Протоиндоевропейская традиция в хозяйственном укладе и в обществе
Протоиндоевропейская культура, в том виде, в каком ее удается реконструировать при помощи сравнительных исследований индоевропейских языков и мифологий, а также по древнейшим историческим свидетельствам, вполне соответствует своему археологическому образу. В этом разделе я коснусь некоторых лингвистических и мифологических данных, которые имеют отношение к проблеме идентичности курганной и протоиндоевропейской традиции.
Подобно культурам, языки существуют по законам живого организма: они постоянно претерпевают изменения и то сливаются, то расходятся в разные стороны. Хотя крайним пределом для нас остается волжский неолит и энеолит VI— Утыс. до н. э., мы можем попытаться реконструировать некоторые элементы этой культуры так, чтобы они органично сочетались с лингвистическими и мифологическими данными. В период ок. 5000—4500 гг. до н. э. значительно возрастает подвижность населения и усиливаются торговые связи. Поэтому я считаю возможным предположить, что в это время, прямо перед вторжением протоиндоевропейцев в Европу, идет процесс языковой консолидации. В гипотетическом протоиндоевропейском языке нет следов доземледельческо-го уклада. Согласно лингвистической реконструкции, наиболее характерными чертами этой культуры являлись наличие домашних животных (в том числе и лошади), подвижность образа жизни и классовое патриархальное общество. Курганная культура Утыс. до н. э., какой она была в волжских степях и лесостепях а также на недавно завоеванных ею землях Северного Причерноморья, во многом соответствует этой модели протоиндоевропейской культуры реконструи-рованной на основе лингвистических данных.,
Рис. 10-40 Шнуровая керамика и топоры из «общеевропейского горизонта», Польша, начало III тыс.дон.э.; высота самого большого кубка 22 см.
Гчмбутас М, Цивилизацяя Великой Богини
Одомашненные животные
Одомашненные животные играли первостепенную роль в протоиндоевропейской культуре, о чем свидетельствуют их названия, общие для большинства индоевропейских языков: овца (*owis), крупный рогатый скот (*gwows), кастрированный бычок (*(s)tauro,, свинья (*sus и *porkos), лошадь (ekwo-ekwa), коза (*aigis, os), собака {*kwon-kun-). Коров и овец также называли словом *peku(s), что соответствует латинскому pecus, древнеиндийскому рази, балтийскому реки. Поскольку с этим понятием связано целое семейство близких терминов со значениями «dvhо» «волосы» «расчесывать» (греческое P?kos — «руно»' древневер,хнегерманское fahl - «шерсть» латинское pectere - «расчесывать») то можно предположить что первоначально слово века обозначало животное с большим количеством шерсти, вероятно,
ORIIV и чТО сЛ/щССТВОВЯЛ периол когяя одомашнены
быте одни овцы а прочие животные-еше нет Слова обозначающие «шерсть» и «ткачество» также имеют отчетливо индоевоопейское происхождение (старославянское *iv/*e титовское vilna немецкое Walk ^bHtuHa^cSxwinat^tw^ume шЬеп -«пояс™ и ^ ходяГкранне^
Крупный рогатый скот был, по всей видимости, ценнейшим имуществом семьи, рода или племени и служил, как это зафиксировано в соответствующих терминах и древних исторических свидетельствах, предметом обмена. В санскрите слово «господин» буквально означает «властелин скота». В древнейших письменных источниках, таких как «Илиада» и «Ригведа», скот служил выкупом за невесту или оружие. Скот (pecus) был основным достоянием и имел то же значение, что для нас деньги. Отсюда латинское название денег -pecunia. Эта функция сохранилась за скотом вплоть до XX в. (к примеру, в сельских районах он может выступать в качестве приданого невесты). Соответствующие сюжеты индоевропейской мифологии и эпической литературы ясно говорят о том значении которое придавали угону скота. Одомашнивание скота дало сильный толчок росту частной собственности.
