Идеи, цель, задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы
«История и культура Санкт- Петербурга» ( 3 класс)
Идеи, цель, задачи программы | Прогнозируемые результаты освоения программы |
Идея содержания программы Название программы соответствует его идеи. Ребенок в знакомом, привычном для него окружении города, открывает незнакомое, «чудеса». | |
Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми. | |
1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении. | Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей; |
2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости)объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями: ● о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения); ● об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания); ● о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга; | Выпускники 3 класса: грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, указанные в программе; отвечают на вопросы, предложенные учителем, сформулированные в учебных пособиях, показывая степень сформированности представлений - о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан (образцы вопросов в учебном пособии «Санкт – Петербург»); |
3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни. ● Умение ориентироваться в пространстве города: - ориентироваться по карте-схеме; - ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов); - выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам; - «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.). ● Умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний: - из письменных источников, доступных возрасту детей (учебника, справочников, краеведческой литературы); - из изобразительных источников; - из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников); - от «носителей устной информации» | Ориентируются по упрощенной схеме города; - читают ее «легенду»; - находят основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; - находят объекты по природным и городским ориентирам. Ориентируются в реальном городе: - на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанина; Регулярно посещают музеи вместе с классом, совершают учебные прогулки и экскурсии. Умеют: - самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; - узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал памятник (согласно программе и отобранных учителем памятников своего района); - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. |
4. Способствоватьсовершенствованиюобщеучебных умений учащихся | ● Умеют - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте или человеке; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. |
5. Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся проявляется - в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?); - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.); - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. |
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
Й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности (знания и умения) | Вид контроля | Основные виды деятельности (УУД) | Домашнее зада ние. | Дата проведения |
1. | Вводный урок. Санкт- Петербург – город музеев и театров. | Комбинированный урок | Повторение, обобщение материала предыдущего учебного года. Введение в раздел «Санкт –Петербург- город музеев и театров». Повторить материал о стрелке Васильевского острова , изученный во 2 классе. | Уметь : - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте ; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. | Текущий контроль. | Познавательные: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: формируем умение работать в паре или в малой группе; формируем умение формулировать и выражать свои мысли ; формируем навыки коллективной работы. Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану. | Т. С.3-5 | ||
2. | .Музеи на стрелке Васильевского острова. | Комбинированный урок | Текущий контроль. | Т. с.5-7 | |||||
3. | Площадь Искусств. Михайловский театр. Здание Филармонии | Урок ознакомления с новым материалом | . Местоположение, название,облик площади Искусств, Михайловского театра, здания Филармонии. | Знать: -о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание . | Текущий контроль. | Т. С.8-11 | |||
4. | Михайловский дворец. Русский музей. | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик Михайловского дворца. | Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. Знать: -о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан; - об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; - о важности и нужности созидательного труда горожан. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание . Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; - слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. Уметь: -самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; -узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание . Уметь: Ориентироваться по упрощенной схеме города; - читать ее «легенду»; -находить основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; - находить объекты по природным и городским ориентирам. Уметь: Ориентироваться в реальном городе: - на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Знать: -о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения); -об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания); -о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга; Уметь : - комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; - устно описывать объект, используя памятку; - составлять письменный рассказ об объекте ; - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. Уметь: - узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; | Текущий контроль. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного; формирование умения оценивать результаты своей работы Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и события. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Т. С.12-14 | ||
5. | Площадь Островского. | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик площади. | Текущий контроль. | Т.с. 15-18 | ||||
6. | Театр имени А.С.Пушкина. (Александринский театр). | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение, название,облик, архитекторы театра. | Текущий контроль. | Т.с. 19-21 | ||||
7. | Российская национальная библиотека. | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение, название,облик,архи-текторы библиотеки. | Текущий контроль. | Т.с 22-24 | ||||
