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания); ● о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга;       Выпускники 3 класса: грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, указанные в программе; отвечают на вопросы, предложенные учителем, сформулированные в учебных пособиях, показывая степень сформированности представлений - о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан (образцы вопросов в учебном пособии «Санкт – Петербург»);  
3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни. ● Умение ориентироваться в пространстве города: - ориентироваться по карте-схеме;   - ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов);     - выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам; - «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).     ● Умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний: - из письменных источников, доступных возрасту детей (учебника, справочников, краеведческой литературы);     - из изобразительных источников;   - из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников);     - от «носителей устной информации»       Ориентируются по упрощенной схеме города; - читают ее «легенду»; - находят основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; - находят объекты по природным и городским ориентирам. Ориентируются в реальном городе: - на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанина; Регулярно посещают музеи вместе с классом, совершают учебные прогулки и экскурсии.     Умеют: - самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; - узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал памятник (согласно программе и отобранных учителем памятников своего района);   - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.
4. Способствоватьсовершенствованиюобщеучебных умений учащихся     ● Умеют - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте или человеке; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.  
5. Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.   Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся проявляется - в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?); - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.); - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.




VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

Й класс

  № п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Характеристика учебной деятельности (знания и умения) Вид контроля Основные виды деятельности (УУД) Домашнее зада ние. Дата проведения
1. Вводный урок. Санкт- Петербург – город музеев и театров. Комбинированный урок   Повторение, обобщение материала предыдущего учебного года. Введение в раздел «Санкт –Петербург- город музеев и театров».   Повторить материал о стрелке Васильевского острова , изученный во 2 классе. Уметь : - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте ; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.   Текущий контроль. Познавательные: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: ­ формируем умение работать в паре или в малой группе; ­ формируем умение формулировать и выражать свои мысли ; ­ формируем навыки коллективной работы.     Регулятивные: ­ формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; ­ формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану. Т. С.3-5  
2.   .Музеи на стрелке Васильевского острова. Комбинированный урок   Текущий контроль. Т. с.5-7  
3. Площадь Искусств. Михайловский театр. Здание Филармонии Урок ознакомления с новым материалом . Местоположение, название,облик площади Искусств, Михайловского театра, здания Филармонии. Знать: -о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание .   Текущий контроль. Т. С.8-11  
4. Михайловский дворец. Русский музей. Комбинированный урок   Местоположение, название,облик Михайловского дворца. Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.   Знать: -о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание .   Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание .   Уметь: Ориентироваться по упрощенной схеме города; - читать ее «легенду»; -находить основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; - находить объекты по природным и городским ориентирам. Уметь: Ориентироваться в реальном городе: - на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты).     Знать: -о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения); -об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания); -о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга;     Уметь : - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте ; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.   Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид;   Текущий контроль. Личностные: ­ формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; ­ формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного; ­ формирование умения оценивать результаты своей работы     Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и события. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.   Коммуникативные: -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.     Регулятивные: -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.   Т. С.12-14  
5. Площадь Островского. Комбинированный урок   Местоположение, название,облик площади. Текущий контроль. Т.с. 15-18  
6. Театр имени А.С.Пушкина. (Александринский театр). Урок ознакомления с новым материалом Местоположение, название,облик, архитекторы театра. Текущий контроль. Т.с. 19-21  
7. Российская национальная библиотека. Урок ознакомления с новым материалом Местоположение, название,облик,архи-текторы библиотеки. Текущий контроль. Т.с 22-24  
8. Елисеевский магазин. Театр комедии. Комбинированный урок   Местоположение, название,облик,архи-текторы сооружений. Текущий контроль. Т.с. 25-27  
9. Вопросы и задания (итоговое занятие) Урок проверки и коррекции знаний Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей. Тематический контроль.    