Название одомашненной лошади сохранилось в латинском языке как equos, готском — aihva-, литовском - asva; на основании чего его индоевропейская форма реконструирована как *ekwos или *ekwa. Компаративные исследования индоевропейской мифологии говорят о первостепенной роли лошади (в особенности белой) в качестве священного, жертвенного животного, воплощения божественных сил Бога сияющего неба. Археологические данные подтверждают лингвистические и мифологические сведения о ранней доместикации лошади, которая, скорей всего, имела место не поздней конца VI тыс. до н. э. Лошадь выступала в качестве жертвенного животного и
животного для верховой езды: в последнем качестве она, по крайней мере с середины V тыс. до н. э., стала участницей боевых схваток. Древнейшие воины были вооружены копьями, кинжалами, луками и стрелами и, подобно историческим индоевропейцам — скифам, сарматам и другим, — умели стрелять на скаку. Культ лошади как божественного и жертвенного существа столь же древен, как и ее использование для верховой езды.
Металлургия
Лингвистам не удалось реконструировать общий термин для металлургии. Это не удивительно, поскольку представители ранней курганной (курганной I) культуры не были знакомы с этой технологией. Медные предметы попадали к ним из Древней Европы через бартерный обмен с кукутенской культурой. Металлургия была получена ими значительно позже, во второй половине IVтыс., из Закавказья; затем она попала в Северное Причерноморье и оттуда, вместе со второй волной курганной культуры, в Восточную и Центральную Европу.
Оружие
Из первоначальных индоевропейских названий разных видов оружия удалось реконструировать следующие124:
*(H)nsi — режущее и рубящее оружие, «меч», пер-вонач&тьно — кремневый нож или кинжал (германское xsaxsaz, «меч», часто заменяет «нож»), древнеиндийское asi-, латинское ensis;
*кеги — «наконечник копья», «лезвие», или некоторая разновидность метательного оружия (ведическое .гаги- может означать «дротик», «стрела» или «копье»; германский эквивалент - *xeruz);
*Eengh-es-u — «копье», колющее оружие; и *ghai-so-s — «метательное копье» (источникдревнеирланд-ского gae, протогерманского *zaizas, древнеиндийского hesas, «метательный снаряд»);
*taqso-m - «лук»; греческое tokson, персидское taxs, латинское taxus;
*isu- - стрела (наконечник стрелы);
*gwiH - «тетива лука» (древнеиндийское/ра, аве-стийское/уо, литовское дао, «нить», «сухожилие»);
*Аек-оп — «камень для пращи»;
*Аек-топ- - каменный топор.
Эти слова говорят о раннем использовании оружия, что подтверждается археологическими данными (см. рис. 10-2, 10-4, 10-7, 10-35, 10-41, 10-42, 10-43, 10-45, 10-46).
Средства передвижения
Мобильность являлась одной из основных характеристик протоиндоевропейцев: благодаря верховой
Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы
стему наследования и постбрачного обитания. К примеру, общие термины для старшего поколения предполагают доминирующее положение мужских родичей: отец - *pffte:r, мать - *matfte:r;отец или браа ма- |
езде курганная культура была очень подвижна. Реконструированное протоиндоевропейское обозначение повозки имеет корневую форму *wegh (немецкое Wagen, литовское vezimas, польское wdz). Поддаются реконст- |
руированию и отдельные ее части: колесо — *rotha (ли- тери — *awyos; брат отца - *pHtrwos. Оббащаае тн аебя |
товское rams, немецкое Rad, древнеиндийское rathah, «колесница», латинское rota); ось — *ak'sis, lynch *pin (tulis в литовском, греческом и германском языках); и ярмо -yugom (чтоточно подтверждено). Производные от корня wegh- связаны с подниманием, переносом, поднятием при помощи рычага и ездой на санях. Это может означать что первоначально «повозка» использовалась для подъема тяжестей, в частности, при помощи рычага, или что она имела форму саней. Но даже если в первоначальном виде она и не была, четырехколесной, четырехколесные повозки были известны про-тоиндоевропейцам начиная с курганной I культупы На данный момент древнейшими свидетельствами суще-ствования колеса являются миниатюрные пиняные модели колес из древнеевропейских поселений (фазы кvkvtcни А и карано ro VI) датируютпиеся серединой Утыс дон э и более поздним периодом Обнажить какие-либо час™ шетояших повозок того времени
ГТОКЯ T-TLfKOTVTV 1-ТР "УТТЯИЯТТОСТ» И воnnOC" о ТОм КТО ~Ж.£" 1Лзо -
Структура общества
