Бжесць-Куявски (Brzesc Kujawski)
Стоянка культуры линейно-ленточной керамики приблизительно 5100 г. до н. э. и поселение поздней культуры лендель, ок. 4300—4000 гг. до н. э., воеводство Быдгощ, неподалеку от г. Влоцлавек, Западная Польша. Более 50 трапециевидных домов культуры лендель длиной в 15—39 м, рядом с которыми — ингумационные захоронения.
Раскопки проводились К.Яжджевским в 1933-1936 гг., П.Богуцким и Р.Грыгелем в 1976-1980 гг.
Лит.: Wiadomosci Archeologiczne. 1938. № 15. P. 1 ff.; Bogucki 1982; Grygiel 1986.
Биланы (Bylany)
Поселение линейно-ленточной культуры у Кутна-Горы, Колин, Чехословакия.
Раскопки проводились Б.Соудским в 1953-1961 гг.
Музеи: г. Биланы и Прага.
Лит.: Soudsky 1969; Antiquity. 1962. № 36.
Бодрогкерестур (Bodrogkeresztur)
Типичный памятник среднего периода венгерского медного века в устье реки Бодрог, Северо-Восточная Венгрия; могильник с 50 ингумационными захоронениями, ок. 4000 г. до н. э.
Раскопки проводились в 1921-1926 гг. Л.Белла.
Боевых топоров культура
см. Шнуровой керамики культура
Боян культура (Boian)
Возникла в Юго-Восточной Румынии в результате симбиоза ранней культуры винча и культуры линейно-ленточной керамики. На втором этапе развития оказала влияние на формирование культур петрешти и кукутени. Титульное поселение расположено на одном из островов озера Боян к северу от Дуная, между г. Олтеница и г. Кэлэраши, Юго-Восточная Румыния.
Раскопки проводились В.Кристеску в 1924 г и Э.Комшей в 1956-1959 гг.
Музей: Нац. музей, Бухарест.
Лит.: Dacia. 1925. № 2; Materiale ц Cercetari Archeol. 1959-1962. №5-8.
Броноцице (Bronocice)
Поселение культуры воронковидных кубков с чертами баденского комплекса, расположенное на возвышенности над поймой реки Нидзица (притока Верхней Вислы), район г. Кельце, Южная Польша. Поселение занимает 120 акров (более 50 га). Установлено 5 культурных периодов, из них 3 относятся к культуре воронковидных кубков, ок. 3770—3110 гг. до н. э., а 2 последние — к культуре ба-денского типа, ок. 3110-2400 ГГ. до н.э.
Раскопки проводились в 1974-1978 гг. Я.Круком и Ш.Милисаускасом.
Лит.: Germania. 1981. № 59. S. 1-19; 1982. № 60. S. 211-216; 1984. № 64. S. 1-30; Archeologia Polski. 1981. № 26/1. P. 65-113; HenselW., MilisauskasS. Excavations of Neolithic and Early Bronze Age Sites in SE Poland. Wroclaw: Ossolineum, 1985. P. 52-78.
Буго-днестровская культура
Ранненеолитическая культура Молдавии и Западной Украины 6500-5000 гг. до н. э. Еще за 500 лет до первых контактов с земледельцами культуры старчево (криш) туземные мезолитические группы предпринимали самостоятельные усилия по одомашниваниюживотных и растений. На ее поздних фазах сказывается сильное влияние культур старчево и линейно-ленточной керамики.
Буковац (BukovaJ)
Подразделение культуры винча в Западной Румынии, названное по имени стратифицированного телля Буковац, район Тимипгоары. Слой культурных отложений в 1,7 м подразделен на три фазы: Буковац I-Ш.
Раскопки проводились в 1973 и 1975 гг.
Лит.: Lazarovici 1979.
Бургеши (Burgäschi)
см. Зееберг
Приложение
Бутмир (Butmir)
Поселение в Сараево, давшее имя боснийской культуре бутмир приблизительно 5300-4300 гг. до н. э. Раскопки проводились в 1893—1896 гг. Музей: Земальски Музей, г. Сараево. Лит.: Radymsky Hoernes 1895; Fiala, Hoernes 1898.
Бюкк (Biikk)
Также именуется восточной культурой линейно-ленточной керамики. Культура бассейна Верхней Тисы VI тыс. до н. э., названная в честь горного массива Бюкк в северной части Венгерской равнины.
Валач (ValaC)
Поселение поздневинчевской культуры у г. Косовска-Митровица, Южная Югославия, первой половины Утыс. дон. э.
Раскопки проводились в 1957 г. Н.Тасичем и Й.Глишичем.
Музей: г. Косовска-Митровица.
Лит.: Tasiö 1957; Glasnik muzeja Kosova i Metohije. 1960. № 4-5. P. 11-82.
Валкамоника (Valcamonica)
Место расположения резных наскальных рисунков в альпийской долине Камоника, в 55 км к северу от Брешии, Северная Италия. Резные и выдолбленные узоры и символы датируются эпохой неолита (фаза I) — железным веком (фаза IV). На фазе II, ок. 3000 г. до н. э., появляются изображения кинжалов, алебард, лошадей, повозок, солнечных дисков и сцен поклонения солнцу. Сочетание этих мотивов можно видеть на стелах (см. главу X), являющихся характерной чертой индоевропейской религии. Насколько можно судить многие стелы представляли собой монументы воздвигнутые в честь Боги, сияющего неба.
С начала 1960-х гг. по сегодняшний день исследования наскальных изображений проводились Эммануэлем Ана-ти.
Лит.: Anati Е. The Camonica Valley. London, 1964; Anati 1976.