10. Театральная площадь. Комбинированный урок   Местоположение, название,облик площади. Текущий контроль. Т.с. 28-31  
11. Санкт-Петербург-ские храмы. Комбинированный урок   Местоположение храмов. Название храмов. Облик храмов. Текущий контроль. Т.с. 32-36  
12. «Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы. Урок ознакомления с новым материалом Петербургские мосты- их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов. Текущий контроль. Т.с. 37-43  
13. Мосты через Неву. Комбинированный урок   Петербургские мосты их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов Текущий контроль. Т.с. 44-49  
14. «В гранит оделася Нева…» Комбинированный урок   Петербургские набережные, их необходимость и особенности. Создатели набережных. Текущий контроль. Т.с. 50-54  
15. «Твоих оград узор чугунный…» Комбинированный урок   Чугунные решетки, ограды — их необходимость, особенности Текущий контроль. Т.с. 55-58  
16. Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. Атланты и кариатиды. Урок ознакомления с новым материалом Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. Текущий контроль. Т.с. 59-61  
17. Герои мифов в скульптуре. Комбинированный урок   Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. Текущий контроль. Т.с. 62-65  
18. Скульптуры- аллегории. Комбинированный урок   Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. Аллегорические скульптуры. Текущий контроль. Личностные: -формирование умения делать выводы; -формирование положительной мотивации к обучению; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила     Познавательные: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: -Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.   Личностные: -формирование умения делать выводы; -формирование положительной мотивации к обучению; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; -формирование умения определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила     Т.с. 66-68  
19. Животные в скульптуре. Звери и птицы. Комбинированный урок   Сказочные существа в Петербурге. Текущий контроль. Т.с. 69-72  
20. Фантастические животные. Урок ознакомления с новым материалом Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. Текущий контроль. Т.с. 73-75  
21. Вопросы и задания (итоговое занятие) Урок проверки и коррекции знаний Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей. Тематический контроль. Т.с. 76-77  
22. Жители невских берегов.   Комбинированный урок   Взаимосвязь города и горожан.Горожане — «помощники» города. Текущий контроль. Т.с. 3-6    
23. Из истории приневских земель. Комбинированный урок   Историческая справка. Текущий контроль. Т.с. 7-9  
24. Невские крепости. Кронштадт.     Комбинированный урок   Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости Текущий контроль. Т.с. 10-12  
25. Петропавловская крепость. Петропавловский собор. Комбинированный урок   Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости Текущий контроль. Т.с. 13-19  
26. Домик Петра Первого. Троицкая площадь. Комбинированный урок   Местоположение, необходимость сооружения домика Петра Первого. Текущий контроль. Т.с. 20-22  
27. Петровское барокко. Меншиковский дворец. Урок ознакомления с новым материалом Местоположение дворца. Название дворца. Облик дворца. Текущий контроль. Т.с. 23-26  
28. Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.     Комбинированный урок   Знакомство с эпохой Петра Первого. Текущий контроль. Т.с. 27-29  
29. Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. Комбинированный урок   Местоположение Адмиралтейства. Название. Облик Адмиралтейства (планировка, цвет). Текущий контроль. Т.с. 30-33  
30. Александро-Невская лавра. Урок ознакомления с новым материалом Местоположение, название,облик лавры. Историческая справка. Текущий контроль. Т.с. 34-37  
31. Невский проспект. Комбинированный урок   Знакомство с Невским проспектом-главным в нашем городе. Текущий контроль. Т.с. 38-41  
32. Царский двор в правление Анны Иоанновны. Урок ознакомления с новым материалом Историческая справка. Текущий контроль. Т.с. 42-44  
33. Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. Комбинированный урок   Местоположение дворцов,название, облик(планировка, цвет,украшения фасадов). Создатели дворцов. Текущий контроль. Т.с. 45-49  
34. Как учили детей в Петербурге 18 века. Итоговое занятие. Урок проверки и коррекции знаний Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей Тематический контроль. Т.с. 50-53  

Характеристика УМК.

1.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск второй: Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011

2.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск третий : Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011

Список литературы.

1. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003.

2. Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. - СПб., СМИО Пресс. 2004.

3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захватанна И.З., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни края. - СПб., СМИО Пресс. 2006.

4. Махинько Л. Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для начальной и основной школы. - СПб., Изд. Н.Ф. Куприянова, 2000.

5.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.

6.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.

7 Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город» — видеофильм. СПб., 1998.

8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.

9.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.

10.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб., «Химера», 1997.

11.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.

12.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.

Литература для детей

1. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.

2. Журнал «Автобус», 1995-2008.

3. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского (публикации в журнале «Искорка», 1980-е гг.).

Наши рекомендации