Как показывают сравнительные исследования индоевропейских языков, исторические документы и данные археологии, протоиндоевропейская культура была связана с патрилинейной структурой общества и патриарх&тьной системой власти, во главе которой стоял вождь-воин. Возраст был определяющим фактором его признания, тем более что он, по-видимому, играл активную роль лишь в тяжелые времена, когда требовалась повышенная сплоченность сообщества. Браки носили экзогамный характер и заключались между малыми подвижными патрило-кальными семьями, которые были частью более обширного клана или племени. Не похоже, чтобы в этот период у протоиндоевропейцев уже обособился отдельный класс жрецов. Женщины имели более низкий статус который могло повысить лишь родство с занимающими высокое положение мужчинами. О -том какова была законная власть мужа над женой гтжорят эпические тексты и правовые установления Под влиянием индоевропейской культуры неолитические женщины утратили свой престиж и в этом новом обществе занятом торговлей и набегами пре-вратились в еще,один вид частной собственности
Прекрасным доказательством патрилинейного, патрилокального и патридержавного характера протоиндоевропейского общества являются обозначения родства125. Филологи и лингвисты пришли к общему мнению, что индоевропейские обозначения родства и брачных связей подразумевают патрилинейную си-
внимание отсутствие общего наименования для теток
с отцовской и с материнской стороны. В число тер
минов, относящихся к поколению ровесников, вхо
дят следующие: брат - *bhraHte:r, обозначающий ши
рокий круг ровесников мужского пола (традиционно
образовывавших патрилинейные группы, которые
имели важные ритуальные и политические функции);
сестра — *sw?so:r, что означает «наша», т. е. «женщина
из нашего рода»; сын — *SW-Htiws (*swff— «рождать»,
что говорит о тесной связи между матерью и сыном);
дочь — *dhwgHte:r (по всей видимости слово имеет
отношение к дойке и означает «доить» или «доярка»).
Клэоме того существуют слова для обозначения муж
ней родн и и *swekwros), его братьев
(*dnHvwp-r) и сестер (^eHlnwsV лля жены сына (*ши>5<э?1 и мужа дочери/сестры (*еепНг) В качестве отдельной категории выделяются вдовы' (*wvdh что означает «п^аТГнеполноценная»), но не вдовцы.
Аналогичных терминов для обозначения родни невесты не существует. По всей видимости, при замужестве индоевропейские женщины уходили в дом мужа, где жили рядом с его отцом и братьями. Это также может служить свидетельством экзогамного характера брака.
Протоиндоевропейский термин *pot обозначает мужчину, стоящего во главе семьи,pathpotestas, или вождя. О патриархальном устройстве общества говорят и парные термины *genH-os/*genH-r. первый описывает патрилинейную группу, с которой человек породнился при браке, второй - наиболее уважаемого члена этой группы. На основании мифологии и правовых установлений можно заключить, что глава индоевропейской общины (*pot или *dompoti) был деспотичным и вероятно полигамным воином-пат-риархом,который имел полную власть над жизнью и смертью членов своей семьи или клана.
Очевидно, что статус женщины был низким. Термин, означающий «выкуп за невесту», происходит от *wedh, «вести», что, возможно, имеет отношение к движимому имуществу. Есть мнение, что женщины были «помехой» для этих подвижных, воинственных племен.
Благодаря лингвистической палеонтологии у нас есть сведения о том, в какую непосредственно структуру была встроена семья. Принадлежащий малой семье дом - *domos (или *dreb западных протоиндоевропейцев) входил в небольшую патрилокальную расширенную семью - *weik. Кроме того, обитатели *weik могли идентифицировать себя как поттмков одной группы или рода, *gen, и выбирать себе брачных партнеров из более широкой этнической или племенной общности, *teuta.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рост земледелия
У европейского ответвления
Протоиндоевропейцев
В степной курганной культуре земледелие играло второстепенную роль по сравнению со скотоводческим укладом. Однако исследования лексики указывают на то, что европейское ответвление индоевропейцев обладало значительными познаниями в земледельческом словаре. Следовательно, рост земледелия происходил одновременно с упадком номадизма, который начался после прихода носителей курганной (майкопской) культуры в Европу, в особенности на тех территориях, где земледелие уже было тысячелетней традицией.