8. | Елисеевский магазин. Театр комедии. | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик,архи-текторы сооружений. | Текущий контроль. | Т.с. 25-27 | ||||
9. | Вопросы и задания (итоговое занятие) | Урок проверки и коррекции знаний | Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей. | Тематический контроль. | |||||
10. | Театральная площадь. | Комбинированный урок | Местоположение, название,облик площади. | Текущий контроль. | Т.с. 28-31 | ||||
11. | Санкт-Петербург-ские храмы. | Комбинированный урок | Местоположение храмов. Название храмов. Облик храмов. | Текущий контроль. | Т.с. 32-36 | ||||
12. | «Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы. | Урок ознакомления с новым материалом | Петербургские мосты- их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов. | Текущий контроль. | Т.с. 37-43 | ||||
13. | Мосты через Неву. | Комбинированный урок | Петербургские мосты их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов | Текущий контроль. | Т.с. 44-49 | ||||
14. | «В гранит оделася Нева…» | Комбинированный урок | Петербургские набережные, их необходимость и особенности. Создатели набережных. | Текущий контроль. | Т.с. 50-54 | ||||
15. | «Твоих оград узор чугунный…» | Комбинированный урок | Чугунные решетки, ограды — их необходимость, особенности | Текущий контроль. | Т.с. 55-58 | ||||
16. | Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. Атланты и кариатиды. | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. | Текущий контроль. | Т.с. 59-61 | ||||
17. | Герои мифов в скульптуре. | Комбинированный урок | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. | Текущий контроль. | Т.с. 62-65 | ||||
18. | Скульптуры- аллегории. | Комбинированный урок | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. Аллегорические скульптуры. | Текущий контроль. | Личностные: -формирование умения делать выводы; -формирование положительной мотивации к обучению; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Познавательные: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: -Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Личностные: -формирование умения делать выводы; -формирование положительной мотивации к обучению; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; -формирование умения определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила | Т.с. 66-68 | |||
19. | Животные в скульптуре. Звери и птицы. | Комбинированный урок | Сказочные существа в Петербурге. | Текущий контроль. | Т.с. 69-72 | ||||
20. | Фантастические животные. | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с мифами и легендами в архитектуре. | Текущий контроль. | Т.с. 73-75 | ||||
21. | Вопросы и задания (итоговое занятие) | Урок проверки и коррекции знаний | Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей. | Тематический контроль. | Т.с. 76-77 | ||||
22. | Жители невских берегов. | Комбинированный урок | Взаимосвязь города и горожан.Горожане — «помощники» города. | Текущий контроль. | Т.с. 3-6 | ||||
23. | Из истории приневских земель. | Комбинированный урок | Историческая справка. | Текущий контроль. | Т.с. 7-9 | ||||
24. | Невские крепости. Кронштадт. | Комбинированный урок | Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости | Текущий контроль. | Т.с. 10-12 | ||||
25. | Петропавловская крепость. Петропавловский собор. | Комбинированный урок | Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости | Текущий контроль. | Т.с. 13-19 | ||||
26. | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | Комбинированный урок | Местоположение, необходимость сооружения домика Петра Первого. | Текущий контроль. | Т.с. 20-22 | ||||
27. | Петровское барокко. Меншиковский дворец. | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение дворца. Название дворца. Облик дворца. | Текущий контроль. | Т.с. 23-26 | ||||
28. | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | Комбинированный урок | Знакомство с эпохой Петра Первого. | Текущий контроль. | Т.с. 27-29 | ||||
29. | Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. | Комбинированный урок | Местоположение Адмиралтейства. Название. Облик Адмиралтейства (планировка, цвет). | Текущий контроль. | Т.с. 30-33 | ||||
30. | Александро-Невская лавра. | Урок ознакомления с новым материалом | Местоположение, название,облик лавры. Историческая справка. | Текущий контроль. | Т.с. 34-37 | ||||
31. | Невский проспект. | Комбинированный урок | Знакомство с Невским проспектом-главным в нашем городе. | Текущий контроль. | Т.с. 38-41 | ||||
32. | Царский двор в правление Анны Иоанновны. | Урок ознакомления с новым материалом | Историческая справка. | Текущий контроль. | Т.с. 42-44 | ||||
33. | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | Комбинированный урок | Местоположение дворцов,название, облик(планировка, цвет,украшения фасадов). Создатели дворцов. | Текущий контроль. | Т.с. 45-49 | ||||
34. | Как учили детей в Петербурге 18 века. Итоговое занятие. | Урок проверки и коррекции знаний | Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей | Тематический контроль. | Т.с. 50-53 |
Характеристика УМК.
1.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск второй: Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011
2.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск третий : Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011
Список литературы.
1. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003.
2. Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. - СПб., СМИО Пресс. 2004.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захватанна И.З., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни края. - СПб., СМИО Пресс. 2006.
4. Махинько Л. Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для начальной и основной школы. - СПб., Изд. Н.Ф. Куприянова, 2000.
5.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
6.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.
7 Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город» — видеофильм. СПб., 1998.
8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.
9.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.
10.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб., «Химера», 1997.
11.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.
12.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.
Литература для детей
1. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.
2. Журнал «Автобус», 1995-2008.
3. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского (публикации в журнале «Искорка», 1980-е гг.).