Протоиндоевропейцы в какой-то мере занимались земледелием. Существуют общие термины для зерна, перетирания и размола, высевания и жатвы; также широко распространено слово mat{e)ya — «мотыга». Чрезвычайно важно, что сохранились наименования проса (*meli, *metyom, *mefya); мелкой разновидности пшеницы, ползучего пырея, осоки, спельты и райграса — *puras,os\ зерновых, используемых для закваски и брожения, - *yewos, мнж. *yewoi. Корень jew- связан с группой слов, которые обозначают «литься» или «исходить» «кипеть» «бродить» «волноваться» «подниматься».
До нынешнего времени в поселениях курганной культуры Днепро-Волжского региона удалось иден-тифицироватьтолько просо. Несмотря на то, что там были обнаружены каменные мотыги, кремневые лезвия для серпов и зернотерки, не было найдено ни следа пшеницы-однозернянки или эммера, ячменя, овса или ржи. Известные по нескольким поселени-ям крупные мотыгообразные орудия считаются примитивными плужными лемехами. Насколько можно судить, на своей родине носители курганной культуры занимались экстенсивным выращиванием травы. За исключением проса, «земляного» зерна, *yewos, зерна для закваски и *nuris травы или спельты нет никаких других наименований зерновых культур как нет и археологических данных об их присутствии.
Общие названия для ржи, ячменя и овса обнаруживаются только у европейской ветви индоевропейских языков. Так, в славянских, балтийских, германских и кельтских языках есть слово *rughis — «рожь». Общий корень *aw- для обозначения овса обнаруживается в славянских, балтийских языках и в латыни. Судя по всему, «ячмень» означает «пища из зерна», во всяком случае на это указывают его латинская, герман-ские и славянские формы: латинские far и farina'. древненардское barr — «ячмень»; готское barizeins — ««и ячменя»; старославянское брашно - «пища»; сербское brasno - «мука»; русское борошно - «ржаная мукаа»
Некоторые названия являются общими для всех носителей индоевропейских языков Южной Европы: бобы, горох, вика и мак одинаково именуются на ла-
тыни, албанском и греческом. Все эти растения были хорошо известны в Юго-Восточной Европе с эпохи неолита, и не исключено, что их названия были восприняты индоевропейцами. Единое название для льна, linum, существует в латинском, греческом, славянских, балтийских и германских языках. Название конопли — *kannabis — сохранилось в греческом, албанском, германских, славянских и балтийских языках но не известно у восточных носителей индоевро-пейских языков. Все это говорит о том, что индоевропейцы в Европе были знакомы со многими зерновыми и бобовыми культурами, льном и коноплей. Некоторые названия, будучи общим достоянием большой группы языков, вполне могут восходить к важному формативному периоду который последовал за второй волной курганной культуры (вторая половина IV тыс дон э) Насколько можно судить бобовые культуры были восприняты новопоселенцами отдрев-неевропейского населения Юго-Восточной Европы Очевидно что земледельческий словарь индоевропейцев расширялся по мере их продвижения на запад.
Столкновение двух идеологий
Древнеевропейцы и индоевропейцы обладали диаметрально противоположными системами верований. Индоевропейское сообщество было воинственным, экзогамным, патриархальным, патрилинейным и пат-рилокальным, с сильной клановой организацией и иерархической структурой, где превалировало воинское сословие. Его основные божества были мужскими и изображались в виде воинов. Совершенно исключено, чтобы этот тип социального устройства мог развиться из матрилинейного, матрилокального и эндогамного общества Древней Европы. Отсюда следует что появление индоевропейцев в Европе - не эволюция, но столкновение двух идеологий.
За исключением Эгейского и Средиземноморского региона, с набегами представителей курганной культуры в Европе оборвалась долгая древнеевропей-ская традиция возведения святилищ. Вместе с ней исчезли культовые предметы поразительной выделки — прекрасные сосуды, жертвенные вместилища, модели святилищ, алтари, скульптура, священные письмена. Ни в северопонтийских землях, ни в волжских степях, ни в тех частях Европы, которые во время или после эпохи миграции оказались под воздействием курганной культуры, не известно ни одного святилища которое можно было бы напрямую свя-зать с курганной культурой Их отсутствие как и отсутствие более простых алтарных построек вполне согласуется с образом жизни скотоводов. ,